Настоящая судьба арапа Петра Великого в России...
Большинство россиян знает этого человека либо по незаконченному роману Александра Сергеевича Пушкина «Арап Петра Великого», либо по жизнеутверждающему советскому фильму Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» с великолепным Владимиром Высоцким в главной роли. В обоих версиях Абрам Петрович Ганнибал предстает верным, умным и активным «птенцом гнезда Петрова», а также благородным человеком, достойным почетного звания наперсника первого российского императора. Но каким в действительности был Ганнибал?
Этот вопрос отнюдь не праздный. Во-первых потому, что его жестокое обращение с крепостными крестьянами и собственной женой (которая имела несчастье его не полюбить) ни для кого не секрет. А во-вторых, социально-психологический портрет арапа Петра Великого раскрывает с новой стороны личность самого государя, который ему очень благоволил. Известно, что короля делает окружение, поэтому интерес к Абраму Петровичу – который к тому же был самой таинственной фигурой в свите Петра – не стихает и в наши дни.
Густав фон Мардефельд «Петр, русский царь»
Птенец гнезда Петрова?
Почему ученые до сих пор считают Ганнибала большим белым пятном в истории Петра Великого? По двум причинам: из-за недостатка сведений о его рождении и происхождении и из-за малочисленности источников о его судьбе в снежной России. Самый бесценный источник – собственные автобиографические записки – Абрам Петрович (по сообщениям Пушкина, который активно собирал материалы про своего легендарного прадеда) сам сжег из-за опасения ареста и ссылки.
Дело в том, что после смерти императора, который был не только его покровителем, но и крестным отцом, Абрам Петрович имел несчастье попасть в немилость к светлейшему князю Меншикову, отправившему его в Сибирь.
Известный советский литературовед Фейнберг, тщательно изучив сведения Пушкина о своем прадеде, утверждал, что Абрам Петрович:
«был прежде всего человеком Петровской эпохи, как и сам Петр, и многие из ближайших сподвижников его, противоречивым».
Рудольф Яхнин «Абрам Петрович Ганнибал в Петровском»
Согласно архивным данным, на которые ссылается Фейнберг, крестьяне массово бежали из его поместий, из чего следует, что Ганнибал был суровым, вернее, жестоким хозяином-землевладельцем. А его первая супруга Евдокия Андреевна – как свидетельствует архивное дело Петербургской духовной консистории – не хотела идти за него замуж, «понеже арап и не нашей породы». Другими словами, «чернота» Ганнибала возбуждала подозрения и даже враждебность в окружающих, которые, очевидно, и порождали ответную жестокость.
Замечательный человек 18 века?
Таковым считал своего темнокожего прадеда Пушкин, который, кстати, знал об его жестоком отношении к жене после ее измены. Можно ли верить Александру Сергеевичу на слово? Фейнберг, много лет изучавший пушкинскую «Историю Петра I» и автобиографические записки поэта, отвечает на этот вопрос положительно.
Во-первых, Абрам Петрович был просвещенным человеком. В 18 веке это было модно, особенно, – в окружении Петра, который искренно радел об образовании. А Ганнибал, который за границей довольствовался более чем скромным жалованием, привез из Франции 400 томов книг! Освоив военно-инженерную специальность, он даже написал двухтомный учебник по геометрии и фортификации. Эти факты Пушкин считал доказательством высокого уровня образованности Ганнибала.
Но как она согласуется с варварским обращением Абрама Петровича с первой супругой? Узнав о ее измене, прадед Пушкина нещадно избивал бедную женщину, которая вышла за него замуж помимо своей воли. Похоже, чтение обширной литературы – исторических сочинений, военных пособий, книг о путешествиях – в том числе, продвинутых французских писателей Корнеля и Расина не смягчило буйный нрав арапа.
Неизвестный художник «Предполагаемый портрет Абрама (Ибрагима) Петровича Ганнибала»
Точно так же знакомство с просвещенной Европой не сделало Петра Великого великим гуманистом своего времени. Напротив, он, будучи энергичным реформатором, вернее, – революционером на троне, многие свои указы писал – по меткому замечанию Пушкина – кнутом. Тем не менее, потомство запомнило его как могущественного царя, создателя империи, а за всеми его верными сподвижниками закрепилось почетное название «птенцов гнезда Петрова».
Абрам Петрович в миниатюре повторил судьбу своего покровителя. Благодарные потомки запомнили его как правую руку Петра I, а его жестокое обращение с женой и крестьянами традиционно списываются на суровые нравы эпохи и африканский темперамент. А с легкой руки Пушкина Ганнибал вообще стал героем как литературы, так и истории – ведь он был прадедом «солнца русской поэзии»! Достоин ли Абрам Петрович славы, которой так щедро наградил его Александр Сергеевич?