О поисках своего Я с точки зрения гештальт-терапии

Многочисленные тренинги самопознания и книги, посвященные поиску своего истинного Я, отражают потребность многих людей найти для себя ответ на этот вопрос.


На группах личностного роста люди нередко спрашивают других участников: «Скажите, как вы меня воспринимаете?», «Какой я человек?» В терапии нередко можно слышать такие высказывания: «Я запутался. Я не знаю, кто я. Я не знаю, чего я хочу, какие у меня цели в жизни». Эти высказывания отражают трудности в осознавании и понимании своей самости.


Попробую сжато сформулировать весьма сложную теорию гештальт-терапии, касающуюся Я, в виде трех кратких тезисов:


* Я – это процесс;

* Я возникает только в контакте;

* Я связано с телесностью.


Я – это процесс


Я меняется во времени


Гештальт-терапия исходит из того, что в реальности наше Я постоянно меняется, каждую секунду. Прежде всего, это очевидно на примере физического тела, которое постоянно обновляется и изменяется. Но, кроме того, у человека также меняются мысли, убеждения, увлечения, привычки, ценности, взгляды на жизнь. Физическое тело, желания и мысли одного и того же человека в пятилетнем, шестнадцатилетнем и в тридцатилетнем возрасте отличаются кардинально. В процессе жизни у Я человека исчезают одни атрибуты и возникают новые – в частности, появляются и исчезают профессиональные и социальные роли.


Я зависит от того, с чем мы себя отождествляем


Гештальт-терапия говорит, что то, что мы подразумеваем, произнося вслух или про себя слово «я» тоже непостоянно. С точки зрения гештальт-подхода, слово «я» является символом идентификации. Например, во время написания этого текста, я идентифицирую себя с человеком, который пишет статью. Через несколько минут я захочу кофе, и я буду ощущать себя как «я», которое хочет кофе. Т.е. в каждый текущий момент оно обозначает то, с чем отождествил себя человек.


У Я есть «граница»


В гештальт-терапии говорится, что у Я есть граница. Это конечно метафора. Она подразумевает, что то, с чем мы его идентифицировали, не ограничивается нашим телом и может выходить далеко за его пределы. Например, если женщина узнает, что кто-то обижает ее ребенка, она переживает это почти также как нападение на саму себя. Мы можем отождествлять себя с семьей, национальностью, определенной страной. И тогда угроза этой группе воспринимается нами как угроза собственной самости. Граница может и суживаться. Если человек чувствует физическое недомогание, то его восприятие своего Я сокращается до телесных ощущений или даже какой-то одной части своего тела.


Если эта граница гибкая, человеку проще творчески приспосабливаться к меняющимся жизненным ситуациям. Если она становится жесткой, человек начинает застревать в отдельных ролях, когда они уже не соответствуют текущим условиям. Например, мать, дети которой выросли, не может перестать их контролировать. Женщина, занимающая руководящую должность на работе, продолжает вести себя как руководитель, возвратившись вечером в семью и в интимных отношениях с мужем.


Я возникает только в контакте


Самая сложная для понимания идея гештальт-терапии относительно Я заключается в том, что Я возникает только в процессе контакта с миром. Внешне наше Я проявляет себя через то, как мы взаимодействуем со своим физическим окружением и окружающими нас людьми. Если нет взаимодействия, то о Я невозможно сказать что-то определенное.


Могут возразить, что человек и без непосредственного контакта может знать о своих предпочтениях, желаниях, ценностях, и о том, как он поведет себя в том или ином случае. Однако, во-первых, это знание является результатом контакта в прошлом, во-вторых, представления человека о себе могут быть далеки от реальности, если не проверяются опытом. Например, подросток может воображать, что легко сможет стать мастером каратэ, но когда он записывается в секцию и приходит в спортзал, обнаруживает, что занятия даются ему совсем непросто.


Приведу еще пару примеров из жизни (имена естественно изменены):


Когда Анастасия выходила замуж, ее жених сказал ей, что хотел бы строить супружеские отношения на принципах открытого брака. Хотя ей не особо понравилась эта идея, ей очень нравился этот молодой человек, и она думала, что уже пришло время для того, чтобы обзавестись семьей. Поэтому она решила согласиться, посчитав, что не будет ничего особо страшного, если у них с мужем иногда будут не скрываемые друг от друга параллельные связи. Однако когда ее супруг действительно стал встречаться с другими девушками, она почувствовала, что это совершенно непереносимо для нее. У нее возникала сильнейшая ревность и ярость.


Кристина длительное время встречалась с молодым человеком. Однажды он предложил ей заняться сексом втроем с его другом. Сначала Кристина сочла это предложение совершенно неприемлемым для себя. Но поскольку молодой человек проявлял настойчивость в уговорах, она решила уступить, твердо решив для себя, что это будет единственный раз. Однако когда близость состоялась, она с удивлением обнаружила, что этот опыт ей понравился, и она совсем даже не против, чтобы он повторился.


Когда люди говорят, что хотят найти свое истинное я, то обычно они подразумевают, что хотят обнаружить нечто устойчивое и постоянное. Но как вытекает из изложенных выше тезисов, это невозможно.


Я связано с телесностью


Хотя говорилось, что Я – это то, с чем человек себя в текущий момент отождествляет, это вовсе не означает, что эти идентификации совершенно произвольны. Они связаны с потребностями, которые возникают на уровне тела.


Человек может попытаться отвергнуть естественно возникающие желания и поставить перед собой искусственные цели. Например, женщина, получившая негативный опыт совместной жизни с мужчиной, может попытаться убедить себя, что отношения с мужчинами ей не нужны, и ее целями являются построение карьеры на работе и воспитание, имеющегося у нее ребенка. Или молодой человек при выборе профессии может решить, что его личные склонности не важны, намного лучше последовать совету родителей. Человек может даже полностью исключить эти потребности из своего сознания, перестать замечать их. Но такая стратегия ведет к страданию, а иногда даже к ощущению потери своего подлинного Я.


Фриц Перлз, основатель гештальт-терапии, говорил, что ее цель состоит в том, чтобы делать реальных людей. Т.е. людей, которые опираются на свои собственные чувства и потребности, и используют свои собственные способности, для того чтобы эти потребности удовлетворять.


Когда люди говорят, что они хотят узнать, кто они такие, чаще всего они имеют в виду либо то, что не могут разобраться в своих желаниях, либо то, что у них нет четкого представления о том, как их видят другие люди, как реагируют на их действия. Для многих людей (если речь не идет о серьезных личностных нарушениях) в этом случае идеальным местом для решения этих задач являются терапевтические группы и группы личностного роста. Чтобы понять свои желания нужно восстановить контакт со своими телесными ощущениями, эмоциями и чувствами. Для этой цели в психотерапии было разработано множество разных упражнений. Для того чтобы узнать как нас, наше поведение воспринимают другие неоценимую помощь могут оказать участники группы, дающие искреннюю обратную связь, которую трудно получить от людей в повседневной жизни.


Исходя из вышеописанного взгляда, поиск своего истинного Я всегда будет оставаться незавершённым и это нормально, потому что само Я постоянно живет, находится в процессе. Но, тем не менее, вполне реалистично сформировать представление о своих желаниях на сегодняшний день, о своей истории как личности, о том, как нас воспринимают люди в текущий период времени.


Автор: Андрей Гронский. Опубликовано на b17.ru.

Психология | Psychology

20.5K постов59.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.