Некоторые способы пережить травму, которые я использовала после потери животного

Эти способы рабочие только для тех, кто остался на ногах. Для тех кто не может встать с кровати это навряд ли покажется действенным.


1. События, приведшие к травме, полностью проговариваются вслух. С учетом всех деталей, времени, ощущений, от начала и до конца. Ситуацию нужно заново пережить, но прогнать её «аппаратно» по областям воспоминаний и воображения.

Пример: Моя кошка умерла 18 ноября в 6:40 утра. Я поняла что она умирает сразу, потому что услышала странные звуки. Я быстро вытащила её из-под кровати и посмотрела на её лицо. Её тошнило слизью»…

И так далее. После того как ближайшие события восстановлены, нужно вспоминать предыдущие, к самому началу. В моём случае предупреждения о её болезни возникли еще год назад, но я приняла решение их игнорировать потому что не оценила риски и отпустила ситуацию на самотёк. Выбрала «не думать», потому что «она вроде бы нормально себя чувствует, просто похудела».

Необходимо вспомнить как можно больше деталей. Собственное ощущение тела, эмоции, запахи, сколько времени занял тот или иной процесс. Картина должна быть восстановлена максимально. Записывать не нужно.

Затем воспоминания воспроизводятся вслух, вспоминаются, от начала и до конца. Затем еще раз и еще раз, пока не появится чувство физической усталости, например «не могу больше плакать» или «не могу больше говорить».

Если в этот момент возникают мысли отрицания, нужно подтверждать.

«Да, моя кошка умерла. Да, она умерла. Да, мне жаль. Да, это моя вина. Да, мне жаль что моя кошка умерла. Да, мне жаль».


2. Вы создаете себе или вам помогают создать условия, в которых вы находились ДО. Вам нужна иллюзия счастливого времени, в котором все осталось как-прежде. Чем эта иллюзия дальше в прошлое от травмы, тем легче она ляжет на состояние.

Например: Я поменяла место жительства, включила мультики из детства и крутила из по телевизору на постепенно утомляющей громкости. Чтобы не иметь возможности «падать», я искала в интернете выпуски журналов «Барби», «Принцесса», всё это с телевизором на фоне.

Вещи из детства возвращали меня обратно во время, где для травмы еще не существовало триггеров, поскольку кошка тогда еще не родилась. Новое место жительства позволило не натыкаться на «наши» вещи и места, пока я иду в туалет или выпить чай. Большую роль сыграли мультики, комиксы и:

2.1 Монотонные и однообразные физически утомляющие задачи.

Приготовление простого, но долгого в готовке блюда (300-400 пельменей, резка капусты для квашения, заготовка иных полуфабрикатов для долгого хранения), отмывание трудно очищаемых поверхностей, ремонт мелочей, сбор паззлов. Любые задачи, требующие концентрации внимания на 1 задаче, не перегружающие психику, но приводящие к положительному подкреплению в течение следующих дней – полная тарелка свежесвареных пельменей, чистая квартира, отремонтированные мелочи, все это должно показывать, что я\вы молодец.

Занятия не должны прекращаться. Если настала физическая усталость, нужно возвращаться к п.2. Несложные фильмы с прозрачной моралью, где точно понятно кто добро и кто зло, мультфильмы, видеоигры. Внимание должно быть сосредоточено на сюжетах с хорошим финалом.

Категорически запрещено все, что угнетает психику, в том числе избыток чая и кофе. Стимуляторы, алкоголь, никотин, наркотики – все убрать как можно дальше. Эти вещи не помогают.

2.2 Если во время монотонного занятия схватит приступ, нужно вслух проговорить травму и не останавливаться, пока сил говорить и думать не останется. Это займет время, но избавит от напряжения. Да, это случилось.


3. Стереть индивидуальность проблемы.

Ваша проблема – не ваша. Она ваша, но не только у вас. Она была когда-то, она будет еще с кем-то. Вы не первый, вы не последний. Она случилась, но еще случилась вот с кем и вот с кем и вот с кем…

Пример: Я посетила топик форума вуман.ру с немерянным числом страниц, где такие-же как и я женщины плакали о ушедших кошках и котах. На этих страницах горе лилось рекой. Я читала и жила вместе с ними. Я их обзывала, называла безответственными, ругала за то что смеют жаловаться на питомцев, проживших с ними от 18 лет, поскольку это точно смерть от старости, плакала от жалости к этим отчаянным крикам в интернете соглашалась что потерять – это больно и далее. На 80й странице меня стало просто тошнить. Мой мозг уже просто отказывался видеть сочетание «человек и кошка» в одном предложении. Я не могла вслух проговаривать историю своей травмы, потому что рот просто не хотел открываться, а мозг отказывался вспоминать. Я начала банить картинки с котиками везде где могла, меня корёжило от изображений и упоминаний о кошках.


4. Снятие вины.

Основное чувство, которое давило на меня, была именно вина и ущемленная гордыня.

«Как же так, у меня умерла кошка. Достаточно ли я сделала для того чтобы спасти её? Нет, я неправильно сделала. Я не повезла её к ветеринару сразу. Клиники, которые я выбрала, оказались нехорошими и три вет.врача оказались шарлатанами и не смогли поставить диагноз. Я не могла вовремя кормить её из шприца из-за работы, я не взяла отпуск, это моя вина. Я не сделала ей еще одно переливание крови потому что не заняла еще денег, я дерьмо. Я больше не могу называть себя хорошим человеком»

Через какое-то время до меня дошла простая мысль – я жалею уже не кошку. В первые недели я горевала именно о ней – о лапках, о её органах, о пузике, я пыталась понять что она чувствовала и почему не мяукала что ей больно. Это было про неё. А когда началось вышеописанное – это было уже про меня. Мне стало было жаль и себя поначалу, ведь я тоже живое существо и мне психологически больно, но на самом деле не имеет значения что я думаю о себе и кто я есть теперь. Это не имеет никакого значения, потому что моя кошка уже в могиле. Всё. Она была настоящим фокусом травмы и её больше нет. Неважно, виновата ли я или нет, плохой я человек или нет, правильный ли был тогда выбор или нет, ситуация уже завершилась.

Это может прозвучать чёрство или бездушно, но в тот момент я как раз гоняла себя по п.2-3, и сил на мысли уже не осталось.

Я чувствовала раздражение когда мысли о потере всплывали в голове, и мне приходилось проговаривать всю травму заново, идти мыть пол, готовить и слушать музыку.

В конце концов мне стало проще отказаться от травматического события и сказать себе «она просто дома, с родителями, только заткнись». Но  не отрицаю, что кошка умерла. Я помню все подробности, но на данный момент я устала думать о ней. Я скучаю, но устала. Если я смотрю фотографии с ней, я конечно плачу, но я плачу именно о её ушках и пупке, о том как она мурлыкала, но не о том что я виновата.


5. Консервация

Поскольку события хранятся у меня в памяти и больше нигде, все не учтенные в п1 подробности исчезнут. Останется только то, что проговаривалось вслух. Но поскольку сил на погружение в травму уже не останется к этому моменту, воспоминания будут запрятаны в дальний угол. Да, иногда будет пробивать. Да, иногда будет ощущение «невероятности» жизни, словно вы в каком-то бреду, и все это вокруг бред, но я же не отрицала. Да, она умерла, всё. Да, я могу повторить до мелочей что и почему произошло, и как, и что я чувствовала, но уже не хочу.


На данный момент прошло 4 месяца. Основная мысль в том, что меня физически не ранили, но мою душу ранили, а раз так – я могу ходить, есть и делать свои дела. Вообще можно разрешить себе не страдать и не плакать. Это звучит мерзко, но это касается только человека и его\её травмы, поэтому в какой-то момент можно просто сказать «ага» и идти дальше.