Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

О ХИТРОСПЛЕТЁННОМ

"Никогда не буду женщиной. Интересно, что они чувствуют?" — рассуждал Михаил Жванецкий.

На его вопрос попыталась ответить Полли Джин Харви, также известная по инициалам Пи Джей и памятная многим по дуэту с Ником Кейвом. Выступая на вручении BRIT Awards в 1994 году, она от слова до слова процитировала самую знаменитую песню Мика Джаггера. "Я не могу получить удовлетворения", — призналась Полли со сцены, но в её версии песня звучала по-особенному.

Молоденькую Харви на том выступлении поддерживала молоденькая Бьорк, на многие годы закрепившаяся в позиции рок-викинга №1. Она мне напоминает персонажей своего земляка, исландского скальда XII-XIII веков Снорри Стурлусона, который лучше всех писал про исландских и норвежских политических деятелей Средневековья. Говорят, "Сагу об Эгиле" тоже записал он. Там речь о трёх поколениях реальных викинов примерно между 850 и 1000 годами: как жили, с кем жили, где воевали, какие одержали победы, какую вели политику и как создавали государства, кто у кого увёл жену или убил брата...

О ХИТРОСПЛЕТЁННОМ Политика, История, Культура, Литература, Средневековье, Викинги, Музыка, Видео, Длиннопост

Эгиль Скаллагримсон — при том, что стал самым известным литературным героем скандинавских сказаний, — тоже был реальным человеком. По рождению норвежцем с саамскими корнями; по месту, где провёл существенную часть жизни, — исландцем. Не так давно его останки эксгумировали. Экспертиза подтвердила огромный рост, мощное телосложение; тяжёлые раны, оставившие следы на костях, и даже вероятную болезнь, которая отравляла его жизнь: сын Скаллагрима прожил невероятно долго для викинга тысячелетней давности, лет восемьдесят.

О ХИТРОСПЛЕТЁННОМ Политика, История, Культура, Литература, Средневековье, Викинги, Музыка, Видео, Длиннопост

Интересно упоминание о том, что Эгиль был некрасивым. В чём это выражалось, уже трудно сказать. Жгучий брюнет — редкость среди викингов. Но он пошёл в отца. Скаллагрим значит "Лысый Грим": папе дали прозвище за раннюю лысину. Эгиль тоже облысел к двадцати пяти годам. Генетика — штука суровая. Хотя лысины маловато, чтобы тебя веками вспоминали как страхолюдину. Скорее, из-за давних саамских предков он внешне отличался от окружающих так же, как Бьорк отличается от Пи Джей Харви...

...и в любом случае, Эгиля Скаллагримсона всё же вспоминают в первую очередь как многогранную личность. Он и великий воин, добывший мечом и умом большое богатство; и выдающийся поэт, сложивший стихи, которые читают по сей день больше тысячи лет; и ловкий политик — мастер лавирования между конунгами Англии и Норвегии с таким расчётом, чтобы оставаться независимым; и рунический шаман — судя по "Саге", не чуждый медицинских знаний; и берсерк...

Берсерком викинги называли человека, который становится безумным в бою. Такого невозможно победить, особенно если он — такой могучий гигант и так владеет искусством боя, как Эгиль. Впрочем, будущий герой совершил первое убийство ещё мальчишкой семи лет: зарубил топором двенадцатилетнего соседа, который над ним глумился. Остальные жертвы появились позже. Их было много — в боях и военных походах, в застольях и в поединках, когда суд решал таким образом, кто из спорщиков прав.

О ХИТРОСПЛЕТЁННОМ Политика, История, Культура, Литература, Средневековье, Викинги, Музыка, Видео, Длиннопост

Примечательна история о том, как Эгиля взял в плен какой-то землевладелец. Эгиль улучил момент, выгреб из его дома всё серебро и унёс. Но в пути решил, что воину неприлично вести себя, как вор. Поэтому беглец вернулся...

...и убил хозяина серебра: с этого момента внушительный груз ценностей стал уже военной добычей, которую знаменитый викинг Эгиль мог присвоить без зазрения совести. Такое своеобразное представление о чести вполне разделяли другие викинги в Норвегии, Исландии и Англии.

Судя по рассказам Снорри Стурлусона об Эгиле, норвежский герой всю жизнь рвался навстречу новым приключениям, поскольку до старости не мог получить удовлетворения.

Возможно, в том числе и про это думала исландка Бьорк, помогая своей английской подруге Пи Джей Харви ответить песней на вопрос Михаила Жванецкого.