О ЛОГИКЕ

...и её отсутствии.

"Логика — это наука о законах правильного мышления", — говорил Георгий Челпанов, основавший Психологический институт на деньги мецената Сергея Щукина в 1912 году, а непотопляемый кремлёвский житель Анастас Микоян отмечал железную логику Вождя Народов, у которого "с непоколебимой последовательностью одно положение вытекает из другого, одно обосновывает другое, ничего разбросанного в мыслях и действиях".

С человеком, лишённым логики, невозможно говорить ни о работе, ни о семье, ни — упаси бог! — о политике, ни об экономике, ни о спорте, ни о науке, ни о литературе — ни о чём вообще. И ждать от него логичных поступков тоже бессмысленно...
...поэтому в разнообразных нынешних проблемах гораздо больше, чем принято считать, виноваты советская школа и её наследница, школа российская.

В России логику преподавали в религиозных и светских учебных заведениях, начиная с XVI века. Книга 1807 года "Начертания логики" Лубкина стала не первым, но одним из наиболее ярких учебников, которые регулярно издавались до 1917 года, когда к власти пришли большевики.

Россия сделалась советской, а логика всё острее конфликтовала с основой марксизма — диалектикой. И главное, советская пропаганда, как любая пропаганда вообще, не выдерживала логического анализа. Даже особо изощрённые пропагандисты оперировали диалектикой марксизма и утверждали, что материя превыше сознания. Логика — наука о правилах последовательного мышления — опровергала примитивные догматы. Поэтому советская власть приняла решение в своём командно-административном духе: логику попросту запретили как буржуазную по природе и противоречащую марксизму.

Мыслящее меньшинство тогда вспомнило ленинскую формулу: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно". Логика подсказывала зеркальный вариант: "Учение Маркса верно, потому что оно всесильно".

Всесильная власть выслала наиболее выдающихся учёных из России на "философских пароходах", а остальные были загнаны в глубокое подполье или физически уничтожены. Логика как наука в России перестала существовать: её заместила идеология...
...но уже в конце 1930-х Вождь Народов вызвал к себе одного из бывших ведущих логиков страны — профессора МГУ Валентина Асмуса, который ради самосохранения переключился на исследование эстетики Древней Греции. Вождь посетовал на то, что "комиссары не умеют думать", и велел организовать курсы логики для управленческих кадров.

Великая Отечественная война помешала этим планам осуществиться, но уже в 1946 году было принято постановление "О преподавании логики и психологии в средней школе", поскольку умеющих думать к тому времени осталось критически мало. "Учительская газета" писала:

"ЦК ВКП (б) признал необходимым ввести в течение четырёх лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание психологии и логики в выпускных классах средней школы. Логика и психология должны преподаваться квалифицированными преподавателями, получившими специальную подготовку в области психологии и логики". Притом — вопреки логике продуманных государственных решений — не существовало ни учебных программ, ни профильных специалистов нужного уровня.

Идеологи мгновенно переобулись. В следующем номере "Учительской газеты" прозревшие педагоги дружно сетовали на то, что "ученикам не хватает умения логически рассуждать", а в передовице — опять-таки вопреки разгромной государственной логике предыдущего тридцатилетия — давалась новая директива:

"Громадное значение для дисциплинирования нашего мышления имеет логика. Как наука о законах правильного мышления, логика устанавливает те принципы, следуя которым, мы можем избежать ошибок в наших суждениях и умозаключениях и прийти к правильным, логически обоснованным доказательствам".

В 1954 году, уже после смерти Вождя, по инерции был издан сокращённый гимназический учебник логики Челпанова и новый школьный учебник. Тираж умопомрачительный — 800'000 экземпляров. Если учесть, что в школах страны тогда учились около 25 млн человек и большинство уходили после окончания семилетки, — логика с арифметикой подсказывают, что изучением логики предполагалось охватить не только экспериментальные Москву, Ленинград, Свердловск, Горький, Куйбышев, Саратов и Новосибирск, но и всю страну.

Логику и психологию начали преподавать старшеклассникам в шести сотнях российских школ, но инерции хватило всего на несколько лет. Управленцам, не привыкшим думать, логика оказалась ни к чему, а первые обученные умницы только мешали. Поэтому к 1959 году логика снова пропала из учебного плана для средней школы. Из типовой программы вузов её тоже вычистили, поскольку "разрешить спорные ситуации в математике логика неспособна — на это способен только диалектический материализм"...
...и сейчас, по результатам ста лет истребления в России логики, потомственная — минимум в пятом поколении — неспособность большинства сограждан любого ранга мыслить логически выглядит очень логичной.
В сетевых комментариях они это старательно подтверждают
.
Будем здоровы.

О ЛОГИКЕ Россия, Социализм, Цивилизация, Логика, Наука, Критическое мышление, Литература, Образование, Длиннопост