О франшизах пост

Привет Пикабу!
Опять отошел от плана, буквально только что наткнулся на очередную говнофраншизу которую активно рекламируют. Я уже отписывался в комментах на эту тему, но думаю стоит сделать пост.

Франшиза - это покупка бренда,имени,инструкций и нужных знаний для того что бы открыть бизнес.
Далее я буду использовать слово мануал, под ним я подразумеваю весь информационный пакет франшизы, куда входит логотип,требования к помещению, контакты поставщиков, чеклист для работников, инструкции по отркрытию, рецепты и все-все-все-все что нужно для того что бы открыть бизнес.

Паушальный взнос - деньги которые вы отдаете за покупку мануала и поддержку
Роялти - деньги которые вы отдаете каждый месяц продавцу франшизы. Как правило это % от прибыли предприятия.


Франшизы делятся на три типа:
1) Франшизы-бренды. Как правило чертовски дорогие, но действительно популярные. Сюда можно отнести KFC, Adidas, Пятерочку, БургерКинг и прочие действительно КРУПНЫЕ фирмы с брендом, который у многих на слуху. Их покупать можно, но дорого.
2) Говнофраншизы. Это 90% рынка франшиз в России, к сожалению. Цель говнофраншиз как правило - продать франшизу и заработать именно на факте продажи. У них может не быть роялти (ежемесячные выплаты), потому что они заранее знают что нихрена вы не заработаете. Сюда можно отнести очень много франшиз, но делать этого я конечно же не буду. Антиреклама, все дела.. Зачем палкой в какашки тыкать, правда?
3) Франшизы малого бизнеса. Их мало. Чертовски мало. Вообще единицы. Эти франшизы как правило отличаются адекватным паушальным взносом, довольно высоким роялти и большим, но кустарным мануалом. Эти франшизы продаются с целью "вырасти" из малого бизнеса и расшириться географически.

Франшиза - это хорошо, на самом деле. Она дает возможность быстро и бесплатно расширить количество точек для самого продавца, а людям которые хотят открыть бизнес, но никогда этим не занимались - дает исчерпывающую инструкцию и поддержку для открытия. В идеальном варианте, это система win-win где каждая сторона получает желаемое. Но, это далеко от истины, опять же из-за огромного количества говно-франшиз.

Для того, что бы понять, какая франшиза перед вами, нужно ознакомится с этим бизнесом. Разберем на примере. Буду разбирать на примере мобильного приложение, т.к продвигал и продвигаю свое приложение по франшизе, к тому же очень много говнофраншиз как раз в этой сфере.
Если это мобильное приложение, которое двигается по франшизе, значит оно региональное. Ну, например, какое-то городское приложение. (их много, и некоторые из них все пример говнофраншиз).
Первое на что нужно смотреть в этом случае - популярность приложения в городе продавца. После на отзывы. После нужно максимально много информации найти в интернете про это приложение. Запросить у продавца кол-во продаж в этом месяце, бизнес-план, план-продаж и вообще как можно больше информации. Много спрашивайте, если что-то непонятно или есть сомнения. Нормальные франшизы не боятся отвечать на вопросы, на все есть логичные ответы. Не забывайте пользоваться здравым смыслом )
Второе на что нужно смотреть: требования к вам. У крупных франшиз (типа макдоналдса) требования чертовски большие. Тут и наличие денег, и наличие помещения в собственности,возраст,наличие организации в нужной форме с нужной системой налогообложения, всякие справки и еще куча всего на свете. У говнофраншиз требований нет вообще. Вам может быть 10 лет и вы ходите в 1й класс (все еще) - главное что бы у вас были деньги за паушльный взнос - остальное неважно. Их цель - продать вам кучку информации и свалить в закат.
У нормальных малых франшиз требований тоже особо нет, разве что такие продавцы будут интересоваться кто вы, откуда, чем занимались, если вы работаете - то как долго будете работать и как будете строить бизнес если заняты. Нормальные малые франшизы не выкатывают требований, но требуют от вас работать и смотрят насколько вы работать способны и заинтересованы.
Третье на что нужно смотреть: план работы. опять же, у больших франшиз он огромен и сложен, у говнофраншиз он размыт или обобщен или отсутствует. У малых франшиз он четкий, поэтапный, и как правило простой, но расписан на 3-5 месяцев вперед. Это план продаж, план открытия, описание где/что/как купить построить. Если это франшиза заведения/бара/магазина то к вам наверняка приедет продавец или специальный чувак что бы помогать с открытием. Суммы на перелет/проживание так же ложатся на вас как правило.

В целом, это три правила которые помогут вам оградитится от говнофраншиз и не профукать деньги. У меня есть знакомый, он открывает уже второе заведение по франшизе и дела у него идут хорошо. К нему так же приезжали, помогали и отвечали на вопросы. Он жуткий зануда, но в этом случае это играет только на руку.

В конце хочу кратко разобрать франшизы из "реальной жизни". Тут опять же, буду делать на примере фотосалона, т.к я счастливый владелец фотобудки и могу описать эту кухню изнутри. (франшизу на фотобудку я конечно не продаю, я ее даже не составлял, вряд ли это кому-то надо)
Итак, вы нашли объявление ФРАНШИЗА СУПЕР ТОЧКИ ПО МОМЕНТАЛЬНОМУ ФОТО НА ДОКУМЕНТЫ.
Первым делом - смотрите в интернете эту фирму. Сайт, группу в соц.сетях, отзывы и вообще все ссылки которые ведут по запросу. Запрашиваете фотографии. Посмотрели, увидели что такая фирма есть, что они правда работают уже столько-то лет/месяцев. Отлично. Спрашиваете по открытию. Что нужно от вас, как строится работа. Если ответили что нужно будет потратить столько-то денег на закупку оборудования, столько-то дней на постройку помещения и столько-то времени на запуск - отлично. Спрашиваете про деньги, форму организации, налоги. Если отвечают быстро, четко и правильно - можно верить.
Спрашиваете точные цифры по роялти и паушальному взносу. Ответили быстро, паушальный небольшой а роялти 10-15% - верный признак что все хорошо.
Задаете дополнительные вопросы любые. Если вопрос очень конкретный типа "какой принтер лучше купить и где" - вам могут ответить типа "это написано в мануале, пока я не могу ответить". Запрашиваете сам мануал. Что в нем есть. Вам либо опишут каждый файл которые есть, либо скинут скриншот папки с этими файлами- тоже хорошо. Смотрите, пытаетесь понять что в этих папках и насколько это полезно.
Далее узнаете по оплате, рассрочке платежа для паушального взноса и форме договора. Если рассрочку дают - это отлично и правильно. Если это серьезная франшизка - то вас попросят сначала открыть ИП или ООО, потом вы получите договор в эл.виде. распечатаете, подпишите, получите свою подписанную копию по эл. почте, оплатите паушальный взнос на расчетный счет - получите манул - начнете открываться. Через какое-то время вам придет заказное письмо, с тем же договором, которое нужно подписать и отправить обратно. В таком случае - ваша франшиза действительно нормальная.


Подытожу: если паушальный взнос большой (30-60-150 тысяч за кофебудку например), роялти маленький или отсутствует, к вам нет никаких требований, деньги просят сразу и все, оплату принимают на карточку/кивикошелек, договор подписывать хотят "потом" или "вообще нафиг он нужен" - это говнофраншиза.
Франшиза это хорошо, и очень жаль что всякие говнюки сделали слово "франшиза" синонимом слову "наёб"... особенно в it секторе(

Удачного вам дня, покупайте только хорошие вещи и пользуйтесь здравым смыслом - он реально помогает)
На связи был Gagarin28, до скорых встреч!

Бизнес

2.6K постов32.8K подписчиков

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.