О ПОРТРЕТАХ

О ПОРТРЕТАХ Литература, Писатели, Культура, Живопись, Искусство, Фотография, Творческие люди, Лев Толстой, Антон Чехов, Длиннопост

В январе 1900 года, когда Лев Толстой серьёзно заболел, Антон Чехов признался в письме журналисту Михаилу Меньшикову:

Я боюсь смерти Толстого. <...> Когда в литературе есть Толстой, то легко и приятно быть литератором. <...> Толстой стоит крепко, авторитет у него громадный. <...> Только один его нравственный авторитет способен держать на известной высоте так называемые литературные настроения и течения. Без него бы это было беспастушное стадо или каша, в которой трудно было бы разобраться.

Толстому тогда перевалило за семьдесят, и он выздоровел. Сорокалетний Чехов прожил ещё всего четыре года.

Во второй половине мая 1908-го в Ясную Поляну к Толстому приехал российский пионер цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский. Три дня он готовил аппаратуру, реактивы и ждал погоды. 23 мая, когда природа смилостивилась, фотограф сделал исторический цветной снимок восьмидесятилетнего писателя, философа и публициста. Успел увековечить.

Умер Толстой в 1910 году, а публика увидела его в цвете только в 1970-м, на обложке журнала "Наука и жизнь", выпущенного трёхмиллионным тиражом.

О ПОРТРЕТАХ Литература, Писатели, Культура, Живопись, Искусство, Фотография, Творческие люди, Лев Толстой, Антон Чехов, Длиннопост

Широко известен и живописный портрет Льва Толстого кисти Ильи Репина, сделанный двадцатью годами раньше фотографии, в 1887 году, по заказу Павла Третьякова. Принято восхищаться нарочитой сдержанностью репинской палитры: мол, художник сознательно приглушил цвета фона и одежды, чтобы они не отвлекали зрителя от сияющего лица...

...но искусствовед Николай Мудрогель, работавший в Третьяковской галерее пятьдесят восемь лет, рассказывал, что галеристу не понравился румянец Тостого, и в особенности красный лоб.

— Будто он из бани! — недовольно говорил Павел Михайлович.
Он всё допрашивал нас:
— Вы видели Толстого. Не такой же у него румяный лоб?
— Да, — говорю, — лоб не такой румяный.
— Ну вот, и мне так кажется. Придётся исправить.
— Сказать Илье Ефимовичу? — спросил я.
— Ни в коем случае! Он всё перекрасит и, может быть, сделает хуже.
Ходил он вокруг портрета с месяц и, наконец, однажды приказывает мне:
— Принесите-ка краски, масляные и акварельные.
У меня всегда имелся ассортимент красок. Несу палитру, Третьяков берёт самую маленькую кисточку и начинает убавлять красноту на портрете Толстого. Румянец на лбу был залессирован. Так портрет и остался, поправленный Третьяковым.

Владельца галереи, закачика портрета и поклонника Толстого можно понять, но не оправдать. Если автор картины — Репин, значит, лишь он один имел право прикасаться кистью к полотну и позволять это кому-либо другому. Третьяков разрешения не спрашивал...

...а при взгляде на цветной фотопортрет работы Прокудина-Горского видно, что лицо у Толстого и вправду красное, словно после бани. Возможно, это была особенность внешности, которую не пожелал признавать Третьяков.