Моё личное мнение о высшем образовании

Читаю в интернете много текстофф о пользе или ненужности не то что высшего образования, а образования вообще. Мол, наши предки во тьме веков жили в лесу, молились колесу, потом забрёл к ним некий апостол, принёс свет истинной веры, а всё остальное от лукавого и так далее.

Поскольку высшее образование должно основываться на какой-то базе знаний у человека(не важно кто это и как он себя идентифицирует – мужчина, женщина, трансгендер, рептилоид с планеты Нибиру или Щен из созведия Гончих Псов), то не упомянуть о базовом(дошкольном, школьном) образовании тоже считаю нужным.

Ибо базовое образование - это основа, на которой строится храм знаний каждого отдельно взятого индивидуума.

И те, кто говорит, что любое образование вредно – манипуляторы, газлайтеры, виктимблеймингеры и просто очень нехорошие люди. Они сознательно говорят о вреде образования в любом его виде, потому что для них толпою необразованного народу легче управлять.

Не имеющим никакого образования людям можно лить в уши любую информацию, зная, что недостаток знаний и отсутствие образования не даст возможности людям проанализировать полученную информацию, разложить её на аргументы и факты, выявить противоречия и явную ложь, после чего они смогут синтезировать правильные выводы.

А теперь перейдём к высшему образованию. Его получают после учёбы в ВУЗах – Высших Учебных Заведениях. К ним относятся институты, университеты, академии и некоторые специализированные заведения, к примеру, Высшая Партийная Школа при ЦК КПСС во времена СССР(была такая).

И не нужно иронично улыбаться, школа эта партийная давала вполне  приличный уровень знаний(до определённого времени!) для будущих руководителей. Учёба – 2 года.

ВПШ имела 12 кафедр:

истории КПСС;

марксистско-ленинской философии;

научного коммунизма;

политической экономии;

партийного строительства;

современного международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения;

советской экономики;

экономики сельского хозяйства;

государственного права и советского строительства;

журналистики и литературы, русского языка;

иностранных языков.

Если выбросить отсюда историю КПСС, марксистско-ленинскую философию, научный коммунизм, современное международное коммунистическое, рабочее и национально-освободительное движение и партийное строительство, то получим вполне годную программу высшего образования.

И то, современное международное коммунистическое, рабочее и национально-освободительное движение и партийное строительство я бы с некоторыми оговорками оставил. Там тоже есть что интересного почерпнуть. Особенно это пригодится, когда в созданной вами партии возникнут всякие фракции, начнётся раскол и придётся уходить в подполье, отстреливаясь от жандармов. :-)

И не смотря на вполне вузовскую программу обучения на уровне института – это всего лишь партийная ШКОЛА. Школа, аттестат которой даже сейчас котируется на уровне вузовских дипломов(про то, насколько хорошо обладатель диплома ВПШ усвоил в ней знания, я не знаю, но сам факт имеет место быть – на просторах экс-СССР свидетельства и аттестаты ВПШ любой из бывших стран СССР, где они были, приравнены к вузовским дипломам).

А нужно ли вообще это самое высшее образование? Есть ли смысл после школы подавать документы в ВУЗ, перенося немалые нагрузки на мозги и выдерживая конкурс от двух и более(намного более!!!) человек на место? Не окажется ли диплом ВУЗа после его получения просто украшением на стене?

Я купил 5 литров светлого пива, копченой рыбки, сухариков, после чего сел обдумать данный вопрос, как негордый обладатель двух высших образований – гуманитарного(сразу после школы, очная форма обучения, прерывалась армией) и технического(на работе, заочная форма обучения).

Чем меньше в ёмкости оставалось пива, тем больше понимал суть вопроса и не понимал, как на него ответить. Пришлось снова идти за пивом. :-)

Но как бы там не было, я пришёл к выводу – ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ НУЖНО! НО!!!

Вот это вечное «НО!», точнее вечные «НО!» испортили всю картину маслом по куску хлеба с красной икрой. Этих «НО!» хватало для заполнения небольшого списка, и я решил их расписать поочерёдно, чтобы было ясно видно мои сомнения и несомненности в этом вопросе.

  1. А какое именно высшее образование нужно?

    Выбор огромен! А вчерашний школьник до сих пор не определился с выбором. А время-то летит! Можно поступить в технический ВУЗ и не выдержать испытания высшей математикой, сопроматом, вейвлет-преобразованиями и термодинамикой. А можно влезть в ряды студентов гуманитарного ВУЗа и весь год до отчисления сожалеть, что Дантес не пристрелил Пушкина на пару годков раньше.

    Ошибка в выборе может даже привести к самоубийству студента.

    Очень часто люди сожалеют некоторое время спустя, что поступили не в тот ВУЗ или не на тот факультет в выбранном ВУЗе.

  2. Цена высшего образования в денежном исчислении.

    Тоже тяжёлый вопрос. Не все могут позволить себе оплатить учёбу по контракту! И потому стараются попасть на бюджетные места, а на них конкурс очень высок, особенно если это престижный факультет(а они со временем меняются – вчера все рвались на юридический, сегодня все рвутся на бухгалтерский учёт, а завтра все дружно бегут на управление).

    А ведь ещё нужно платить за общежитие или съёмную комнату, еду купить, купить расходники(тетради, ручки, литературу, бумагу формата А4 и А3), угостить подругу на свидании вечером, оплатить проезд и так далее.

    А если преподаватель скажет, что нужно «на лапу дать»?

    Сопутствующие траты могут быть не меньше самой платы за обучение. А богатые родители есть не у всех!

    Подумает потенциальный студент про такое, да и плюнет в сторону ВУЗа, направив свои стопы в ПТУ или техникум. А то и вовсе сразу работать пойдёт, если найдёт работу.

    Потому что нет денег на учёбу, а знаний – для получения проходного бала на бюджет. :-(

    Короче, без капитальных вложений «деняк» в процесс обучения – никак!

    Как вариант – устроится на работу и поступить на платное заочное отделение(или бесплатное).

  3. Моральное давление во время учёбы.

    Да-да, оно существует! И первыми под его каток попадают те, за кого кто-то платит. И когда таким ставят средний бал не ниже, к примеру, «4,75», то таким студентам приходится жилы рвать и из кожи выворачиваться, что бы удержать его. И доят преподаватели таких студентов – только в путь! Ведь по факту нужно учиться чуть ли не на одни пятёрки(или сколько там сейчас ставят в нынешних ВУЗах), и даже лишняя четвёрка может всё зарубить. Тройка – это сразу смертельный приговор спонсорской помощи. Потому – плати!

    Потом давление со стороны родителей и родственников – «Свинья ты неблагодарная! В школе одни пятёрки были, а тут аж две четвёрки! Мы для тебя последний кусок оторвали, а ты вот так учишься…».

    Потом преподаватели давят – «Мой предмет самый важный в ВУЗе, кто не сдаст вовремя лабораторную работу и зачёт по биологии комаров – сразу на отчисление! Отговорки, что у вас другие предметы есть, меня не касаются!».

    Далее – одногруппники и однокурсники. Начинается с «Я сдал, это ж так легко! Ты чё, тупой? Или курнул чего-то малёха?» и далее зависит от полёта фантазии сдавшего зачёт или экзамен студента, имеющего целью унизить того, кто не сдал, трепая ему нервы своим «успехом».

  4. А пригодится ли образование, полученное в ВУЗе, в реальной жизни?

    Многие школьники задают себе этот вопрос, потом оглядываются вокруг, видят постылую рутину реальной жизни и падают духом, после чего махнув рукой, даже не подают документы в ВУЗ, часто справедливо полагая, что если и получится поступить и выучиться, то потом всё равно придётся пахать за копейки на дядю, без малейших намёков на карьерный рост и не по специальности.

  5. Карьера – будет или нет?

    Тоже важный вопрос. Школьники и студенты ведь не глухом лесу живут и учатся. И рассказы про то, как начальство зажимает специалистов, продвигает в первую очередь своих родственников, друзей и приближённых по карьерной лестнице, подставляет и наказывает невиновных, нагружает лишней работой «за себя и за того парня» слышат частенько.

    А потом делается вывод – да я лучше мойщиком на автомойку пойду, зарплата та же, проблем меньше, и корпеть над учебниками по ночам не нужно, недосыпая и переживая, тем более что всё равно ничего не светит по работе кроме должности старшего помощника младшего дворника.

  6. А какую мне должность предложат, когда я приду с дипломом ВУЗа на работу устраиваться?

    Это тоже хитрый вопрос. Поставить новичка на хорошую должность – так сразу никто не делает. Кроме тех случаев, если эта должность материально-ответственная и нужно на кого-то повесить все растраты и недостачи, которые на этой должности совершил её предыдущий владелец.

    А ещё это может быть должность «дежурной задницы» - должность-прослойка, на которой хорошая зарплата и нет материальной ответственности, но есть ответственность за рабочий процесс или его отдельные этапы. И стоит проверяющему или ревизору выявить какие-либо недостатки в ходе проверок, «дежурная задница» немедленно будет брошена под танки в виде жертвы для наказания.

    А ведь ещё у многих, кто приходит с дипломом ВУЗа устраиваться на работу, со страшной силой давит на мозги «корона крутого и незаменимого специалиста»! И заявляет такой – я не для того пять лет учился, что бы к вам простым рабочим устроится! Хочу сразу начальником стать!!!

    А ему пытаются объяснить – мальчик, теория без практики мертва, ты ещё ничего не умеешь, ты сейчас никто, ноль без палочки, и если тебя сразу поставить командовать, то ты скорее рано, чем поздно, всё запорешь! Окстись, отрок! Начни, как все – с самого низу, поработай с полгодика простым рабочим, что бы мог понять, что к чему и как именно!

    Но потенциальный царь-амператор гордо задирает нос и уходит, ведь он СПЕЦИАЛИСТ и ему не по чину работать простым рабочим. А потом он жалуется, что для него нет работы по специальности, зря он эти годы на учёбу потратил

  7. А я буду работать по специальности?

    Часто бывает так, что окончил ВУЗ и получил диплом по специальности «Х». Приходишь на предприятие в поисках работы, там смотрят твои бумажки и говорят «Ой! У нас есть для вас только должность по специальности «Y», но она не по вашему профилю! Но там тоже нужно высшее образование! Если хотите, пишите заявление о приёме, примем вас на работу на это место! А через время, где-то 2-3 месяца, как ваша специальность освободится, напишите заявление на перевод. Согласны?». Человек соглашается… и пашет на работе не по специальности год-три-пять-десять лет, изучая всё с нуля, собирая все шишки и тумаки на новом месте. Конечно, человек – он тварюка такая, что ко всему привыкает… Но зачем тогда ВУЗ заканчивал?

    И новые раздумия – эта специальность невостребованная, с этой точно пролетаю, а эта… Да не, я даже не буду пытаться поступать, всё равно буду работать непонятно кем.

  8. А как ко мне отнесутся коллеги по работе?

    А по-разному. И не дай Бог, вы придёте в подразделение или цех, где у начальника нет диплома ВУЗа, а у вас он есть, да ещё и профильный! Да вас гнобить начнут сходу, стараясь всеми способами избавиться от вас, ибо вы – конкурент! Вы для непосредственного начальника без профильного высшего образования – главная угроза его материальному благополучию и праву командовать, как левая пятка пожелает.

    Но в основном всем или безразличен твой диплом ВУЗа, или нейтрально-благожелательно к тебе относятся, как к человеку, который рискнул грызть несколько лет гранит науки.

  9. А что мне даёт на работе само наличие диплома ВУЗа?

    Это твой козырь! В случае каких-либо кадровых повышений тебя буду рассматривать в числе первых из-за этого! Не факт, что продвинут вверх, часто для этого есть более уважаемые и заслуженные люди, но игнорировать уже не смогут.

    А то ведь может быть и проверка, в ходе которой могут поставить вопрос ребром – а хули вы, пингвины, на эту должность поставили питекантропа с тремя классами ЦПШ(церковно-приходской школы), а не вот этого молодого человека, у которого диплом профильного ВУЗа? Да, такое тоже бывает, как бы это мрачно и неправдоподобно звучало.

    Диплом ВУЗа в любом случае повышает твои шансы на карьеру, пусть даже этот рост шанса видно только под микроскопом.

  10. Образованного человека труднее обмануть!

Можно сказать, что я намеренно сгустил краски, но поверьте – в реальной жизни бывает и хуже, тут я наоборот многое не описал и упустил.

Получение высшего образование, начиная с выбора ВУЗа и специальности – сложный процесс, требующий капитальных вложений, денежных вливаний и наличия хотя бы видимости мозгов в голове.

Диплом ВУЗа на руках не сделает из вас мгновенно крутого и востребованного высокооплачиваемого специалиста. Но он значительно может повысить Ваши шансы им стать! Понизить, правда, тоже может, но элемент риска всегда есть в таких делах, как бы Вы не делали вид, что всё наоборот.

Диплом ВУЗа на руках облегчит устройство на работу и открывание некоторых дверей, который в ином случае для Вас будут закрыты на все возможные замки и засовы, да ещё и шваброй для надёжности подпёрты.

Потому если есть возможность, нужно стараться получить высшее образование. Не получается с дневной формой обучения – пробуйте поступить на заочное обучение.

Диплом – это не та вещь, которую нужно носить за плечами, хотя, чтобы получить его, приходиться всякое вытерпеть. И не факт, что окупится!

Но это шанс! Он не получка, не аванс, как пела группа «Гротеск» в мультфильме «Остров сокровищ»! Шанс на то, что в будущем вы сделаете карьеру, у вас вырастет денежный доход, а соответственно и возможности воплотить в жизнь свои желания.

Дерзайте, подавайте документ в ВУЗ, выбирайте факультет, учитесь и не забывайте о поиске работы, где ваш диплом поможет вам расти по карьере.

Высшее образование необходимо, что бы вам не говорили!

Главное – не ошибитесь с выбором ВУЗа и факультета!