На Сургутском направлении

(Время действия : 1989 год)


—Ребята, я отправляю вас на спецзадание. Вы должны за четыре часа набрать два мешка кедровых шишек и вернуться на станцию.

—А если мы заблудимся?

—Далеко в лес не углубляйтесь, возвращайтесь той же тропинкой. Ровно в 23-00 мы вас заберём в состав.

На маленькой таёжной станции четыре крепких парня в спортивных костюмах покинули штабной вагон, обошли станционные постройки и скрылись в густом лесу, плотно подступающем к околице крохотной деревушки. Локомотив протяжно загудел, и поезд отправился дальше по своему маршруту.


... Мы работали проводниками на Сургутском направлении. Наш бригадир Степан Замерзаев давно мечтал заготовить много-много кедровых орешков. Естественно, он не упустил возможности сделать это, не затрачивая лишних усилий и средств. Поэтому и отрядил студентов-проводников в столь рискованный поход.

В назначенный час ребят на станции не оказалось. За отведённое пацанам время мы успели доставить пассажиров на конечный пункт следования и вернуться обратно. Замерзаев заволновался. Он попросил машиниста притормаживать на каждом километровом столбике. Тот за соответствующую плату согласился нарушить график движения поезда. Километр тянулся за километром. А ребят нигде не было. Степан всполошился не на шутку, много курил, кричал на девчонок, часто выглядывал в окно. Сибирская тайга - дремучая: заблудиться и кануть в неизвестность можно моментально. Мы прильнули к окнам, кое-кто даже открыл боковые двери и попытался вглядеться в быстро сгущающиеся сумерки.

Неожиданно локомотивный прожектор осветил человеческие силуэты около моста через какую-то таёжную речушку. Машинист дал гудок, фигуры зашевелились, замахали руками, подавая сигнал остановки. Скрипнули тормозные колодки. Локомотивная бригада мастерски остановила состав таким образом, что наши студенты оказались рядом со штабным вагоном.

Задание парни выполнили: два полных мешка кедровых шишек стояли в тамбуре в ожидании дальнейшей участи. Ребята ещё долго рассказывали о своих приключениях в лесу, о встречах с зайцем и белкой, о том, как бежали напролом, приняв обычную дворнягу за волка. Однако в следующий раз они предпочли отказаться от подобного похода, да и Замерзаев не настаивал: слишком велик риск.


...Представьте себе такую картину: тайга, однопутный участок железной дороги, красивый закат солнца украшает верхушки разлапистых кедров и стройных сосен. По рельсам медленно "ползёт" пассажирский поезд. На краю большой поляны состав неожиданно останавливается.

—Сколько здесь черники! - радостно кричит напарница и буквально "вылетает" из вагона, прихватив эмалированное ведро.

Я выглядываю в окно и теряю дар речи - такого количества чёрных ягод я не видел никогда! Целая черничная поляна! Естественно, я не смог усидеть на месте и присоединился к напарнице, которая, опустившись на четвереньки, уже собирала эту вкусную и полезную ягоду.

Не зря говорят: дурной пример заразителен. Не прошло и пяти минут, как остальные проводники повторили наш "подвиг". К счастью, в вагонах не было ни одного пассажира, иначе нам пришлось бы долго собирать людей по лесу. Мы так увлеклись сбором черники, что не услышали локомотивного гудка. Состав неслышно тронулся с места и не спеша скрылся за поворотом.

Мы не слышали и не видели отправления поезда, зато чётко распознали среди лесных звуков громогласный голос нашего бригадира: "По вагонам, балбесы!" Это он сорвал стоп-кран, пока поезд набирал ход. Это он, продираясь сквозь колючий кустарник, орал благим матом, пытаясь достучаться до наших ушей и мозгов!

Предвижу закономерный вопрос: зачем поезд останавливался в лесу? Просто светофор горел красным цветом...