Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

Три наиболее известных танка Второй Мировой войны — Т-34, M4 Sherman и Pz.Kpfw.VI Tiger. Но эта тройка сформировалась по принципу «зрительских симпатий», её популярность во многом зависит от субъективных факторов (в особенности касательно «Тигра»). Из более объективных критериев можно выбрать количество произведённых машин, их боевую эффективность, соотношение потерь и побед… Или, к примеру, выбрать танки, которые выпускались на протяжении всей войны, от её самых первых дней и до завершения. Таких машин окажется, как ни странно, тоже всего три, и из первой тройки в эту войдёт лишь советская «тридцатьчетвёрка». Вторым окажется «рабочая лошадка» Вермахта Pz.Kpfw.IV, самый массовый, и по некоторым данным, наиболее эффективный германский танк того периода. Ну а третьим окажется британский тяжёлый пехотный танк «Черчилль» — между прочим, единственный из троицы танк тяжёлого класса. Нужно сказать, что все эти машины претерпели серьезные изменения в процессе производства и эксплуатации, они выпускались в большом количестве модификаций и ранние образчики очень сильно отличались от наиболее поздних. Позволил им это большой потенциал совершенствования, изначально заложенный в конструкцию.

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

История самого долгоживущего британского танка Великой войны началась в 1939 году, когда военное руководство оформило техническое задание А.20, согласному которому требовалось разработать танк для замены уже поступающего в войска пехотного танка Mk.II (A12) Matilda. Предназначалась новая боевая машина для ведения позиционной войны, ибо в то время в планах был совместный вместе с французами прорыв «линии Зигфрида» — глубоко эшелонированной линии укреплений на границе Германии. Требования к танку предъявлялись соответствующие — большой вес и длина (для преодоления траншей и прочих препятствий), толщина брони не менее 60 мм (неуязвимая для 37- и 50-мм противотанковых немецких орудий), расположение пары двухфунтовых орудий со спаренными пулемётами по бортам корпуса в спонсонах (такая компоновка позволяла снизить силуэт и давала возможность вести огонь сразу в двух направлениях вдоль линии укреплений). Как видим, командование хотело получить старый добрый «ромбический танк», но с учётом технического прогресса. Первый прототип А.20 без вооружения был готов к середине 1940 года, но уже пробные испытания не могли не вызвать пессимизма: выбранный двигатель не развивал требуемой мощности, нечетко работала трансмиссия и, что самое главное, никаких перспектив по модернизации у них не было. И тут, как нельзя кстати, фирма Vauxhall Motors предложила для нового танка свой 12-цилиндровый двигатель Bedford мощностью 350 л.с., представлявший собой два спаренных хорошо отработанных в производстве и эксплуатации одноименных 6-цилиндровых автомобильных мотора. Идея понравилась, и заказ передали на Vauxhall вместе с двумя полуготовыми прототипами А.20. Работа над новым прототипом, получившим индекс А.22, велась быстрыми темпами, чертежи поступали в цеха буквально с чертежной доски. Это был июль 1940-го, шла «Битва за Британию», немцы готовились к броску через Ла-Манш. Прототип А.22 изготовили осенью, а его испытания продолжались до конца года. Первые же 14 серийных танков, получивших армейское обозначение Infantry Tank Мк.IV, покинули цеха в июне 1941-го. Новую боевую машину назвали Churchill («Черчилль»), — по официальным документам в честь Джона Черчилля, Первого герцога Мальборо, исторического английского военного и политического деятеля времён войн за Испанское наследство XVII — XVIII веков. Но, думается, сэру Уинстону Черчиллю, действующему премьер-министру Великобритании, такое название тоже польстило.

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

Пехотный танк Matilda Mk.IV, крейсерский Crusader III и тяжёлый инженерный Churchill Mk.III AVRE


Поскольку танк разрабатывался в спешке военного времени, он предсказуемо получился не очень удачным и имел букет «детских болезней». Несмотря на то, что от изначальной спонсонной компоновки перешли к классической башенной, конструкция всё равно вышла довольно архаичной — гусеница огибала весь корпус, как на танках Первой мировой. Боевая масса приближалась к 38 тоннам, толщина брони во лбу составляла 102 мм, на бортах и на башне — 76 мм, а в некоторых местах достигала внушительных 152 мм. Но большая толщина компенсировалась устаревшей конструкцией бронирования: на раму из уголков устанавливались пластины неброневой стали, а лишь к ним посредством болтов и заклёпок крепились бронеплиты. Танк не был ни быстрым (25 км/ч максимум), ни манёвренным. Выпускались сразу две модификации: Churchill I и II, отличавшиеся вооружением. Churchill I имел 40-мм двухфунтовое противотанковое орудие и спаренный с ним пулемёт во вращающейся башне и 76-мм гаубицу для стрельбы осколочно-фугасными снарядами в лобовом листе корпуса. Таким образом, первый «Черчилль» имел много общего с французским тяжёлым танком Char B1, хотя его гаубица могла наводиться по горизонтали, и занимался этим не механик-водитель, а отдельный наводчик. Churchill II же вместо гаубицы имел в лобовом листе просто ещё один 7.92-мм пулемёт, и потому не отличался по составу вооружения от упомянутой ранее более лёгкой «Матильды». Ограниченно выпускалась модификация для непосредственной поддержки Churchill IICS (Close Support) — это был по сути «Черчилль I», но с инвертированным вооружением: гаубица в башне, а двухфунтовка в корпусе. Танки первых серий были крайне ненадёжны (за первые полгода ремонта с заменой узлов потребовали 1000 из 1200 новейших «Черчиллей»). Были проблемы ходовой (тележки заклинивало, гусеница рвалась), трансмиссией, двигателем. Именно из-за этих неудач сэр Уинстон Черчилль и произнёс свою знаменитую фразу «У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого!». Но важным был тот факт, что большая часть недостатков были связаны с низким качеством материалов или невысокой культурой производства, что позволило полностью либо частично устранить их по мере выпуска — с каждой последующей модификацией качество «Черчиллей» возрастало. Сам же министр с годами вряд ли становился лучше.

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

Churchill Mk.I с трёхдюймовой гаубицей во лбу корпуса

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

С французским тяжёлым танком Char B1 bis


Уже в начале войны британцы осознали, что двухфунтового орудия не всегда достаточно для танка, особенно для тяжёлого. Установка более мощного орудия и прочие доработки привели к тому, что в феврале 1942 года начался выпуск Churchill III. Эта модификация получила новую увеличенную сварную башню с шестифунтовым орудием (как на крейсерском Crusader III), от гаубицы во лбу решили вовсе отказаться из-за её невысокой эффективности. К тому же танк получил мощные надгусеничные полки, защищавшие гусеницы от огня. Также, начиная с этой модификации, танкостроители перешли к технологии несущего бронекорпуса, отказавшись от конструкции из рамы, несущих листов и бронеплит. Поскольку не на всех заводах, где выпускался «Черчилль», в достаточной мере владели технологией сварки бронеплит, была разработана увеличенная башня для 6-фунтовки литой конструкции. Танки с такой башней именовались Churchill IV, а если в литую башню устанавливалась 95-мм гаубица вместо пушки, то это уже был Churchill V. Эти две модификации должны были дополнять друг друга, поражая танки противника из шестифунтовок, а прочие цели — фугасами гаубиц. Но опыт реальных боёв показал ущербность данной концепции, танкистам требовалась возможность поражать разные цели из одного танка. Потому в Северной Африке примерно две сотни «Черчиллей» получили 75-мм орудия от повреждённых американских «Шерманов» и «Грантов», в боезапасе которых имелись снаряды всех типов. Такие полевые переделки получили индекс Churchill III/IV NA75 (North Africa). Подобное 75-мм орудие, только британского производства, устанавливали в башни «Черчиллей» и фабрично — в конце 1943 года появилась модификация Churchill VI с британской 75-мм пушкой, к тому же получившая дополнительное бронирование бортов и нижней лобовой детали, которое крепилось на болтах.

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

Приближалась запланированная высадка в Нормандии, и кулаком Королевских бронетанковых войск в ней должен был стать хорошо показавший себя в Африке «Черчилль», потому было получено задание его максимально улучшить. Оперативно усилить вооружение не представлялось возможным, потому на обновлённом A.22F (Forced — усиленный) пошли по пути увеличения бронезащиты. Так возникла модификация Churchill VII. Лобовую броню корпуса на ней довели до 152 мм, башни — до 95 мм. Конструкция башни стала смешанной — литой, с вварной катаной крышей. Появилась вращающаяся командирская башенка. Масса машины возросла до 41 тонны, скорость снизилась до 20 км/ч. Пришлось усилить элементы ходовой части - подвеску и гусеницы. Была изменена форма смотрового люка механика-водителя и эвакуационных люков в бортах корпуса (вместо прямоугольных они стали круглыми). На базе модификации «Черчилль VII» выпускался огнеметный танк Churchill Crocodile. Огнемет устанавливался в лобовом листе корпуса вместо пулемета Besa. Для перевозки огнесмеси предназначался специальный одноосный бронированный прицеп, буксировавшийся с танком и связанный с огнеметом трубопроводом. Была разработана и модификация непосредственной поддержки с 95-мм гаубицейChurchill VIII. Дальнейшие же модификации (Churchill IX — XI) являлись более ранними танками, доведёнными до стандарта A.22F установкой дополнительных бронеплит и новых башен. Из-за дефицита последних, часть переоборудованных машин сохранили старые башни с шестифунтовками и даже двухфунтовками, и им присваивали индекс LT (Light Turret — лёгкая башня). За время производства, которое продолжалось до самого окончания войны в Европе, было выпущено 5640 танков «Черчилль» всех модификаций.

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

Боевым дебютом для «Черчиллей» стала операция «Юбилей» — рейд на небольшой французский портовый городок Дьепп на берегу Ла-Манша 19 августа 1942 года. Целью являлась разведка боем береговых укреплений противника и накопление опыта для будущего крупномасштабного вторжения на материковую Европу. В операции приняли участие 58 «Черчиллей» модификаций I, II и III. Танковый полк высаживался на каменистый пляж, находившийся непосредственно в черте города, вслед за полком Королевской легкой пехоты Гамильтона и Эссекским шотландским полком. В задачу танкистов входила поддержка огнем и маневром этих двух частей при захвате города. С первых же минут высадки все пошло не совсем так, как предполагалось. Дело в том, что пляж, зажатый между восточными и западными молами, отделяла от городской набережной с бульваром дамба, преодолеть которую самостоятельно танки «Черчилль» не могли. Выходы с пляжа перегораживали баррикады, а сама территория пляжа находилась под перекрестным огнем артиллерии и пулеметов. Планировалось, что дамбу и баррикады взорвут саперы, но и они, и пехотинцы сразу после высадки понесли такие потери, что выполнить свою задачу в полном объеме не смогли. К тому же берега достигли далеко не все машины — один из десантных кораблей затонул вместе с шестью «Черчиллями», один танк получил прямое попадание гаубичного снаряда, не успев покинуть судна, два других утонули при попытке войти в воду на слишком большом расстоянии от берега; несколько порвали гусеницы о гальку пляжа, у некоторых камешками заклинило ходовую часть. Остановившиеся машины тут же подбивались немцами. Танки вели ответный огонь, но у 2- и 6-фунтовых пушек в боекомплектах не было фугасных снарядов, а 76-мм гаубицы имели слишком маленький угол возвышения, и им мешала дамба. Тем не менее, саперы нашли участки, где высота дамбы не превышала 60 см, уложили фашины, и 13 — 15 танков сумели подняться на набережную и бульвар. Тут выяснилось, что все улицы, ведущие вглубь города, загорожены бетонными противотанковыми надолбами. Все попытки канадских саперов подорвать их не увенчались успехом из-за сильного огня немцев. Разрушить надолбы попытались танки, стреляя по ним 6-фунтовыми бронебойными снарядами, однако в это время по «Черчиллям» открыли стрельбу немецкие 37-мм противотанковые пушки. Они не могли пробить броню английских танков, но сумели перебить гусеницы на нескольких машинах и вынудили остальных отойти. К 9 часам утра стало ясно, что операция провалилась и нужно постараться эвакуировать высаженные войска. Шесть «Черчиллей», вернувшись на пляж, до последнего вели бой, прикрывая отход канадской пехоты. Все танки были подбиты, и экипажи оставили их. При этом только одному танкисту посчастливилось вернуться в Англию.

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

Разгром под Дьеппом чуть не стоил карьеры «Черчиллю»: нашлось много его противников, предлагавших заменить тяжеловеса более лёгким и манёвренным танком «Кромвель», к тому же не уступающим по вооружению. Однако таким планам не суждено было сбыться, так как «Черчиллю» удалось доказать свою полезность в Северной Африке. Уже на этапе войсковых испытаний на том ТВД тяжёлый танк продемонстрировал свою стойкость: даже под яростным противотанковым огнём он мог продвигаться вперёд, превосходя как «Шерманы», так и прочие британские танки. Также не было жалоб на перегрев двигателя и общую надёжность. В ходе боёв в Тунисе против Африканского корпуса Роммеля «Черчилль» показывал себя с лучших сторон — огонь Pz.Kpfw.III и IV, а также противотанковой артиллерии был ему не особо опасен. Уверенно останавливать его могли только 88-мм зенитки и бомбы пикировщика Ju-87 Stuka. Стоит отдельно упомянуть случай, когда «Черчиллю» капитана Холланда в бою у фермы «Паровой каток» удалось уничтожить 25 автомобилей, 8 противотанковых орудий, две 88-мм зенитки и до 200 солдат. Таким образом, британскому тяжёлому танку удалось реабилитироваться.

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

Дальнейшая служба «Черчиллей» была бурной и трудной. Из Алжира машины были переброшены в Италию, где им довелось под шквальным огнём артиллерии продавливать тяжело укреплённые «линию Гитлера» и «линию готов». Несмотря на тяжёлые потери, фортификации были преодолены и Рим взят. Затем была операция «Оверлорд» — высадка союзных войск в Нормандии, бои за Францию и прочие страны Европы вплоть до германской границы. Тут «Черчиллям» пришлось столкнуться и с «Пантерами», и с «Тиграми», и хотя собственное вооружение любой модификации британского танка позволяло подбивать немецких кошек лишь с малых дистанций, его толстая броня давала неплохую защиту от длинноствольных 75- и 88-мм пушек на реальных дистанциях боя. Таким образом, «Черчилли» не становились лёгкой добычей немецких хищников, в отличие от основного танка союзников — «Шермана». Последней операцией, где массово применялись британские тяжёлые танки, стал прорыв «линии Зигфрида» — то, ради чего танки изначально и создавались. Им предстояло штурмовать Рейхсвальд (Имперский лес) — густой лесной массив близ голландского города Неймеген, который был укреплён противотанковыми надолбами, ДОТами, артиллерией и считался непроходимым. Тем не менее, метр за метром, выворачивая своим весом деревья и разрушая укрепления, «Черчилли» при поддержке пехоты зачистили Рейхсвальд. Затем лишь единичные «Черчилли», преимущественно огнемётной модификации «Крокодил», использовались до 8 мая 1945 года.

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

Рядом с "Королевским тигром"


Единственной иностранной армией, на вооружение которой состояли «Черчилли» (модификаций II, III и IV), была РККА. В 1942-43 годах по программе Ленд-Лиза в СССР были отправлены 344 танка. Добралось, впрочем, лишь 253. Британские тяжёлые танки в составе гвардейских танковых полков прорыва участвовали в Сталинградской битве, снятии блокады с Ленинграда, Курской битве, освобождении городов Орёл, Киев и многих других. К осени 1944 большая часть советских «Черчиллей» была потеряна, и потому последней их операцией на Восточном фронте стало освобождение Таллина. Советские танкисты очень уважительно и тепло относились к британскому тяжеловесу. Если не считать немногочисленных поступивших (20 танков) Churchill II, танк считался надёжным, удобным и прекрасно защищённым. В монографии «ИС-2» сказано, что лишь советский ИС-2 и британский «Черчилль» защищали от огня 88-мм орудия, в то время как прочие танки «…предоставляли своему экипажу не больше защиты, чем картонная коробка». Также здесь к месту привести эпизод из боевых действий 50-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва. 22 марта 1943 года пять танков «Черчилль» под командованием капитана Белогуба атаковали противника. Боевые машины ворвались на немецкие позиции, где четыре из них были подбиты, а одна отошла назад. Экипажи не покинули танки, и с 22 по 25 марта находились в них и вели огонь с места. Каждую ночь автоматчики 50-го полка доставляли танкистам боеприпасы и продовольствие. За три дня «Черчилли» уничтожили артиллерийскую батарею, четыре ДЗОТа, склад боеприпасов и до двух взводов пехоты. Немцы неоднократно предлагали экипажам подбитых танков сдаться в плен, на что те отвечали огнем. 25 марта танкистам удалось зацепить трактором танк Белогуба и отбуксировать его в тыл, экипажи трех других танков отошли с пехотой. Экипажи, просидевшие в танках трое суток, не потеряли ни одного человека убитым. Жизнь танкистам спасла броня «Черчиллей», которую за это время так и не смогла пробить немецкая артиллерия. Из недостатков же отмечалось низкое сцепление с обледенелым грунтом (решалось в частях навариванием на траки «шпор»), плохой обзор с позиции мехвода, слабость подвески и, главное, недостаточно мощное для тяжёлого танка вооружение, к тому же не имеющее осколочно-фугасного снаряда. Впрочем, со временем, советская промышленность наладила выпуск осколочных снарядов для британской шестифунтовки.

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

Черчилль и Сталин


Вернёмся к дебюту танка. Катастрофа операции «Юбилей» имела и благоприятные последствия для «Черчилля». Генерал Алан Брук сделал вывод, что Корпусу Королевских инженеров требуется собственная боевая машина, способная разрушать вражеские укрепления и бункеры, укладывать фашины, делать проходы в минных полях. За основу такой машины было решено взять как раз тяжёлый танк Churchill III и IV из-за его внушительного бронирования, а также возможности к установке фашин, различных минных тралов, крана и даже небольшого раскладного моста без необходимости демонтировать башню с вооружением. Машина получила обозначение Churchill AVRE (Armored Vehicle Royal Engineers — бронемашина Королевских инженеров), и при её конструировании старались вносить как можно меньше переделок в оригинальную конструкцию танка. Делалось это для того, чтобы не производить AVRE с нуля, а переоборудовать в них танки, находящиеся на ремонте. Инженерная модификация получила шестого члена экипажа — сапёра-подрывника, который располагался рядом с пулемётчиком и мехводом. Также штатное вооружение заменялось на 290-мм мортиру Petard, способную метать 20-фунтовые фугасные снаряды (за особую форму получившие прозвище «летающая урна» или «мусорное ведро»), разрушающие до 3 метров бетона. Полностью были переделаны боеукладки для размещения новых выстрелов. Часть инженерных танков получили дополнительное бронирование, сходное с бронированием «Черчиллей» поздних модификаций. Также на танки устанавливались приспособления для сброса фашин, крепления минных тралов, краны, мостоукладчики и даже укладчики временного дорожного покрытия. Все эти версии сохраняли мортиру!

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

Дополнительное бронирование и крепления для минного трала


Ко «Дню Д» — высадке союзного десанта в Нормандии 6 июня 1944 года — в инженерную модификацию AVRE было переоборудовано 180 «Черчиллей». Все они входили в состав 79-й Королевской танковой дивизии под руководством Перси Хобарта. Помимо Churchill AVRE в её составе были и другие специализированные и переоборудованные танки, в основном на основе «Черчиллей» и «Шерманов»: танк-тральщик «Шерман Краб», огнемётный «Черчилль Крокодил», плавающий «Шерман ДД» (от Duplex Drive — двойной движитель), мостоукладчик «Черчилль ARK» и многие другие. За необычный и порой гротескный внешний вид своих машин соединение получило прозвища «Уродцы Перси» или «Игрушки Хобарта». Однако реальное боевое применение показало высокую эффективность этих машин (за редкими исключениями, типа «Шерманов ДД», которые в большом количестве затонули). Особенно отличился Churchill AVRE во всём своём многообразии. Этот танк подползал к вражеским укреплениям под огнём и превращал их в груды щебня. К тому же он мог проложить дорогу себе и следующим за ним танкам через препятствия. На пляжах Голд, Джуно и Суорд эти танки сыграли решающую роль, без них закрепление и продвижение союзных войск вряд ли были бы возможны. Часто AVRE действовал в паре с «Крокодилом»: первым к бункеру подходил «Крокодил» и заливал его огнесмесью, затем в бункер летело «мусорное ведро», разрушая его, и если после такого кто-то ещё сопротивлялся, всё снова поливалось огнём. По результатам успешного боевого применения в Нормандии, было заказано ещё 574 танка Churchill AVRE, которые поступали в ту же 79-ю дивизию или в Корпус Королевских инженеров и активно использовались до самого конца войны. Стоит упомянуть случай, имевший место 17 июня 1944 года: «Черчилль» AVRE столкнулся в бою с немецкой «Пантерой», но сапёры не растерялись, и швырнули в неё «мусорку»… Добиться прямого попадания не удалось, взрыв прогремел в нескольких метрах сбоку от хищной кошки, но его мощи хватило, чтобы вывести противника из строя — «Пантера» больше не двигалась. Даже после войны AVRE продолжали состоять на вооружении минимум до середины 50-х, к тому же на их базе делали другие, более совершенные, машины. Да и с уходом «Черчилля» на пенсию концепция AVRE продолжила жить: машины с этим индексом созданы на базе других, более современных танков — «Центурион», «Чифтен», «Челленжер-2».

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

Конструктивно танк Churchill AVRE представлял собой весьма оригинальную машину. Корпус был выполнен в виде прямоугольной сварной коробки. За счет охвата его гусеницами английским конструкторам удалось сделать корпус максимально широким — равным ширине танка. Это обеспечило достаточно свободную компоновку узлов и агрегатов внутри машины и комфортные условия работы экипажа. Характерной особенностью корпуса являлось наличие в его бортах (на уровне отделения управления) аварийных люков. Танк был немаленьким: длина — 7.44 м, ширина — 3.25 м, высота — 2.45 м, боевая масса достигала 39.6 тонн. Корпус собирался сваркой из катанных стальных бронеплит разной толщины. Верхняя лобовая деталь имела базовую толщину 102 мм и усиление вокруг пулемётного порта до 152 мм. Средняя лобовая деталь имела толщину 57 мм, но располагалась под большим углом, на ней крепились уголки, отклонявшие рикошет снаряда от корпуса и препятствовавшие поскальзыванию танкистов на броне. Нижняя лобовая деталь имела толщину 102 мм, но на многих танках она была доведена до 152 мм накладным листом. Борта корпуса защищались 76 мм стали, а корма — 64 мм. Передняя часть бортов также часто защищалась дополнительными листами брони. Крыша и днище корпуса имели толщину 16-19 мм. Сварная башня имела толщину брони во лбу — 88 мм, по бортам и сзади — 76 мм, сверху — 20 мм. Экипаж состоял из 6 человек. В отделении управления находились места механика-водителя, пулеметчика и сапёра-подрывника. Для их посадки в танк служили два прямоугольных люка с двухстворчатыми крышками, притом в люке пулемётчика имелся небольшой сдвижной лючок для доступа к мортире. В башне же располагались командир танка, наводчик и радист, они имели два люка.

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

Основным вооружением Churchill AVRE являлась 290-мм мортира Mk.II образца 1944 года под названием Petard. Это необычное оружие было разработано специально для нужд Королевских инженеров и адаптировано под установку в маску танка «Черчилль» без переделок последней. Мортира не имела нарезов, лишь четыре направляющие в её коротком стволе. С её помощью выстреливались фугасные снаряды по прозвищу Flying Dustbins (летающие урны) весом в 18 кг на дальность от 70 до 210 метров, при этом дальность эффективной прицельной стрельбы не превышала 90 с лишним метров. Такая сногсшибательная дальность требовала максимального приближения к цели перед стрельбой. Ещё одной особенностью «Петарды» было то, что процесс перезарядки происходил спереди. То есть после выстрела наводчик поворачивал башню так, чтобы ствол мортиры оказался над люком пулемётчика, и расцеплял ствол и казённик. Мортира переламывалась наподобие охотничьего ружья, переводя ствол в вертикальное положение. Сапёр подготавливал снаряд (они были разных типов, могли взрываться от удара или после него, имели взрыватели с задержкой), а пулемётчик вставлял его в ствол и закрывал мортиру. При этом его рука неизбежно высовывалась за пределы броневого корпуса танка на радость вражеским пулемётчикам и снайперам. Бывали случаи, когда от вражеской пули даже взрывалась «мусорка» прямо в руках члена экипажа, и такой вариант ни к чему хорошему не вёл. Боеукладка «летающих урн» располагалась на месте кресла пулемётчика, а также в бортовых нишах корпуса, также часть выстрелов могли перевозить в башне. Количество «урн» в танке было разным в зависимости от предстоящего боя, обычно перевозили от 30 до 80 штук. Скорострельность не была высокой и зависела от ловкости рук пулемётчика и сапёра, в среднем AVRE мог швырнуть 2-3 «мусорки» в минуту. Вертикальное наведение в пределах от -8° до +17° осуществлялось с помощью подъемного механизма винтового типа. Дополнительное вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов Besa — спаренного и курсового. Углы наведения спаренного пулемета совпадали с углами наведения пушки, курсовой пулемет имел углы -8°…+17° по вертикали и 47° по горизонтали. Боекомплект пулеметов — 4950 патронов. У части машин на специальном кронштейне на крыше башни крепилась зенитная установка Lakeman для 7,7-мм пехотного пулемета Вrеn. В его боекомплект входило 594 патрона. У всех танков в крыше башни справа располагался 2-дюймовый (50.8-мм) миномет для стрельбы дымовыми минами (на «Черчиллях», воевавших в Красной Армии, для стрельбы из миномета использовались и осколочные мины от 50-мм ротного миномета советского производства). Максимальная дальность метания дымовой мины — 137 м, осколочной — 415 м. Штатный боекомплект — 30 дымовых мин.

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

Мортира и пара "урн"

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

Перезарядка мортиры


На танках всех модификаций устанавливался двигатель одной марки — 12-цилиндровый горизонтально-оппозитный карбюраторный Bedford Twin-Six мощностью 350 л.с. при 2200 об/мин. Рабочий объем — 21.2 л. Этот двигатель разгонял танк максимально до 28 км/ч, но средняя скорость движения по шоссе составляла 20-25 км/ч, а по местности — 15-17.5 км/ч. На танках, имевших накладные бронелисты, эти показатели были соответственно меньше на пару км/ч. В шести топливных баках помещалось 828 литров бензина, на которых танк мог проехать 246 км по шоссе и 166 по просёлку. Вне корпуса можно было разместить съёмный бак, который подключался к топливной системе. Система охлаждения — жидкостная, замкнутого типа, с принудительной циркуляцией. Два трубчатых радиатора были установлены по обеим сторонам двигателя. Механическая четырехскоростная коробка передач Mernt-Brown H4 объединена в один агрегат с механизмом поворота. Цилиндрический дифференциал с двумя планетарными механизмами обеспечивал поворот на месте и легкость управления танком при движении. Управление машиной еще больше облегчалось за счет применения сервомеханизмов с гидроприводом. Моторно-трансмиссионное отделение изолировалось от боевого специальной броневой перегородкой, что существенно снижало потери экипажа при пожаре двигателя и, с другой стороны, сохраняло целыми двигатель и трансмиссию при взрыве боекомплекта.

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из 11 необрезиненных сдвоенных опорных катков малого диаметра, ведущего колеса заднего расположения с двумя съемными венцами и направляющего колеса. Поддерживающие колеса отсутствовали, их функции, как и на танках периода Первой мировой войны, выполняли специальные направляющие. Подвеска индивидуальная пружинная. В каждую гусеницу входило 70-72 трака шириной 356 мм. Траки не имели гребней, а удерживались гусеницы на месте выступающими краями основных катков. Ходовая была разработана специально для позиционной войны — большое количество катков малого диаметра позволяет продолжать движение даже при повреждении нескольких катков. К тому же такая подвеска обеспечивала большую плавность хода на малых скоростях. Минусы — сложность, шумность и ограничение максимальной скорости. К тому же сильно выступающие за обвод танка передние ветви гусениц существенно затрудняли обзор механику-водителю.

Министр, швыряющийся урнами. Churchill Mk.III AVRE Стендовый моделизм, Моделизм, Сборная модель, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Рукоделие без процесса, Миниатюра, Своими руками, Хобби, Великобритания, Видео, Длиннопост

В целом, «Черчилль», несмотря на свои очень неуверенные первые шаги, оказался одним из самых успешных британских танков, и, пожалуй, лучшим тяжёлым танком союзников. Его же инженерная модификация AVRE оказалась на своё время венцом узкоспециализированных танков широкого профиля. Этой железяке было под силу и поддержать пехоту, и разнести в пыль ДОТ, и проложить дорогу, и пересечь минное поле! Примечательно, что среди экипажей этих машин, которые должны были подползать почти в упор к противнику для выстрела, а после оного ещё и высовывать руки под пули для перезарядки, был один из самых низких показателей потерь. За что, конечно, танкисты могут благодарить только толстую броню и надёжность старины «Черчилля».

Представлена модель тяжёлого инженерного танка Churchill Mk.III AVRE под собственным именем «Лох-Несс» из состава 82-го штурмового отделения 6-ой штурмовой бригады 79-ой Королевской танковой дивизии, День Д, 6 июня, 1944 года, Нормандия, Франция. Танк имеет дополнительное бронирование, на нём установлены крепежи для минного трала и пара запасных тележек ходовой. А на левой надгусеничной полке лежат два выстрела для мортиры — те самые «летающие мусорки». Модель тайваньской фирмы AFV Club, масштаб 1/35.


Подробнее о сборке и покраске можно прочесть тут:

Churchill Mk.III AVRE (1/35 AFV Club). Заметки по сборке


При написании статьи взята за основу публикация:

http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/churchill/churchill3.php


Также использованы материалы из видео про Churchill AVRE с канала Diodand на YouTube.


Ну и конечно же использованы сайты Warspot, Pro-Tank и старая добрая Википедия.

Стендовый моделизм

4.7K постов9.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

0. Как и везде на Пикабу, здесь работают правила в отношении мультиаккаунтов, деструктивного поведения, повторов и неприемлемого контента.

1. Самое главное — добавлять посты исключительно с тематикой моделизма.

2. Запрещено выкладывать разнобойные подборки чужих фото, фотографии моделей без указания авторства (за исключением тега «моё») или необоснованное использование тега «моё».

3. Запрещено добавление видео из ютуб без подробного описания видео. (Примеры хорошего и плохого поста.)

4. Запрещено рекламировать свои сообщества по похожей тематике через посты сообщества. Исключение: авторы-моделисты могут давать ссылки на свои соцсети.

5. Для комментаторов: это сообщество моделистов. Приветствуется обсуждение техник моделизма, технических особенностей моделей и прототипов, приёмов фотографирования моделей, но запрещено обсуждать выбор модели автором, а также неконструктивные реплики о компьютерных играх и опознавательных знаках.

6. Запрещено добавлять посты, ухудшающие атмосферу сообщества.

7. Администрация (и модераторы) в праве удалять посты и блокировать пользователей без предупреждений, возможно, по иным, ещё не указанным в правилах причинам. По всем вопросам можете позвать (@ALMAZ0id) в комментариях, либо по почте 333almaz@gmail.com

8. Предусмотрено три вида наказаний: предупреждение в комментариях (2, 3), бан на неделю (4, 5 и 6) и перманентный бан (систематические нарушения).