О КАННИБАЛЕ

(спойлер — это неправда)

Невооружённым глазом видно, что между 1857 и 1860 годами скульптор Жан-Батист Карпо находился под сильнейшим влиянием Микеланджело Буонаротти. Да он и сам этого не скрывал.

Но кто удостоился чести быть изображённым с такой дотошностью?

Кто и почему с остервенением грызёт пальцы в окружении страдающих детей и юношей?

О КАННИБАЛЕ Литература, Культура, Искусство, Скульптура, Средневековье, Италия, Длиннопост

Оказывается, это знаменитый предатель XIII века граф Уголино делла Герардеска. В "Божественной комедии" Данте граф помещён в девятый круг ада как олицетворение предательства. По-настоящему он прославился в почтенном 60-летнем возрасте и ещё лет десять портил кровь землякам в Пизе, играя на руку противникам из Генуи и Флоренции...

...а в результате, как гласит предание, Уголино с четырьмя сыновьями был замурован в башне и обречён на мучительную смерть от голода. Данте приводит версию, якобы рассказанную самим графом:

...Себе я пальцы в муке укусил.
Им думалось, что это голод нудит
Меня кусать; и каждый, встав, просил:
"Отец, ешь нас, нам это легче будет..."

Поэт впрямую не обвинял Уголино делла Герардеска в каннибализме, но сделал всё, чтобы вызвать такое подозрение у читателей. Тем более, в "Божественной комедии" описано, как в аду граф перегрызает загривок своему подельнику-архиепископу, такому же предателю Пизы.

Принято считать, что летом 1288 года, через два месяца заточения, Уголино и его сыновья умерли голодной смертью, и Паскуаречча — главный колокол Пизанской башни — известил об этом жителей города.

В реальности лавирование и политические трюки графа меркнут на фоне выкрутасов современных политиков. К тому же, судя по анализу останков, перезахороненных в фамильном склепе, Уголино оказался в башне с двумя сыновьями и двумя внуками, а не с четырьмя сыновьями; все они были убиты, а не умерли от голода, но несколько месяцев перед смертью сильно голодали, а не ели чьё-то мясо.

Так или иначе, надо отдать должное Жану-Батисту Карпо: его скульптура не только демонстрирует великолепный образец работы с мрамором, но и достойно соответствует жуткому средневековому сюжету.