Михаил Миль великий художник мирового вертолетостроения

Михаил Миль великий художник мирового вертолетостроения СССР, Авиация, Вертолет, Ми-8, Ми-24, Шедевр, Длиннопост

9 ноября 1909 года в Иркутске в семье железнодорожника и стоматолога родился Михаил Леонтьевич Миль. Дед мальчика был евреем, оттянувшим четвертьвековую лямку в военно-морском флоте.

Миша был творчески одаренным ребенком, прекрасно игравшим на фортепиано, писавшим недетские стихи и рисовавшим картины которые родители с гордостью показывали родне и друзьям. К технике у мальчика не было никакой даже самой минимальной тяги.

Однажды школьный товарищ пригласил его зайти на минутку в кружок авиамоделирования, в стенах которого Михаил и повстречал свою судьбу.

Забыв о прежних увлечениях искусством, мальчишка с восторженными глазами бросился в бездонный омут технического творчества. Вскоре он создал модель самолета, взявшую первое место на новосибирском техническом конкурсе для школьников.

После школы Михаил за годы занятий в авиакружке поднаторевший в точных науках легко поступил в «Томский технологический университет». Долго ему проучиться не дали, кто-то из согруппников якобы побывавший у него в гостях сообщил в компетентные органы, что Мили едят на серебре, пьют из золотой посуды, и на новеньком патефоне крутят американский джаз.

Целый год Миль корячился в химической лаборатории кожевенной фабрики, а потом как молодой рабочий поступил в новочеркасский «Политех». В те годы это был один из лучших авиационных факультетов в стране.

В стенах института застенчивый Миль набравшись смелости и проявив изрядное упорство добился любви гордой казачки-студентки Прасковьи Руденко. Когда Михаил перешел на третий курс они стали жить вместе.

Долгие годы Прасковья отказывалась от предложений зарегистрировать брак в «ЗАГСе», обычно красавица говорила мужу: «Была бы любовь Миша, а документом счастье не устроишь». Пара расписалась, когда у них уже было трое детей.

Работу над винтокрылой машиной Миль задумал, когда увидел рисунки и описание проекта «Воздушного винта» предложенного военным инженером Леонардо да Винчи, в период его службы у миланского герцога Лодовико Сфорца.

Михаил прочитал все что, смог найти в научных библиотеках о двух простейших вертолетах соосной схемы сконструированных перед мировой войной Игорем Сикорским.

В 1929 году в советское небо поднялся первый отечественный автожир (От др.-греч. αὐτός «сам» + γῦρος «круг» гироплан, гирокоптер) «КаСкр-1» созданный Николаем Камовым и Николаем Скржинским.

Студент Миль написал письмо Камову и попросил конструктора разрешить ему во время летней практики поучаствовать в работе над «Красным инженером» («КаСкр-1»). После окончания института Михаил убедил комиссию распределить его в «ЦАГИ» в «КБ Камова».

Со временем возглавив в «ЦАГИ» отдел автожиров, в с свободное от работы время Миль разработал проект бескрылого истребителя.

14 августа 1932 года на цаговском полигоне в небо поднялся первый советский вертолет «ЦАГИ 1-ЭА».

После начала Великой Отечественной войны Михаила Леонтьевича отправили на фронт обкатывать разработанные им автожиры. Боевые испытания показали, что ничем не защищенные винтокрылые тихоходы еще не созрели для настоящей войны.

Вплоть до дня Победы Миль занимался улучшением конструкций самолетов. В частности именно он разработал прибор позволявший летчику вывести из смертельно штопора машину с полной бомбовой нагрузкой. До этого при подобных ЧП пилотам, как правило, не хватало силы рук, чтобы вытянуть самолет из сваливания.

В 1942 году конструктор едва не погиб на испытаниях созданного им реактивного противотанкового ружья. Реактивная струя воспламенила одежду Михаила Леонтьевича, от трагедии Миля спас проворный офицер который, не растерявшись, быстро сбил пламя своим полушубком.

В 1945 году конструктор написал письмо Сталину с обоснованием создания в стране школы отечественного вертолетостроения. Ответа из Кремля Миль так и не получил.

К моменту отправки письма вождю у Миля практически был завершен проект его первенца, вертолета «Ми-1». Ситуация резко изменилась в годы «Корейской войны» (1950-1953) в которой американцы массово применяли вертолеты «Белл-47».

20 сентября 1948 года «Геликоптер Миля-1» (ГМ-1) поднялся в небо на химкинском аэродроме «Захарково». Машину «приручал» летчик-испытатель Матвей Байкалов. Во время четырнадцатого испытательного полета десятки свидетелей, в том числе и Миль увидели как у вертолета отломался вал рулевого винта.

Байкалов открыл дверь кабины, чтобы покинуть падающую машину, но оценив бесперспективность такого шага, остался внутри вертолета. Потрясенный разыгравшейся на его глазах трагедией Миль на четыре дня заперся в своей квартире.

Выйдя на работу, он собрал совещание на котором заявил коллегам, что просчетов в конструкции «ГМ-1» нет, причиной аварии стала ошибка сварщика, варившего тягу ротора.

В 1951 году «случилось чудо» в Кремле на совещании у Сталина было принято решение о создании в кратчайшие сроки советского вертолетостроения. Выслушав Камова и Миля, комиссия приняла решение о запуске в серию первого военно-транспортного вертолета «Ми-4».

После этой победы средние, тяжелые и вертолеты гиганты посыпались из «КБ Миля» как из рога изобилия, от «Ми-10» прозванного летающим краном, до «Ми-12» признанного самым большим вертолетом в мире.

За несколько лет до смерти Михаил Леонтьевич успел разработать легендарный ударный вертолет «Ми-24», опрометчиво прозванный натовцами «Ланью», а нашими бойцами «Крокодилом».

31 января 1970 года сердце гениального конструктора остановилось, причиной смерти 60-летнего Миля стала излишняя эмоциональность и запредельное волнение в момент рождения каждой новой модели вертолета.

Сегодня «Ми-8» является самым массовым вертолетом в мире, «Ми-26» самым большим, а «Ми-24» самой популярной ударной винтокрылой машиной.