Мини-бронепоезд.
Кроме дюжины обычных бронепоездов, летом 1940 г. англичане на волне страха перед немецким десантом построили еще один, «игрушечный» бронепоезд.
Он мог передвигаться только по единственной, суперузкоколейной железнодорожной линии (ширина колеи составляла всего 15 дюймов, или 381 мм, обычно ширина узкоколейных дорог — 750 мм) протяженностью 13,5 мили, но зато пролегавшей на одном из самых опасных участков — вдоль побережья графства Кент.
Мини-бронепоезд действовавал на железной дороге Romney, Hythe & Dymchurch Railway.
Миниатюрный бронепоезд включал всего два вагона, переделанных из шахтных вагонеток, и мини-локомотив Herkules (осевая формула 2-4-1).
Два открытых сверху броневагона получили ружейно-пулеметное вооружение — в одной части вагона располагался пулеметчик с ручным пулеметом Lewis (станок позволял вести зенитную стрельбу), в другой — «бронебойщик» с 14-мм противотанковым ружьем Boyes, установленным на открытой вращающейся турели (вместо него мог устанавливаться и пулемет Lewis).
Котел и основные механизмы 8-тонного локомотива Herkules были полностью бронированы, но кабина машиниста, из которой он высовывался почти по пояс, оставалась открытой сверху.
Первые испытания игрушечного бронепоезда состоялось 30 июля 1940 г. и после этого он приступил к патрулированию.
Основным районом действий бронепоезда стал северо-восточный участок железнодорожной линии Ромни — Хайт.
Команда бронепоезда включала четырех стрелков и машиниста.
Рассматривались проекты усиления вооружения бронепоезда за счет включения в его состав зенитной 40-мм автоматической пушки Bofors, однако до их воплощения в жизнь дело не дошло.
Тем не менее и без зенитной пушки 7 октября 1940 г. как утверждают англичане, экипажу бронепоезда удалось подбить немецкий самолет Messerschmitt Bf-109.
Правда, другая версия гласит, что просто один не в меру агрессивный пилот Люфтваффе атаковал бронепоезд, но слишком поздно вышел из пике и врезался в землю.
Ошибся пилот именно из-за маленького размера бронепоезда — предполагая, что поезд нормального размера, он неверно оценил расстояние до земли.
О каких-то других боевых успехах этого мини-бронепоезда неизвестно.
Расформирован он был в июне 1943 г.
Сразу после войны реквизированную железную дорогу отдали владельцам, и она работает до сих пор.
Причем доступна она не только для туристов - в мини-вагонах каждый день дети ездят в школу в Нью-Ромни.
Это копия бронепоезда.
Любопытно также, что на железнодорожных переездах этой дороги не поезда угрожают автомобилям, а наоборот.
Можно посмотреть видео 1944 года "Игрушечный поезд едет на войну".
Железная дорога
3.7K постов6.4K подписчик