Немного о ИЛ-2

Все привет, т.к. я увлекаюсь самолетами, то решил по этому поводу накатать небольшой пост.

Про ил-2 на пикабу уже есть пару постов, поэтому я постараюсь написать что-то интересное, чего еще не было.

Немного о ИЛ-2 Ил-2, Самолет, Великая отечественная война, Авиация, Длиннопост, Штурмовик авиация

Я не буду писать о его создании, я напишу в целом что сие творение товарища Ильюшина представляло из себя.

Итак, для начала ИЛ-2 это самый массовый БОЕВОЙ самолет(это важно, т.к. самым массовым самолетом является американская Сессна-172, а вот ИЛ-2 идет после нее, если брать просто самолеты), его было наклепано чуть больше чем 36 тысяч. Учитывая, что современные самолеты сейчас стоят гораздо дороже, да и многофункциональнее, то мне кажется, что он будет самым массовым боевым самолетом еще лет так 300-400, а может и до конца света.

Немного о ИЛ-2 Ил-2, Самолет, Великая отечественная война, Авиация, Длиннопост, Штурмовик авиация

Итак, в чем вообще его фишка? Этот самолетик прославился тем, что выпиливал фрицев тысячями, а сам представлял из себя бронированный танк.

Как же так получилось? Все очень просто. Вместо того, что бы бронировать корпус самолета, хитрый Серега Ильюшин решил сделать сам корпус из бронилистов. Впервые в истории бронировались все важные элементы: движок, баки, радиатор ну и конечно пилота. Это был на тот момент дикий вин, да и не только. Никто к концу войны так и не смог повторить такую фичу. (Для примера, пару картинок с бронированием нашего монстра и других леталок того времени (взял из вартандера))


Сам Ил-2М

Немного о ИЛ-2 Ил-2, Самолет, Великая отечественная война, Авиация, Длиннопост, Штурмовик авиация

Немецкий Wf-190F-8

Немного о ИЛ-2 Ил-2, Самолет, Великая отечественная война, Авиация, Длиннопост, Штурмовик авиация

Немецкий Hs-129

Немного о ИЛ-2 Ил-2, Самолет, Великая отечественная война, Авиация, Длиннопост, Штурмовик авиация

Американский PBJ-1

Немного о ИЛ-2 Ил-2, Самолет, Великая отечественная война, Авиация, Длиннопост, Штурмовик авиация

На тот момент это было эпически сурово, и илы имели огромную живучесть. Самолет мог выдержать 5-9 попаданий из 20мм немецкой пушки, для сбития обычного истребителя хватало же 1-3 попаданий. С ПВО тоже были проблемы: все что могло сбить "горбатого" с одного попадания (типа 88-мм зениток) очень медленно крутило дулом - это тебе не стройные ряды бомбардировщиков идущих на высоте обстреливать. "Летающий танк" же летал на малых высотах, и попасть по нему с такой дуры было сложно. Все что поменьше калибром (20мм эрликоны, к примеру), с радостью быстро выпиливалось тем же илом. А все что ниже калибром, пулеметы и тд, проковырять броню Schwarzer Tod(как называли его немцы) не могли.

Соль в том, что при таком бронировании и бомбовой нагрузке (о ней позже) самолет имея один мотор мог разгоняться до 350-400 км/ч, что очень нехило для тех времен. Бывали случаи, когда илы догоняли и выпиливали бомбардировщики без прикрытия, и таких случаев немало. Да и не только бомбардировщики, истребителям тоже доставалось. Однозначный рекорд имеет в этом Георгий Михайлович Паршин (Дважды герой СССР кстати) сделавший аж 10 фрагов на Ил-2 а.

Но все равно потери были огромными. Немцы быстро просекли фишку, что крылья и хвост были деревянными, и старались фигачить именно по ним. Так же тактика применения в том время была еще толком не отработана, и самолеты могли летать по 2-5 штук, и без прикрытия.

Немного о ИЛ-2 Ил-2, Самолет, Великая отечественная война, Авиация, Длиннопост, Штурмовик авиация

Даже с такой броней вооружение было на то время очень и очень эпическим для одномоторного штурмовика. Было много разных модификаций, классическая же имела две 23мм пушки, которые под должным углом бронебойным снарядом пробивали верхнюю броню немецких танчиков, а фугасные имели массу 200 гр и по уроны были схожи с ручной гранатой. Так же имелись еще два скорострельных пулемета ШКАС калибром 7,62?54.

Вес секундного залпа был примерно 4.5 кг/сек.

Немного о ИЛ-2 Ил-2, Самолет, Великая отечественная война, Авиация, Длиннопост, Штурмовик авиация

Кроме этого самолет мог нести еще 400 кг бомб, и плюс к этому 4 реактивных снаряда РС-82 или РС-132.

Так же были модификации с 20 и 37мм пушками, еще их вооружали птабами (мини-бомбы с кумулятивным зарядом) и горючей жидкостью чем-то вроде напалма, что бы жечь бравых арийских солдат, ну и технику заодно.

Система штурмовки обычно была такой: первый заход бомбы, второй РСы, третий - пушки+пулеметы.


В середине войны командование ссср оценила статистику, и был дан приказ пилить двухместный ил, уж больше быстро выпиливался одноместный вариант.

Стрелок вооружался 12.7 УБТ. Стрелку кстати было немного грустно, т.к. его рабочая область бронировалась гораздо хуже. Существуют даже легенды, что особых проштрафившихся летчиков садили "спиной вперед" в стрелки. Потери среди стрелков были очень высоки, обычно один летчик терял 2-3 стрелков.

Кстати, с самого начала Серега Ильюшин предложил сделать ил именно двухместным. Почему не сделали сразу, непонятно. В то время у командования и правления были свои взгляды на самолет. Но есть легенды что в то время СССР готовился к войне с Англией и Ко, и 7,7 пулеметы установленные на спитфаерах точно не смогли ничего особого сделать летающему танку. Поэтому возможно в то время стрелок был просто не нужен, а вместо него установили дополнительный бак с топливом. Но это всего лишь легенды.

Немного о ИЛ-2 Ил-2, Самолет, Великая отечественная война, Авиация, Длиннопост, Штурмовик авиация

В конце войны кстати его обновили, и наш герой получил название Ил-10. Были пофикшены все мелкие баги, ну и плюс к этому он получил отличную маневренность для того времени. Место стрелка кстати забронировали по полной, и получил он вместо 12.7 УБТ 20-мм пушку. В войне он поучаствовал мало, зато отыгрался в небе Кореи.


Выводы:

Самолет получился шикарным, имел хорошие скоростные показатели, и маневренность, плюс к этому имел можно вооружение и бронирование. Ни у немцев, ни у других стран такую замечательную машину не получилось сделать. Поэтому для меня является одним из символов победы.


Данные брал из своей головы, немного из вики и лурка.

Авиация и Техника

9.4K поста17.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу