Немного о Л-39 (часть 2: сложнатаперь)

Неожидал, что технические особенности конкретного самолета так зайдут. Вспомнил и захотел рассказать еще некоторые аспекты, однако теперь будет больше технически сложных вещей, сложных понятий. Могу ссылаться на прошлый пост, так что, кто не видел, ссыль:

Вот тот самый турбулизатор из первого поста крупным планом

Немного о Л-39 (часть 2: сложнатаперь) Авиация, Летчики, Л-39, Военная техника, Простыми словами, Длиннопост

Кому-то захотелось узнать, как выглядит на картинке фюзеляжный бак на 1100л. Выделил и подписал: состоит из 5ти баков, соединенных между собой. Горловина только в баке #2, через него заправляем в фюзеляж.

Немного о Л-39 (часть 2: сложнатаперь) Авиация, Летчики, Л-39, Военная техника, Простыми словами, Длиннопост

В передней кабине есть шторка, которая закрывает курсанту обзор и вынуждает лететь только по приборам. Таким образом тренируют навыки полета в облаках, когда вокруг тебя ничего не видно, кроме серой массы без формы и материи. Особенность в том, что опустить шторку может летчик инструктор из задней кабины -- там есть ручка, которую нужно токлнуть (опустить шторку) или потянуть (поднять шторку). Но нынче запрещено опускать шторку из задней кабины: совсем рядом ручка открытия фонаря задней кабины и были случаи, когда инструктор дергал не то и фонарь (остекление) задней кабины улетал в поля-леса.

Немного о Л-39 (часть 2: сложнатаперь) Авиация, Летчики, Л-39, Военная техника, Простыми словами, Длиннопост

В носовой части расположена радиоаппаратура и кислородные баллоны (голубенькие выглядывают). Отрабатывая действия в особых случаях, при невыпуске носовой стойки шасси, надо оооооочень акуратно сажать самолет (а неуверен -- лучше катапультируйся. Так проще и безопаснее), ведь носовая часть может стесаться об бетон на скорости 200км/ч, а баллоны кислорода могут загореться или взорваться.
В 2012 (2002м?) году курсант взмыл на посадке до нереальных 6-10 метров, потерял скорость и начал сыпаться вниз. Самолет свалился на крыло и успел перевернуться вверх колесами. Курсант погиб, а когда краном убирали самолёт с полосы, оказалось, что кабина до самого второго кресла превратилась в алюминеевую труху: самолёт достаточно прочен для перегрузок, но не расчитан на посадку на фонарь.

Немного о Л-39 (часть 2: сложнатаперь) Авиация, Летчики, Л-39, Военная техника, Простыми словами, Длиннопост

На самолете установлен прицел. Абсолютно такой же, как и на МиГ-15 (земетил в играх-симуляторах). Большая крутилка ниже перекрестия (честно не знаю для чего она, вооруженнием не пользовался) имеет мягкую подушечку. Если ослабить плечевые ремни кресла и опуститься вперед на максимум, упираешься лбом ЗШ (защитного шлема) в эту подушку. Серая фигня выше перекрестия -- Фото-Кино-Пулемет (гашетка на ручке подписана ФКП). Небольшой объектив проецирует то, что отражается в стекле прицела на кинопленку, которая находится там же над прицелом. После полета, например, на учебный перехват, оцениваются атаки курсанта по кадрам этой пленки.

Немного о Л-39 (часть 2: сложнатаперь) Авиация, Летчики, Л-39, Военная техника, Простыми словами, Длиннопост

Теперь действительно для любителей техники, железок, механизмов. Будет сложно для восприятия.
Вот часть самолетной радиостанции. Летчик видит только левую часть, может только перещелкивать крутилкой каналы. Тут 20 каналов, для каждого можно настроить частоту. Настройка каналов происходит не внутри самолёта, не через компьютер или что-то подобное. Просто отверткой ставим "откр", вытаскиваем радиостанцию. Далее как ноты для шарманки набиваем нужную частоту! Делов-то! Пассатижами 20 каналов радиостанции вбить! Это гениально!

Немного о Л-39 (часть 2: сложнатаперь) Авиация, Летчики, Л-39, Военная техника, Простыми словами, Длиннопост
Немного о Л-39 (часть 2: сложнатаперь) Авиация, Летчики, Л-39, Военная техника, Простыми словами, Длиннопост

На самолете в хвостовой части стоит регистратор полетной информации САРПП-12. Записывает на пленку 6 (12?) параметров: высота, скорость, перегрузка, обороты, ручка управления по тангажу (оценить, что делал летчик), перемещение РУД (опять же, как резко летчик убрал обороты или как обороты сами изменялись без вмешательства летчика) и 12 разовых команд. Все не помню уже, но типа выпуска шасси, аварийные сообщения и т.д. Причем "разовые команды" показываются не отдельно на пленке, а прям на тех 6ти параметрах: пробел в линии высоты, скорость пунктиром, а при катапультировании летчика параметр ручки просто прекращается.
Теперь как оно технически работает: в САРППе есть источник света, а еще есть некие щелки. От датчика высоты, например, двигается одна щель и луч света двигается вверх, если выоста уменьшается или вниз, если высота растет. Таким образом, на пленке появляется линия высоты. Вот пример пленки САРПП. После каждого полета пленку проявляют и самолет (курсант) может лететь дальше, только если в полете не было грубых косяков или проблем с самолетом.
После капремонта на самолет ставят систему ТЕСТ. Смысл тот же, только вместо пленки большая флешка. Летчики САРПП любят больше, потому что он менее точен, можно прикрыть свой косяк или лишнюю фигуру. А ТЕСТы заносятся в компьютер там уже ничего не сделать.

Немного о Л-39 (часть 2: сложнатаперь) Авиация, Летчики, Л-39, Военная техника, Простыми словами, Длиннопост

Еще сложна. На самолете нет gps, есть только такой прибор ниже (НПП), указатель дальности до аэродрома и радиокомпас (показывает не на север, а на дальний-ближний привод). Сейчас объясню, как узнать свое место по страшным шкалам-стрелкам.

Белый треугольник сверху показывает наш курс по шкале (295град примерно). Узкая стрелка показывает, в какой стороне радиомаяк на аэродроме [обращаю внимание, что в нашей авиации мы всегда летаем на одном аэродроме и ориентируемся относительно него]. По этой стрелке можно узнать КУРМ (курсовой угол радимаяка) -- где аэродром от носа самолета. Справа на 30град наш аэродром. И какой курс надо взять, чтобы идти строго на него (с курсом 329 мы выйдем на ВПП)
Обратный конец стрелки самыц важный. Именно он заменяет gps. Он показывает Азимут от аэродрома (Аз). Если азимут 90 -- мы на востоке от аэродрома. Азимут 180 -- мы четко на юге и так далее. Ниже схематичный рисунок, где мы летим по этому НПП. Для определения места осталось только знать дальность до аэродрома и для этого в кабине есть отдельный прибор, котрый показывает цифрами дальность до аэродрома.

Оставшаяся стрелка -- задатчик курса и летчик ее ставит только для своего удобства, обычно курс взлета.

Зачем знать свой азимут и дальность? Помимо того что мы знаем свое место на карте относительно аэродрома, все пилотажные зоны тоже соорентированы по азимутам и дальностям. Типа границы второй зоны: 170-190град, дальность 20-40км. И крутись в них как белка в колесе. Все параметры зон летчик знает наизусть.

Немного о Л-39 (часть 2: сложнатаперь) Авиация, Летчики, Л-39, Военная техника, Простыми словами, Длиннопост

Надеюсь, никого не разочаровал и объяснил все простыми словами. Если вам стал понятен НПП (про центральную часть позже расскажу, может быть) - вы сообразительнее 30% курсантов при выходе их на летную практику!

Немного о Л-39 (часть 2: сложнатаперь) Авиация, Летчики, Л-39, Военная техника, Простыми словами, Длиннопост

Авиация и Техника

9.9K постов17.7K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу