Немного об экипе и философии

В одном посте про подбор экипировки я оставил один эмоциональный комментарий с некоторыми рекомендациями в выборе экипировки, и вообще по концепции подбора шмота и защиты. Коммент «зашел», и я пообещал запилить пост, посвященный этой теме.

Но вначале я хочу сделать лирическое отступление, и поговорить с вами немного о философии… о философии движения. Извиняюсь сразу за много букв, но я должен прояснять свою точку зрения.

Немного об экипе и философии Экипировка, Мотопутешествие, Мото, Лайфхак, Длиннопост

Мотоцикл – это вообще штука не из разряда рационального. Мотоциклизм – это хобби, увлечение. Практическая польза от владения мотоциклом – сомнительная. Это вещь для получения удовольствия. И каждый, кто ездит на мотоцикле, выбирает свою философию движения. Выбор мотоцикла, скорости движения, размер багажа, суточного пробега, места ночевок и прочее, и прочее – все это в комплексе и есть философия движения.


Экипировка – это неотъемлемая часть философии движения.


Поэтому в контексте советов по выбору экипировки я имею право говорить только о своей философии, постараюсь ее немного озвучить, и обосновать свой выбор. Кто-то будет не согласен – и это совершенно нормально. Я буду говорить в основном в контексте путешествий и длительных поездок, потому что в городе ездить можно в чем угодно.


Допустим, кто-то может позволить себе неспешно путешествовать на стиле на классическом мотоцикле в одной клетчатой рубахе и брезентовым рюкзаком за спиной. Прекрасно, сам мечтаю. Но данная философия не подразумевает оперативный транзит между городами по хайвею, да и вообще скорость обычно будет в пределах легальных. Также подобная концепция накладывает определенные ограничения в плохую погоду. Пошел дождь, похолодало. Имея в запасе много времени, я бы вообще не обломался – завалился бы в отель, пошел на экскурсию или разбил лагерь и сушился бы неспешно, попивая вискарик и пережидая плохую погоду сколько нужно. В этом есть свой шарм.

Немного об экипе и философии Экипировка, Мотопутешествие, Мото, Лайфхак, Длиннопост

Но я, к сожалению, таким количеством времени не обладаю. Я работаю в офисе, у меня стандартный отпуск и один мотоцикл для всего. Я на нем езжу на работу, езжу межгород, и путешествую. Именно необходимость ехать прямо сейчас и любую погоду, необходимость время от времени ездить быстро - накладывает определенные требования к экипу. Давайте начнем:



1. Чтобы подобрать свой экип, нужен путь проб и ошибок. Купить идеальный экип прям так сразу махом – невозможно. Это постоянный поиск.


2. Имейте ввиду, что вначале все неудобно. К экипу сначала нужно привыкнуть. Про 90% неудобств после прикатки вы забудете.


3. Если к определенной детали экипа не получается привыкнуть – не мучайте себя. Ищите другой вариант, или отказывайтесь вообще. Все это влияет на комфорт и удовольствие от движения. Если неудобно или натирает, мешает – то какое тут удовольствие? Движение должно быть в кайф, иначе зачем все это?


4. Защита. Конечно, чем больше ее будет, тем лучше, с учетом пункта 3. По моему мнению, защита должна быть отдельно от экипа, хотя сам пока полностью не перешел на данную концепцию.

Плюс данного решения - защиту можно использовать отдельно с любыми куртками, хоть мото, хоть гражданскими, хоть без куртки вообще - в жару остаться только в черепахе. В +30 вы куртку со встроенной защитой все равно снимете, давайте не будем себе врать. Ехать же в легких гражданских джинсах + внешняя колено-голень поверх + боты + черепаха (можно джерси в сеточку сверху накинуть) - ОЧЕНЬ разумный выбор в данной ситуации. Это лучше чем остаться футболке. Раздельная защита дает больше вариаций (вариативность – вообще один из постулатов туринга). Да в других видах спорта пригодится, например, зимой на сноуборде кататься.


5. Шлем. Необходимость ехать на постоянке 120-130 по шоссе не оставляют других вариантов – тут нужен интеграл или модуляр. Хотя, как ни странно, моя будущая жена отъездила в открытом шлеме несколько тысяч км вторым номером примерно в таком режиме, и не жаловалась. Сменили на модуляр из соображений безопасности. Также не забывайте, что в открытом шлеме, помимо шума и безопасности, задувает песочек и водичку на лицо. Сам езжу пока в интеграле, про модуляр думаю. Сейчас уже есть модуляр весом 1350 с хорошим результатом тестов в https://sharp.dft.gov.uk/ , но пока просто не решил, нужен ли он мне.

Туринговые шлемы с козырьком - не понимаю. Тут и с интегралом-бы добиться хорошей аэродинамики вкупе с ветровым стеклом, что уж говорить про шлем с козырьком (который кстати короткий и бестолковый).


6. Мотоботы. Для меня обязательный пункт. Настоятельно рекомендую не экономить и внимательно отнестись к данному пункту. Ноги страдают всегда в первую очередь. Вначале будет "неудобно переключаться" – это дело привычки и лень. Я тоже человек, частенько сам ленюсь, тянет надеть легкие полу-боты или даже кеды, иногда езжу налегке. Но почти всегда заставляю себя надеть полноценные высокие боты даже на работу. Удобство – дело относительное.

Имейте в виду, что ноги гораздо спокойнее переносят жару, особенно если боты дышат - в жару нет никаких проблем и с полноценными ботами. Используйте длинные носки и проблем с запахом из бот не будет.

По выбору - чем выше защита - тем неудобнее боты будут казаться и ощущаться. Это факт. Тут логика простая - бот должен ограничивать подвижность суставов, а также работать как экзоскелет, т.е. не давать точечно продавливаться в одном месте, распределяю нагрузку по бОльшей площади. К сожалению, большинство бот под биркой "туристические" или "городские" не дают никакой жесткости. Да, обычно там усилен носок, какие-то пластиковые вставки сомнительной пользы, но сам ботинок гнется как резиновый сапог. Т.е., скорее, видимость защиты. Представьте, что 230кг мотоцикл падает подножкой вам на ногу. Представили? Так что выбор бот - один из самых сложных этапов. Адекватной защитой видится мне выбор КРОССОВЫХ бот. Но они довольно специфичны - они очень объемны (не на всех мотоциклах можно адекватно переключать передачи), их надо разнашивать (с шарниром - проще), и они все промокают (в условиях кроссового трека это не важно), у них ограничена подвижность (что плюс, но не для всех посадок их можно использовать), да и вид весьма специфический. Компромисс есть - некоторые производители делают высокие ЖЕСТКИЕ туристические боты с защитой, близкой к кроссовой, с шарниром (который добавляет подвижность и комфорт в определенных пределах), при этом непромокаемые, и с более спокойным дизайном.

При покупке щупайте, давите ботинок, пробуйте гнуть. Чем жестче и жирнее бот - тем лучше для вашей защиты.

Мое конкретное рекламное предложение - Sidi Adventure Gore-Tex. Эти боты делал сам боженька, и по защите, и по комфорту, и по водонепроницаемости, и по паропропускаемости. От +30 до +5 в одних четырехсезонных носках - норм. И в жару, и в трехдневный ливень – ноги остались сухие.

Немного об экипе и философии Экипировка, Мотопутешествие, Мото, Лайфхак, Длиннопост

7. Кожа vs. Текстиль. Кратенько. Кожа - долговечна, защищает от истирания и сама почти не страдает от падений. Держит небольшой дождь. Дышит. Но как промокнет - сушить зумучаетесь. За ночь в палатке не высохнет. Эстетически, имхо, лучше текстиля - выглядит лучше и меньше парусит. Для города можно смело брать – в городе дождь не страшен. Текстиль – это современные синететические материалы. Почти все с мембраной (она живет от 3-х лет примерно, в зависимости от качества). Кстати бывает и кожа с мембраной, но редко. Внешний слой (кордура и т.п.) - отбивает часть потока воды, а мембрана внутри стопорит полностью воду, при этом дает испаряться влаге с тела. Внешний слой промокает, соответственно, но сохнет быстро. Но при падении – скорее всего будет дырка. В туринге - мембранный текстильный экип необходим, имхо. При хорошем экипе можно вообще не заморачиваться с внешними дождевиками (не личный опыт, отзывы). А когда ехать долго и погода постоянно меняется дождь/солнце, то внешний дождевик иногда хочется сжечь вместе с мотоциклом, и поехать домой на автобусе. Сам я пока не могу полностью отказаться от внешнего дождевика, ибо недорогая куртка стала течь по рукавам в действительно сильные дожди. К тому же, дождевик – это лишний слой для утепления (об этом ниже).


8. Перчатки - обязательны. Два комплекта минимум. У меня 3 комплекта.

А) Кожаные высокие (аля краги), промокаемые – мои обычные перчатки

Б) Кроссовые короткие для жары / запасные

В) Непромокаемые зимние утепленные - для холода и дождя.


Хочу вариант (В) сменить на дождевые перчатки на размер больше, чтобы под низ можно было пододевать теплые подперчаточники флисовые - так больше вариаций.

Непромокаемые перчатки ОБЯЗАТЕЛЬНЫ! Если ехать 5 часов под дождем при +10, то никакой подогрев не спасет. Кустарные способы защиты, вроде медицинских или хозяйственных перчаток – ущербный вариант. Просто поверьте на слово.


9. Защита коленей. Я использую раздельную длинную защиту колено-голень от Leatt, двухшарнирную. Комфортно. Вариативно. Под мотоштаны или поверх гражданских джинсов. Нижнюю часть фиксирую под бот - целый день ходьбы и езды - ничего никуда не сползает и не натирает. Об этом ниже.

Немного об экипе и философии Экипировка, Мотопутешествие, Мото, Лайфхак, Длиннопост

10. Купите влагоотводящее термобелье. Самое дешевое. Оно пригодится и зимой и летом. Оно почти не греет, но отводит влагу (пот). Основная одежда не воняет и ты не ощущаешь себя мокрым, когда потеешь. Стирать легко, сохнет моментально. Я использую круглый год. И еще - защита надевается на него, почти забываете про натирание.


11. Подбирайте одежду и экип по туристическим канонам - слои. Лучше взять с собой внешний ветровлагозащитный слой (куртка свободного кроя и размера) + флис (1 или 2) + черепаха + термобелье, чем одеть теплую куртку (без отстегиваемого утеплителя) поверх футболки Погода меняется - регулируешь слоями. Эти же "слои" используешь на стоянках - экономия места в багаже.

Утеплитель – флис подбирайте такого размера, чтобы надевать НА защиту, в этом проблем нет.


Девушки в кожаном экипе в обтяжечку (чтоб попа и талия была выражена) - никогда в этом 5к километров не проедут, ибо туринговый экип просто не может быть красивый по обозначенным выше соображениям - экип должен быть свободного кроя, ибо нужна вариативность. Жена кровки попила уже на эту тему, сошлись на 2-х комплектах - "на выход" и "реальный экип для долгой катки".


12. Еще по поводу слоев – у многих курток есть отстегиваемый утеплитель. Так вот, этот утеплитель полезен, только если его можно использовать отдельно от куртки. Иногда утеплитель не застегивается отдельно от куртки, и это отстой – когда разбиваешь лагерь, а в куртке жарко, а без куртки холодно, толку от этого слоя нет никакого. Лишняя флиска в багаже, и ту надо еще достать.


13. Карманы. Большие внешние водонепроницаемые карманы – это тру. Все самое необходимое лучше носить на себе, в поклаже в темноте ковыряться в поисках заветной ложки или фонарика - удовольствие сомнительное.


14. Я ношу обычные дешевые х/б балаклавы, и ни разу в жизни не стирал свой шлем.


15. Подшлемник с виндстоппером для холода – необходим. В шею задувает всегда, как ни крути.


16. Вентиляция. Если нет специальной вентиляции на куртке – раскройте рукава. Обычно они гораздо шире, чем нужно – как раз для вентиляции. Быстро охладитесь.


17. Подтяжки – это благо. Не все понимают это гениальное изобретение. Проблема – когда слоев одежды много, когда садишься (сгибаешься) – то складки начинают давить на пах и живот. Решение – распускаем пояс по максимому, надеваем подтяжки – профит. Стоя штаны не падают, сидя – комфортно.


18. Лучше, чтобы в мотоштанах была какая-нибудь вентиляция, ибо куртку можно быстро скинуть, штаны – нет.


19. Если планируете использовать внешнюю защиту, то она должно влазить в мотоштаны с запасом. Штаны надеваются поверх бот и утягиваются. Иначе вода в боты будет просто заливаться сверху.


20. Дождевой лайнер внутрь штанов – сомнительная вещь. Если только в холод и межсезонье его пристегивать заранее на постоянку. Ну не будете вы на обочине переодеваться, чтобы его пристегнуть. На куртке это еще может быть применимо, но не на штанах.



Вроде написал все, что вспомнил. Если вам понравилось, и пост зайдет, могу еще написать пару слов про свое видение багажа на мотоцикле, про подготовку мотоцикла.


Задавайте вопросы по турингу, попробую ответить, основываясь на своем скромном опыте.

С уважением.

Мото

5.8K поста11.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Ваш комментарий будет скрыт / пост вынесен, а при повторах вы получите бан за:


• Грубое или провокационное общение (например, прямые пожелания смерти или увечий)

• Публикацию ДТП (исключение: авторский контент с описанием)

• Пропаганду нарушений закона

• Рекламу, в т.ч. рекламу другого сообщества (исключение: авторский контент с описанием)

• Флуд: повторяющиеся однотипные комментарии

• Оффтопик: посты (комментарии), не связанные с темой сообщества (поста)

• Политику


Подробнее о скрытии: https://help.pikabu.ru/article/55066


О флуде: мы не приветствуем заезженные шутки о смерти и оставляем за собой право регулировать атмосферу в сообществе, избавляя его от :


• баянистых шуток и шутников, что не понимают этого. Нет, картинка из южного парка в 100501й раз смешнее не стала. Мы любим чёрный юмор, но будьте оригинальны!

• комментариев и комментаторов, которые приходят чтобы сообщить что мы все умрём / разобьёмся и покалечимся. Мы в курсе.

• претензий не по адресу. Нет, нам не интересно, как вы ненавидите ночных гонщиков или прямотоки, если пост не об этом и у автора заводской глушитель. И да, многие мотоциклисты тоже не любят прямотоки.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

С высоты опыта аж целых моих полутора сезонов... =))


1) Экип это реально метод проб и ошибок. Очень редко и очень большое везение, если купленное поначалу тебе подходит идеально и это не надо менять.


Лично я уже дважды напоролся на то, что с фирмой MOTOCYCLETTO я не дружу совсем. Я взял сначала их черепаху с защитой ключиц (для эндуро, первого байка), потом эту защиту снял, и черепаха стала мешать. Щиток на груди начал топорщиться и мешать поворачивать голову (я цеплял "клювом" шлема его). Поменял на модульную черепаху AGV - она разбирается почти полностью, можно снять защиту позвоночника и налокотники и использовать их отдельно. Удобно. Дешевые черепахи - зло, лучше не экономить и купить один раз, но действительно хорошую вещь.


2) Шлемы... Первый взял ALLTOP Predator - типа кроссовый шлем, но с визором. Неудобно. Визор запотевает, в нем жутко жарко, а если его открыть - ловишь лицом всю пыль, грязь и мошек. Оставил его как запасной, сейчас купил HJC Ordin (is 17) интеграл с пинлоком. Отличная вещь, запотевания нет почти совсем (тонкая легкая дымка в самом низу шлема, и то в +8). Мой совет - не экономить на шлеме и покупать с пинлоком обязательно. Он ОЧЕНЬ упрощает жизнь. Визор прозрачный, темный/зеркальную тонировку брать не стал - пафосно, но не практично.


3) Куртки. Пока что я взял одну - IXS Rio II - очень доволен. Текстильная куртка, которая со скидкой 30% вышла в 7 тысяч. Внешний слой - кордура 600-ая и подкладка (плюс теплая съемная подкладка, которой я даже зимой не пользовался, кстати). Кордура хорошо держит легкий дождь, и даже под ливнем промокает долго. Внутренний слой воду пока не пропускает, так что курткой доволен на 100%. Правда текстильную куртку с белыми и красными вставками приходится часто стирать, так как любой дальняк - это почти черные от дорожной пыли и выхлопа других машин те самые белые вставки. Плюс расплющенные о куртку насекомые раздражают. "Родная" защита локтей и плеч - плотный материал, напоминающий резину, пожалуй, толщиной около сантиметра. Я один раз в ней падал на асфальт, но без скользячки, чисто удар - даже не почувствовал этого, т.е. защита отработала хорошо. Хотя я бы предпочел жесткие пластиковые щитки, хоть они и сильнее ограничивают движения. 3 варианта регулировки объема по талии, предплечья и плеча - вполне удобно. Когда жарко - можно расстегнуться и поток воздуха будет больше, когда холодно - просто застегиваешься и дует меньше. Удобно, если днем жара, а ночью холодает.


У напарника кожаная куртка AGV - он очень доволен, вещь классная. Нет проблем со стиркой, кстати - протер и всё чисто. Насчет промокания под дождем и долгой сушки - мы пока так не попадали, сказать ничего не могу.

Подумываю взять кожаную куртку в качестве второй, и, скорее всего, сделаю это как только будут свободные 12-15к.


4) Наколенники. Сейчас у меня ONEAL pumpgun - бюджетные, но весьма приличные. Работают вполне неплохо, но хочу Thor Force. Тут тоже вопрос кошелька - можно дешевле, но они менее надежны и менее удобны, либо дорого, но максимум безопасности и удобства ношения. Решайте сами. Но плюсы ТОРов - крепления, т.е. они более надежно сидят по ноге и не будут съезжать при скользячке. Мои Онилы при обычной езде не съезжают с колена, так что в целом - нормально.


5) Обувь. Нужна. Желательно усиленные боты, которые (привет ТСу) позволят "безболезненно" пережить даже падение байка защитной дугой\подножкой на ногу (или горячей выхлопной трубой, тоже мерзость). Самому так байк на ногу падал, аккурат трубой выпускной системы. Горячая была, падла. Но, как ни странно, обошлось нормально, несмотря на то, что я был в простых берцах. Мот на мне "лежал" около 2-3 минут, пока напарник не подъехал и не помог поднять, хотя я к тому моменту уже почти выполз из-под него самостоятельно. Дело бы в горах, катались на эндуро. Благо, Хонда ХР легкая. Сейчас у меня ХЖР (400), и она уже почти 200 кг. Выползти из-под такого веса сложнее.

В общем, боты должны спасти вашу ногу (а в идеале голень и голеностоп от перелома), если не повезло и байк лег прямо на них.


Кстати, рекомендую ставить дуги или хотя бы слайдеры. Лично мне слайдеры спасли ногу, зеркало, бак и пластик. И, возможно, приборку. И если байк ляжет на слайдер - выползти из-под него самостоятельно вполне реально.


6) Перчатки. Я пока езду в легких летних, из перфорированной тонкой кожи. Защиту они дают чисто формальную, но зато не жарко. Хочу менять на полноценные перчатки из толстой кожи со слайдерами, и вам того же советую. Они сильно помогут, если при скользячке опираться на руки. Да и просто - удобная, функциональная и полезная вещь. Кстати, если перчатки застегиваются поверх манжет куртки - они еще спасут от задувания в рукава холодного ветра. При +5 и скорости 120+ на трассе я бы за них отдал очень многое. Ибо руки просто заледенели в моих легких перчатках, а куртка через рукав продувалась очень сильно.


П.С. - балаклава не зло, а вещь нужная и полезная. Советую хотя бы для того, чтобы реже стирать шлем, да и летом меньше шансов, что пот будет в глаза попадать, когда сильно жарко.


Экип не панацея, но в большинстве случаев он спасает от травм в легких ДТП, и немного увеличивает шансы выжить в тяжелых ДТП, где без экипа шансов не будет. Не так давно по региону у нас было несколько аварий, где на 2-3 ДТП порядка 4х 200-ых. Одна авария очень показательная была - парень с девушкой, без экипа вообще (даже без шлемов), на СБ400 выехали на встречку и врезались в ауди. Вроде как скорость была в районе 80, т.е. имея экип они имели бы шансы выжить. Так - оба 200ые. Парень сразу, девушка - до приезда скорой. Жалко ребят, честно говоря, бьются глупо и погибают еще более глупо. Знаю человека, который вылетел в отбойник на 240 (с приборки на момент столкновения сняли 180 км\ч). Выжил, прошел реабилитацию, уже начинает кататься. Травмы были тяжелые, но... Но он выжил при аварии на 180! Вот и ответ на вопрос "нужен ли экип?"

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Вот про тонированый визор ты зря. Два визора (прозрачный и тонированый) считаю мастхев.

Я в этом сезоне попробовал и очень доволен. В солнечный день глаза совсем не устают.

Знаю, есть шлемы с отдельными очками от солнца, но про них ничего сказать не могу.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Не, в дальней поездке менять визоры будет влом. Даже типо быстрая смена визора не такая уж и простая, по крайней мере на моем шлеме. Ну и второй визор надо где-то возить, и не сломать.
В общем, при наличии сейчас сан-визоров (выдвижные очки) в шлеме, и фотохромных основных, покупать тонированный или зеркальный считаю плохим тоном, да и в сумерки опасно, не говоря уже о ночном движении.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Про сумерки согласен, некомфортно. Потому и говорю что нужна пара.

На моем Shark RSI меняется легко, без всякого инструмента за 5 мин.

Санвизор себе брать опасаюсь. Езжу в очках и боюсь вся эта оптика в шлем не поместится)

Автор поста оценил этот комментарий
Все справедливо. Особенно по поводу цвета экипа. Забыл добавить в статью. Неспроста весь топовый тур экип невзрачного серого цвета, ибо дорожная пыль и грязь не видно на таком. Вопрос только эстетики.
Кто любит яркие кислотные цвета ради безопасности - я тоже это понимаю и приветствую.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Серо-белый экип со светоотражающими вставками - имхо оптимально. Днем видно, ночью тоже. Главное не сливаться с асфальтом или с местностью (например в камуфляже на фоне деревьев на обочине или в чисто черном экипе ночью).

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку