#НАСИЛИЕ и… ВОСПИТАНИЕ АКТЁРОВ

О воспитании актёров рассказывает режиссёр Лев Додин - руководитель Малого драматического театра в Санкт-Петербурге, которому присвоен - наряду с двумя другими театрами - статус «Театра Европы»:

Текстовая расшифровка видеоцитаты

Я начинаю с самого неожиданного. Одной из групп стажеров я дал на лето список книг, которые я хотел, чтобы они прочитали. И спрашиваю — читали «Моя жизнь в искусстве»? В ответ пожимают плечами. Кнебель? Опять пожимают.


И список художественной литературы, небольшой. Дальше будет больше. И предупреждаю, что мы будем разговаривать, а не просто спрашивать — читали или нет. Это немного напрягает.


Осенью мы встречаемся и я понимаю по впечатлениям, что книгу «Моя жизнь в искусстве» не читали до этого. Им очень интересно оказалось. Они с удовольствием про это узнали, рассказывают. До этого им никто в жизни не только не сказал, что это надо прочитать обязательно. Но и тем более, никто не потребовал этого.


Человек по своей природе очень ленив. Это свойство человека, он хочет сохранить равновесие. А всякое движение в неизвестную сторону — это потеря, изменение равновесия. […]


Собираем какую-то группу и пробуем. Конечно, я представляю, кто есть кто, особенно основных. И артисты, в основном, тоже ориентируются в этом. Но, тем не менее, мы пробуем. Иногда бывают самые неожиданные повороты. Мы начали репетировать, считая, что дядя Ваня один артист, а Астров другой. Но через три репетиции пришлось перестроить.


Я понял соотношения. Тот, который играл дядю Ваню — он может его играть. Но рядом с тем, кто играет Астрова, он не дядя Ваня, он Астров, а тот - дядя Ваня... Это очень тонкое дело. […]


Не хватает насилия, и не хватает требовательности. Между «поучиться», «учиться» и «научиться» есть огромная разница. Да, все поучились танцу, два раза в неделю по 45 минут потанцевали, получили оценки. Но они не учились танцу. И, тем более, не научились.


А танец — это классический станок, который в большинстве российских театральных вузов, и где преподают неплохие педагоги, но они знают, что с этими обалдуями... Они для танца сюда пришли и что им ноги, они не будут «батман» (отведение и приведение ноги в танцевальном движении) делать. У них не получится все равно.


А классический станок — это замечательный [способ] развития тела. Не для того, чтобы артист танцевал потом «па-де-де», хотя хорошо, если сможет хотя бы на уровне среднего провинциального балетного театра. Но потому что это развивает тело. У артиста тогда рождается чувство — рука должна пойти в правильную сторону, при этом быть живой, красивой...[…]


Когда-то была императорская балетная школа. Посмотрите у [художника] Дега, других — [изображен балетный] станок и у педагога в руках палочка. Теперь это применяется, но не при съемках... Нога не поднимется? По ножке [удар палкой]. Рука не держится? По ручке. И так шесть лет они учились.


После шестого года обучения их отбирали. Тех, кто имеет пятерку, четверку с плюсом — брали в балет. Кто имеет четверку — брали в драму. Тек, кто имеет тройку и двойку — никуда не брали.

#НАСИЛИЕ и… ВОСПИТАНИЕ АКТЁРОВ Креатив, Мышление, Обучение, Актеры и актрисы, Свобода, Жестко, Видео, Длиннопост

Дополнительные материалы:

1) КРИТЕРИИ ТВОРЧЕСТВА: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

2) Творческая атмосфера на съёмках по Н.С Михалкову


Использованные в статье материалы

Фото

Источник видео

Музыка - Unseen-Stages