9

Мо: демонические противники Гармонии и Неба. Часть 1

Ну - коль скоро мы обговорили силы Гармонии, действующие на Небе, в Аду и отчасти - на Земле, поговорим сразу о силах Хаоса, тех кто отстаивает интересы этой стороны Бытия сознательно.

.Одними из худшими и самых опасных волшебных существ Китая являются мо. Само это понятие – самое (и единственное) близкое к понятию демон. Мо антагонистичны Небу и Аду, а люди для них не более чем жертва или ресурс. Не все они абсолютно злые – но всегда опасны для человека. Далеко не все мо имеют плоть – многие из них злокозненные духи. Их происхождение различно – часть родилась из дыхания первосущества Наньгу, они по сути часть первозданного Хаоса, мечтающая ввергнуть мир в Хаос. Другие мо возникли из мыслей Будды, как испытание для просветлённых, третьи – призраки-тени побежденных в войне с Небом древних богов, четвертые – оскверненные стихийные духи, пятые – бывшие люди, порочные даосы, цзин, падшие яо, скатившиеся гваи... И на этом список не заканчивается.

В даосских верованиях Хаос – обратная сторона Гармонии, и как Небо насаждает Гармонию – Мо сеют раздор и хаос. Мо – тень от светильника Дао, и нужны миру как испытание – без них даже боги стали бы ленивыми, и нерешительными, утратив способность создавать Гармонию, да и мир без частицы Хаоса стал бы не столь живым. Впрочем, сила высших Мо не отличимы от силы сильнейших Шэнь и ни одна сторона никогда не сможет одолеть другую. Мо - очень разнообразны, многолики как и сам Хаос, но всё же их можно классифицировать. Однако надо понимать, что разнообразие мо колоссально. Всё что угодно может стать мо. Так что приготовьтесь страдать и много постов подряд продираться через дебри китайской демонологии.

1. Небесные мо [天魔 (Tiānmó)]

Сильнейшие мо, очень мало отличающиеся от небожителей – шэнь по силам и возможностям. Все они – предначальные сущности, существовавшие, как и Дао, еще до создания мира или возникшие вместе с ним, владеющие частью Неба. Даже Боги не могут и не смогут их уничтожить – лишь сдерживать. Сильнейшие из небесных мо – Шесть Небесных Царей Мо [六天魔王 (Liù Tiān Mówáng)] возглавляют то подобие иерархии, которое есть у этих темных существ. Эти демоны повелевают ордами духов-искусителей, целью которых является искушать и сбивать с пути святых, мудрецов и бессмертных. Обычные люди их не интересует, только исключительные: они пытаются сбивать с пути будущих Будд и Бодхисаттв, тех даосов что приблизились к единению с Дао и разумных правителей. Их совокупная сила вряд ли уступит Нефритовому Императору – но не превзойдет его. Но так или иначе – они фактически боги мо и их силы можно назвать божественными без преувеличения. Они живут на одном из уровней Неба и редко вмешиваются в дела смертных напрямую.

Главный из них- Поксун, Повелитель Иллюзий, близкий к индийскому Маре. Его основная сила, как и у остальных царей Мо,  в иллюзиях и лжи. Он лично пытался соблазнить даже Будду, предлагая ему власть над миром. Его любимая стратегия – является в образе Будд, Бодхисаттв, буддийских или даосских святых, достигших бессмертия мудрых сяней, или родственников, посылать ложные видения нирваны и единения с Дао. Его любимая цель – движущиеся к святости монахи и продвинутые даосы. Зизайтьян, Владыка Самовластья, и его слуги насаждают гордыню и манию величия. Любимая жертва – цари и правители, которых он пытается заставить поверить, что они Боги или им равны. Впрочем, многие даосы так же падают жертвой его интриг. Третий Небесный Царь Мо – Тахуа Зизайтьян, вор чужой кармы. Его сила – красть чужие духовные заслуги. Поддайся монах или даос, поведись на указанный им лёгкий путь - и  годы медитации или самосовершенствования улетят впустую, молитвы превратятся в проклятия, а собранные духовные и кармические заслуги будут пожраны им. На тех, кто не поддаётся этому искушению, он насылает сомнения в своих достижениях. Четвертый из них Йемотьян, Владыка Смертных Искушений. Его профиль – соблазнение всевозможными чувственными наслаждениями, неважно, связаны они с сексом или, например, музыкой или едой. Он пытается сбивать идущих путем самосовершенствования, насылая им обманчивые, чувственные сны, а его слуги и он сам – порой превращаются в красивого и сексуального представителя противоположного пола, пытающегося развести монаха или даоса на секс, которые опустошит жертву. Долиатьян, Владыка Ложного Просветления, пятый из шестерки искусителей, путает мозги монахам и даосам: тем кажется, что они достигли нирваны или единения с Дао – но это ложное чувство. Соблазненный им монах или даос проваливается в приятную, но бесполезную для него, медитацию. Она становится маняще приятной и действует как наркотик, в конце концов жертва застывает в ней навечно. В лучшем случае, если поддавшегося демону приведут в чувство, тот получит мощный духовный застой, и его многие годы будут разрывать сомнения и отчаяние. В худшем – жертва так и останется сидеть, наслаждаясь иллюзией, пока не умрет. Последнему особо подвержены даосы-одиночки. Последний из шестерки – Хуалетьян, Владыка Ложных Радостей, подменяющий истинное счастье иллюзиями В итоге монах привязывается к уюту кельи или пещеры, фиксируется на земном, и не может прогрессировать, а, скажем, коллекционер реликвий начинает испытывать страсть к бесполезному собирательству, коллекция становится целью, а не средством. Цари Мо прибегают к разным методам: они могут создавать изощренные иллюзии, порой целые иллюзорные миры,в результате чего жертва теряет связь с реальностью, могут нашептывать разные мысли, разными голосами, медленно стирая память, в атаках на монахов они могут искажать и портить сутры, превращая молитвы в проклятие. Под такое проклятие как-то попал легендарный Шаолинь: проклятие выстроило иллюзию и монахи начали биться насмерть друг с другом, думая что сражаются с демонами. При этом они никогда не идут на физическую конфронтацию с жертвами: их сила во лжи и иллюзиях, но в этом и их слабость: от них и их иллюзий немало способов защиты, вроде неприятного для них запаха горящей полыни, специальных сутр, целой кучи ритуалов и амулетов.

Цари редко размениваются на обычных даосов и монахов – но правители,и те кто достиг высоких духовных достижений точно привлекут их внимания. Их бичом являются родившиеся из помыслов Будды демоны, такие как извращающие священные артефакты и возбуждающие страсти демоны страстей и омрачений фаннао-мо [烦恼魔 (Fǎnnǎo mó)], демоны пяти скандх вуюн-мо [五蕴魔 (Wǔyùn mó)], демоны страха сы-мо [死魔(Sǐ mó)], и возглавляющих их Демон-Сын Неба тьянци-мо [天子魔 (Tiānzǐ mó)]. Не совсем ясно – одиночные ли это демоны, божественной мощи, способные сразу испытывать и терзать многих  или сонмы, ищущие жертв, но они смертельно опасны для любого человека идущего по пути духовного роста.

Все они крайне изощрены. Фаннао мо, Насылатели Душевных Страданий, питаются человеческими страданиями. Душевные мучения – их еда и пристрастие. Они – бесплотные духи, и действуют через психику – порой самостоятельно, порой выполняя приказы шестерки. Их силы - способность вызывать тревогу, усиливать обиду, вызывать прогрессирование зависимости и навевать  тоску и депрессию, а так же – четыре яда разума: страсть как раздувание желания до невыносимого; гнев, как ярость разрушающую душу; заблуждения, как иллюзии исказающие реальностиь и гордыню, блокирующую мудрость. Эти чудовища могут найти слабину почти в каждом – и раздуть ее до опасного для личности масштаба, навевая и внушая навязчивые идеи. Результат может быть разным: одержимый гневом нерадивый ученик  можетподнять руку на мастера, павший жертвой уныния талантливый ученик – бросить учение и уйти в крестьяне, терзаемый страстью к увиденной красавице благочестивый мастер – потерять сон и концентрацию, и потратить все силы не на совершенствование, а на борьбу с похотью.

Многие из них так же заражают и извращают артефакты:  они способны активировать негативные эмоции – гнев там, страх, алчность или похоть, превратив его в проклятый. Более сильные из этих мо способны сами исказить сущность предмета. В итоге скажем священный свиток начнет приносить не мудрость, а навязчивые мысли, священная статуя начнет вызывать у молящихся у нее чувство гнева или жадность, а  защитный талисман начнет притягивать беду, вместо ограждения от нее. Самые сильные фаннао мо способны создавать поддельные артефакты, которые выглядят как настоящие – но причиняют страдание или безумие. К примеру ложная копия книги, которую найдет даос может свести его с ума, пока тот её читает.

Вуюн-мо паразитируют на фундаментальных привязанностях в самом широком смысле (скандхах). Для понимания этой темы надо немного углубиться в буддийский контекст. Первая из них – форма: тело и материальный мир. Вторая – собственно ощущение мира и своего тела: например - вот это горячее, а это холодное, это красное, это белое, это – горькое, это слдёное, это – больно, это - приятно . Третья – восприятие и узнавание предметов: это чай, это груша, это человек, это – камень, это сосед, это красивая девушка. Четвертая – это опыт, склонности и воля: это красивая девушка, которую хочется обнять, но я не буду этого делать, потому что мы незнакомы; это горячий и приятно пахнущий, его можно выпить;  это кисть и тушь – ими можно что-то написать; это одежда – ее надо одеть, потому что я – голый, а это – неприлично, это чай. Пятая – это разум и сознание, осознание всех мыслей и ощущений, родившихся на четырех предыдущих уровней. Вне буддийского контекста это тяжеловато понять, как смог – так объяснил, но привязанность к ощущениям- она самая фундаментальная, и Будда должен быть свободен от нее, и вуюн-мо усиливают в человеке именно ее, заставляя буддиста, да и даоса, зацикливаться на ощущениях, не давая понять что мир лишь иллюзия/отражение Дао, не более. Скандхи необходимы для формирования личности, по большому счету они  и формируют личность, но буддист идущий к просветлению и нирване должен освободиться и от них, и от собственной личности. Согласно Будде страдание возникает когда человек цепляется за свои скандхи, думая что они – и есть его «Я», просветление же – прекращение страдания. Кроме того вуюн-мо способны материализовываться в мире людей, принимая вид черного тумана, в котором появляются видения вроде людей с пустными глазницами и ртами полными пепла или гигантских змей. Они могут создавать густую пелену тумана, в которых время замедляется, а оказавшиеся в них видят галлюцинации – например умерших родственников или любимых. Тот кто вдыхает этот туман может забыть часть жизни. Длительный контакт с таким туманом может вызвать бессонницу, при которой человек видит кошмары даже наяву или болезнь, при которой человек покрывается язвами, похожими на следы ожогов. Кроме того  вуюн-мо могут вселяться в слабовольных людей, чтобы искушать монахов.

Следующие демоны этой группы – сы-мо, воплощение страха смерти, небытия, и прерывания духовного пути. Как и фаннао-мо, они как правило бестелесны и невидимы, и пытаются внушить жертве страхи: страх отказа от собственного «Я», что является  необходимым условием достижения уровня Будды/Бодхисаттвы, страх не успеть достичь высших уровней духовного роста за эту жизнь, сомнения в том, что в следующих жизнях получится, и навязчивые мысли о смерти типа: «а что, если я завтра помру». Могут налагать и весомые проклятия, влияющие на физическое тело и вызывающие, к примеру, болезни прерывающие медитацию и отвлекающие от духовного роста, в перспективе – смертельные.

Четвертый демон – Тьянци-мо самый главный среди четверки буддийских демонов – и точно представляет не сонм, а единственного, очень могущественного демона, не уступающего в силе Небесным Царям Демонов. Его сила лишь чуть уступает Нефритовому Императору,и он представляет высшую форму духовного искушения: потребность в признании, уважении, власти. Он пытается сбивать с пути монахов и даосов достигших высших уровней самосовершенствования. Его сила – в искажении священных текстов, которые наполняются ложными откровениями, в снах зовущих к мирским благам – власти, богатству, силе, почтении. Он обещает практикующим успех, в обмен на отказ от дальнейшего совершенствования, и может, насылая мысли на других людей, реально давать мирские блага: и у искушаемого святого появляются последователи, несущие ему подношения, требующие внимания, почитающие и поклоняющиеся ему, всячески отвлекая от духовного роста.

Конечно, методы защиты от них известны – амулеты, мантры, специальные медитации, зелья, ритуалы – но эти демоны многочисленны, неутомимы, голодны, а распознать их влияние далеко не всегда просто даже самым просветленным монахам и мудрым даосам.

2 Стихийные мо

Многочисленные мо, способные извращать и превращать в свою злую пародию стихийных духов – и саму суть стихий. В отличии от Небесных мо, специализирующихся на совращении людей. идущих путем духовного совершенствования, эти просто сеют хаос и кормятся человеческими страданиями.  К ним относятся Земные Мо [地魔 (Dìmó)], Водяные Мо [水魔 (Shuǐmó)], Воздушные Мо [风魔 (Fēngmó)], Огненные Мо [火魔 ( Humo)], Металлические мо [金魔 (Jīnmó)], Древесные мо [木魔 (Mùmó)], Мо связанные с тьмой и пустотой [虚空魔 (Xūkōngmó)] и другие, более редкие стихийные демоны. Любая стихия может быть извращена и превращена в демоническую. Они могут быть незримыми духами или материальными воплощениями – и встреча с любым из них не несет ничего хорошего. Люди,  их духовная энергия, а порой и плоть, для них всего лишь еда. Земные мо – связаны с самой землей и пещерами, разломами, горами. Часто они охраняют проклятые места и могилы, настоящие или проклятые клады, а так же места благой силы, выполняя волю более сильных мо. Чаще всего их видят в облике темных теней с горящими глазами, во плоти каменных великанов или огромных подземных животных, вроде змей, червей или хомяков, с пылающими глазами. Своей магией они способны управлять камнями, грязью, корнями деревьев, могут вызывать оползни и землетрясения. Они наиболее обычны среди стихийных мо, прочие встречаются куда реже. Водяные мо – гнусная пародия на благородных водных драконов, относящихся к шэнь. Они так же могут иметь человекоподобный облик, хотя зелено-синяя кожа, чешуйчатые тела и перепонки между пальцами не дадут их спутать. Самые хитрые могут превращаться в красавцев и красавиц, завлекающих смертные в воду, топящих и пожирающих их. Почти все они охотятся на людей у воды, кроме того у них имеется и магия – они могут создавать туманы-обманки, заводящие людей в воду и болота,  вызывать наводнения.  Воздушные мо редки, но как правило невидимы, очень быстры, хитры и коварны. В видимом облике напоминают вихри с глазами – или облик гиганта с дырой на месте живота, из которой вырывается вихрь, затягивающий людей внутрь, на погибель. Они могут управлять погодой, вызывать бури, торнадо, ветры-обманки, сбивающие путников с пути. Многие их них способны разносить своим ветром заразу. Некоторые – вселяться в людей. Огненные мо редки, но часто материальны. В них порой превращаются маньяки-поджигатели, загубившие много людей.  Выглядят чаще всего как краснокожие рогатые демоны, с пламенем вместо волос. Живут они чаще у вулканов, но могут и просто бродить, вызывая пожары своим нечистым пламенем. Металлические мо как правило бесплотны и вселяются в брошенные на поле боя мечи, ржавые доспехи или в монеты, делая их проклятыми – хотя порой появляются и в облике демона, с телом из бронзы и острыми как бритва пальцами. Проклятые предметы  нередко встречаются в кладах, они могут убить владельца или просто приносить беды. Древесные мо могут вселяться в старые деревья, ядовитые травы, хищные цветы или грибы, порой превращая их в опасных чудовищ. Они не только опасны – но и жутки: так, древесный мо превративший старое дерево в людоеда, имеет пасть чтобы рвать, гибкие корни, чтобы хватать и тащить в пасть, и плоды, орущие криком страдающего младенца – или способные плакать как младенец, завлекая сердобольных прохожих в чащу. Некоторые из этих мо так же могут превращаться в мужчин и женщин с листьями и цветами в волосах, завлекающих доверчивых встречных в чащу. В материальном виде выглядят как зеленые существас корнями вместо ног.

Среди прочих мо в легендах упоминаются мо пустоты и тьмы, очень напоминающие обычных призраков: безликие фигуры или тени со ртами на ладонях. Их магия способна сделать тьму непроглядной. Они питаются страхом, вызываемым чувством одиночества – или их собственным видом. Они терроризируют отшельников и путников на дальних дорогах, заночевавших в пути. Среди других редких мо упоминаются громовые мо – духи проклятых молний, выглядящие как крылатые черные псы, холодные мо, способные вморозить путника или отшельника, медитирующего зимой в пещере в вечный лёд, не и мо иллюзий, в целом сходные с фаннаомо.