710
Все о медицине

Не забудьте выключить ваш телевизор

Телевизор - отличный инструмент просвещения и популяризации онконастороженности, особенно у пожилых людей. Однако иногда оттуда льется такое, что у меня, как у онколога, рука тянется к лицу.

На повестке - передача Елены Малышевой от 3 декабря. Так что же там случилось?

В студии - женщина, которой диагностировали рак лёгкого и успешно его полечили. Сам рак лёгкого называют «рак лёгких», но это уже детали. Женщина молодая, лет 50, никогда не курила. И вот такой сюрприз.

Да, к сожалению, рак лёгкого у некурящих - не такая уж редкая история, часто обусловленная наличием определенных мутаций. Причем мутаций не семейных, а соматических, то есть возникающих у одного конкретного человека и только в клетках опухоли. То есть в одной клетке происходит определенная поломка, которая заставляет её постоянно делиться формировать из массы клеток опухоль. В этой массе есть мутация. Но в остальных клетках - крови, кожи, костей, да даже других клетках бронхов - её нет. Хорошая новость в том, что к этим мутациям у нас есть очень эффективные таргетные препараты. К таким мутациям относятся EGFR, транслокация ALK или ROS1, MET, RET и так далее. Подробнее о том, какие бывают мутации и чем они отличаются, я писала вот здесь.

И вот пришло время рекомендаций от телеврачей, а там…

- сдать раз в жизни анализ на мутацию в гене EGFR

- ежегодно сдавать определенный онкомаркер.

Вдох. Выдох.

Моя аудитория даже близко не такая, как у Елены Малышевой. Но может быть, я спасу несколько человек от ненужных анализов, поэтому поехали.

Про маркеры и то, кому и когда их нужно сдавать, я писала вот здесь, прочитайте этот пост, если ещё не читали.

Теперь про мутацию EGFR.

Как я уже сказала, эта мутации появляется только когда опухоль уже есть и только в клетках самой опухоли. Ситуации, когда эта мутация является наследственной, ЧРЕЗВЫЧАЙНО редки. Вот прям очень-очень сильно. Настолько, что их можно пересчитать. Вот как в этом обзоре. Есть еще вот эта работа, самый крупный на сегодняшний день подбор таких пациентов - 77 человек. В США. За 6 лет поисков.

Скорее всего, если вы в лаборатории попросите сделать здоровому человеку тест на мутацию в гене EGFR не из опухоли (и не из циркулирующей опухолевой ДНК), вас просто не поймут.

То есть ещё раз: тестируют только уже болеющих, для них это важный тест. Здоровые, если подозревают, что в их семье что-то не так, топают к генетику, а не самостоятельно сдавать тесты из телевизора, которые не будут иметь никакого значения.

А дальше в передаче - самый треш. Рекомендуют протестировать дочь и внука. Если ничего не найдут - они могут расслабиться.

НЕТ!!!

У них, к сожалению, всё ещё может быть рак лёгкого. Как у любого человека. И вот это ощущение мнимой безопасности (даже если они вдруг найдут где сдать такую мутацию) - самое опасное.

А ещё ребёнку советуют регулярно делать флюру. И если там что-то найдут - сдавать онкомаркёр. Ну, тут я даже не знаю. Я просто хочу узнать, ОТКУДА эти знания.

Просто если вдруг кто-то знает эту женщину, передайте ей, что лучшее, что она может сделать для своего внука в плане профилактики рака лёгкого - рассказать про вред курения.

Не всегда советы из телевизора - это что-то адекватное.

Елена Васильевна, увольняйте редакторов, эти сломались.

А, да, кстати, ещё я писала про скрининг рака лёгкого. Про него можно почитать вот здесь.

Как всегда, можно написать по теме в комментарии, задать свой личный вопрос на почту Oncolya2022@yandex.ru, ну и почитать телеграмм, так тоже всякое интересное бывает, помимо основных текстов

Все о медицине

13.6K пост41.3K подписчиков

Правила сообщества

1)Не оскорбляйте друг друга

2) Ув. коллеги, при возникновении спора относитесь с уважением

3) спрашивая совета и рекомендации готовьтесь к тому что вы получите критику в свой адрес (интернет, пикабу в частности, не является медицинским сайтом).