6922

Математика и чудеса

Когда я во время занятий математикой с учениками замечаю, что они начинают уставать (а это приводит к снижению внимания и худшему усвоению материала), иногда делаю паузу на "попить воды", размяться, а иногда даю им интересную и занимательную информацию, в той или иной мере связанную с математикой.

И вот, во время занятий с этим (Репетиторские истории #20: Шелдон)

супер-учеником решил загадать такую загадку:


У вас есть монетки 10 копеек и 5 рублей, вот:

Что если сделать в листе бумаги отверстие по размеру десятикопеечной монеты, вот так:

Теперь вопрос:

Можно ли просунуть пятирублевую монету через отверстие размером с десятикопеечную?


Если хотите сами подумать, то пока не читайте дальше. А если уже подумали, и ничего не придумалось, то дальше ответ:


Да, можно.

Но как? Ведь диаметр отверстия сильно меньше большой монетки. При попытке просунуть ее, бумага порвётся.

Не всё так просто.

Итак:

Складываю лист бумаги ровно по середине отверстия:

Видим, что граница отверстия приняла форму дуги.

Так вот,  длина этой дуги (если ее распрямить) будет чуть больше диаметра пятирублевой монеты.

Итого:

Показываю это мальчику и... Его полные счастья глаза этого стоили!:)

Школьный уголок

2K поста3.9K подписчиков

Правила сообщества

Можно:

Писать всё, что можно отнести к школе.

...

Нельзя:

Нарушать правила Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Судя по видео, монета не проходит в разрез и приходится ее подталкивать дополнительным сгибанием, используя небольшое растяжение бумаги в месте разреза. Так что не засчитано

раскрыть ветку (18)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Суть в том, что ты не понимаешь, что это типичный пример гомеоморфных пространств. Т.е., в данном случае, сами пространства "прямой" лист с отверстием (X) и "изогнутый" лист с отверстием для выпрямления дуги (Y) являются топологически эквивалентными. Тебе, возможно, интуитивно это и непонятно, потому что кажется, что отверстие в виде круга всегда останется "круглым". Но это не так.

Это, кстати, неплохая демонстрация того как дополнительное измерение помогает нам изменить представление о пространстве вообще. Лист бумаги с отверстием, монетки с небольшой толщиной как бы представляются двумерными. В принципе, так это изначально и воспринимается, интуитивно их трёхмерность отбрасывается, а поэтому не сразу может стать понятно, что происходит. Но когда третье измерение становится более очевидным при выгибании листа, то сразу должно прийти понимание, что форма пространства является всего лишь его формой и она может измениться разным образом, причём подобная деформация не "ломает" пространство (как ты подумал). Это важный момент. Возможно, что как раз-таки восприятие подобной псевдодвухмерности и сыграла с тобой злую шутку. Тебе достаточно повторить данный "трюк" и всё встанет на свои места. Ещё раз повторяю, что это достаточно хороший демонстрационный пример для объяснения базы топологии вообще и геометрии в частности. А если пойти дальше, то и вообще некоторых физических явлений во вселенных.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот тебе простой пример: отрежь кусочек нитки и сделай из него кружок. А теперь сделай овал. Нитка что, растянулась? Нет. Так понятнее?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Вы не поняли комментатора выше. Суть задачи:

Можно ли просунуть пятирублевую монету через отверстие размером с десятикопеечную?
Он имеет в виду то, что, без трюков нельзя.

На самом деле, все дело в формулировке.

Если учесть метрологию: размер - числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т. д.) в выбранных единицах измерений. Для монеты - это окружность с определенным диаметром. И в данном случае, правильный ответ: нет - нельзя. Решение же автора, подходит под формулировку, где "размер", заменен на "площадь".

1
Автор поста оценил этот комментарий

Бумага тянется? Попробуйте сами проделать эксперимент.

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Она сгибается. А без этого ничего не выйдет, ибо диаметр 10к. монеты, меньше 5р. монеты. Но благодаря сгибам, дуга 10к. монеты разворачивается в прямую, большую, чем диаметр 5 рублевой.


Диаметр 5р: 25 мм

Диаметр: 10к: 17.5мм

P(круг) = 2πR


P(10к) = 2П * 8.75мм = 54.978мм


Получаем периметр полуокружности: 27.xxx мм, что больше диаметра 5р монеты, вот и весь фокус.

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да. Тут идёт деформация плоскости, что позволяет нам просунуть нужную монету. Но суть в том, что эти манипуляции не изменяют базу плоскости (т.е. мы не расширяем отверстие, не разрываем что-то и пр.). Т.е. эта обратимая деформация. Мы можем обратно привести эту плоскость в изначальное "прямое" положение в идеале. Естественно, реальность чуть иная, поэтому бывает останутся какие-то сгибы (а это уже не будет обратной биекцией к изначальной, т.к. лист не будет точно также прямым) и даже иногда можно будет немного повредить отверстие, но это лишь очевидные оговорки. Можно создать подобную плоскость из любого материала и необходимая деформация перестроит её таким же образом, что позволит просунуть монетку. Тут уже другие моменты, вроде прочности материала и необходимых усилий, чтобы так изъебнуться и деформировать плоскость выгибанием. Мы тут снова же, можем подчеркнуть, что в реальности, в отличие от идеальных абстрактных условий существуют разные всякие повреждения, которые сделают эту плоскость де-факто другой (например, если мы будем металлический лист сгибать, то могут быть сколы и трещины), но, снова же, это уже "издержки реальности" (назовём это так).

Автор поста оценил этот комментарий

Нихуя себе! Вот это да, я же даже не догадывался, что именно так это считается! Спасибо!!!

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Судя по тексту комментария - вы отличный педагог. Дополню, бумага деформируется, в том числе - тянется (by сопромат). И не понимаю - в чем причина такого батхерта и хамства? Вас задело то, что вас кто-то "учит"? Если так, то я этого не делал, просто подробно описал суть решения.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

1. Как мой комментарий связан с педагогикой?

2. Зачем мне объясняли суть решения, я об этом просил?

Или Вам почему-то показалось, что я этого не знаю?

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
1. Как мой комментарий связан с педагогикой?

Чем выше у человека уровень интеллекта, тем культурнее он пытается общаться, ваш же прошлый комментарий пестрил фразами, которые хороший педагог употреблять не будет.

2. Зачем мне объясняли суть решения, я об этом просил?
Я описал суть решения не специально для вас, а всего лишь, в определенной ветке. Но комментарий относиться и к вашему комментарию "мол, бумага, не растягивается", хотя я забыл написать его в первом сообщении, в прошлом сообщении же учел данный момент и добавил в комментарий, так как предыдущий редактировать уже было нельзя.
Или Вам почему-то показалось, что я этого не знаю?

Мне ничего не показалось. Лишь вам кажется, то, что "ставят под сомнение вашу квалификацию". Успокойтесь, мне не зачем это делать.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Уровень интеллекта к педагогике не имеет никакого отношения.

Плохой педагог, хороший педагог, профессор, нобелевский лауреат вправе использовать такие слова, какие хочет. И они не является подтверждением или опровержением его уровня интеллекта. Он такой же человек, как и все остальные и имеет на это право. Вот реально заебали моралфаги с их "учитель не должен так говорить!", "не должен так одеваться!", "не должен так фотографироваться!", "не должен заниматься сексом", чё там ещё можно придумать такого же безумного?


Если поясняли для кого-то другого, то и выбирать нужно было конкретного человека, которому было что-то не ясно, или писать вообще не в ответ на комментарий.


Прошу прощения, если мой комментарий был груб. Ничего личного, выработалась реакция на троллей, коих налетает тучами к каждому посту.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Вот реально заебали моралфаги с их "учитель не должен так говорить!", "не должен так одеваться!", "не должен так фотографироваться!", "не должен заниматься сексом", чё там ещё можно придумать такого же безумного?

Я этого не говорил, не нужно подписывать свои домыслы. Говорите, как хотите, но, если вы позволяете себе нецензурную брань в отношении незнакомого вам человека, который не делал ничего плохого в вашу сторону, то это автоматически опускает вас на уровень плинтуса.

Если поясняли для кого-то другого, то и выбирать нужно было конкретного человека, которому было что-то не ясно, или писать вообще не в ответ на комментарий.

Простите ваше превосходительство, больше такого не повторится.

Автор поста оценил этот комментарий

Зачем вы тогда сгинаете еще раз во встречном направлении? Даёте усилие какое-то для прохождения монеты?

Проверю на досуге, но, имхо, вы тут где-то сфокусничали

раскрыть ветку (5)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Что такое встречное направление? Сгибаю так, чтобы отверстие раскрылось.

Никаких мухлеваний.

Диаметр 10коп 17,5мм. Значит, длина полудуги 3.14*17,5/2=27,5мм.

Диаметр 5 рублей 25 мм. Вот и проходит.

После проникновения отверстие не пострадало.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Вот это надо было добавить в пост)) А то я слишком тупая и забыла всё, чему учили в школе)
пока не прочитала про 3.14, до меня не доходило, что дело в длине окружности)))
0
Автор поста оценил этот комментарий

Тянется бумага - я имел в виду место разреза растягивается, расширяется

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ты текст вообще читал? Дугу надо было выгнуть в прямую, длина которой +- равна диаметру пятирублёвки. Неважно каким образом ты его просунешь, главное чтоб отверстие осталось неповреждённым

0
Автор поста оценил этот комментарий

Дуга превращается в прямую линию. Да, расширяется, но без разрывов

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку