Маркетплейсы и с чем их едят

Всем привет!)
Меня зовут Степан и более 6 лет я занимаюсь продажами на маркетплейсах. Товары из раздела спорт и отдых. По факту, велосипеды, самокаты, аксессуары и запчасти для всего этого. Количество SKU варьируется от 4000 до 8000 штук единовременно. В зависимости от сезона. Ведём продажи на Wild, OZON, Yandex (ранее Беру), Ali и Сбермегамаркет (ранее Гуудс). Моя компания является прямым поставщиком товаров, представляем более 80 брендов в РФ. Некоторые каналы накрылись после февраля, но далеко не все. Пути поставок Европейских товаров вполне существуют и работают. Накрылись только принципиальные поставщики с собственным мнением. Отпала Германия и Словакия, Италия, Норвегия, как ехали, так и едут. Для многих отпавших поставщиков нашли посредников в Европе. Это сейчас в тренде. Сделка оформляется в рамках условного контракта Германия - Польша, дальше товар радостно едет в РФ. Конечно, сказывается на финальной стоимости товара в РФ. Так же, за последние 5 лет, помогал друзьям и знакомым начать работу с мплейсами в абсолютно разных категориях. От лакокрасочного до автомобильных запчастей.

Задумывал данный материал уже очень давно. Может быть, кому то помогу с выходом на мплейсы, кого то предостерегу от ненужных действий, может быть, сам делаю что то в корне не правильно и благодаря именно Вам, осознаю свои ошибки. Так же, многие мои знакомые постоянно спрашивают про опыт работы с мплейсами. Так что, это попытка консолидировать собственные мысли в одном месте. Не получится всё описать в рамках одного поста, так что, будет серия. Кому будет интересно, подписывайтесь. В первой части проведу простой сравнительный анализ маркетплейсов, с которыми работаю. Отвечу на все вопросы. Оценивать работу с площадками буду по следующим пунктам:
1) Добавление товаров. На сколько просто, какие могут быть проблемы, как залить множество товаров
2) Работа тех поддержки со стороны продавца
3) Собственно, количество продаж в моей сфере
4) Взаимодействие с покупателем, в том числе, варианты наебать продавца
5) Краткое резюме каждой площадки
В будущем, постараюсь расписать более тонкие нюансы, включая конкурентную борьбу, как Вы можете вылететь с рынка, понеся колоссальные финансовые потери, опишу опыт работы с рекламными компаниями внутри мплейсов.

Дисклеймер: Я не считаю себя каким то профессионалом. Я не учился на это дело, не заканчивал курсов и не платил коучам. Весь опыт получен на практике, методом проб и многочисленных ошибок. Буду писать со стороны продавца с большим количеством SKU. Если у Вас в портфеле условная сотня SKU, то всё может быт гораздо проще. Буду описывать схему работы по FBS. Опыт работы по FBO тоже колоссальный, но я от него отказался по ряду причин. Это тема для ещё одного поста.

Общая вводная

Если Вы продавец или производитель практически любых товаров, за исключением очень узкопромышленных, то Вам придётся выйти на маркетплейсы. Как бы кто не относился, но это глобализация и за этим будущее. Основные факторы -
1) На маркетплейсе Вы единовременно можете купить всё, от гандона до теннисного шарика. В одной корзине. Без необходимости куда то выходить
2) Если у Вас отдельный магазин/интернет магазин, Вы никогда не сможете бодаться стоимостью доставки с маркетплейсом. Как пример - многие плейсы по Москве товары доставляют бесплатно, я тоже так пробовал в моём магазине, но нынешняя стоимость курьера в моём классе товаров составляет, в среднем, 600 рублей за точку. Прошли времена, когда курьеры бегали по Москве за 200 рублей. Да даже если бы и было 200, то это не 0. Я не готов нести расходы за свой счёт. Они не заложены в стоимость товаров.
3) Лёгкий (дешёвый) старт. Вам не нужен склад, собственный call центр, да даже собственный сайт. Только товар. Это привлекает множество продавцов на площадки. В этом, конечно, уйма подводных камней, но об этом позже.
В рамках вводной - продажи на мплейсах, это НЕ просто. Не думайте, что Вы сейчас возьмёте одного менеджера по работе с маркетами и всё у Вас будет. ничего не будет. Как минимум, у Вас должна быть команда сотрудников. По опыту, один менеджер может качественно вести только ОДИН маркетплейс (либо два с минимум продаж по Вашей отрасли). Вам ТОЧНО нужен контент менеджер, который будет заниматься созданием карточек товаров. По опыту, один менеджер на 1000 SKU, Вам нужен как минимум 1 человек с зачатками e-com маркетинга на подкорке. Этот же человек может осуществлять базовый анализ конкурентов и цен, благо в наше время этот процесс можно грамотно автоматизировать. Так же, нужен человек для обработки рекламаций, иначе довольно быстро все Ваши магазины в рамках площадок утонут под гнётом минусов.
А главное - Вам нужен финансист. Это может быть лично владелец бизнеса. Но надо любить цифры и математику. А самое главное - в цифры РЕАЛЬНО надо вникать. Так уж повелось, любой маркетплейс хочет Вас финансово наебать. Если это заметить, то вы с лёгкостью вернёте своё. Главная задача, как раз, ЗАМЕТИТЬ. Это не так тривиально. Ладно, погнали в некоторую конкретику:

ОЗОН
Старейший игрок рынка. Единственный, на данный момент, маркетплейс, который смог показать прибыль за 2021 финансовый год. Но, если честно, чувствуется агония. Вообще, я считаю, что если научатся работать, то в РФ останется всего два маркетплейса. Это Яндекс, так как это бесплатная реклама на территории всего СНГ и Сбермегамаркет. Это просто бесконечные деньги. На ту же рекламу и акции. Яндекс уже лидирует по продажам в моём сегменте, а вот Сберу надо предпринять массу усилий. Пока что, это унылое говно, которое держится именно на бесконечных деньгах. Что же по ОЗОН... Для меня показатель, когда определённый бизнес начинает пытаться привлечь деньги с любой стороны, в которых никогда не участвовал. За последнее время, у озон появился ОЗОН тревел, с продажей билетов и бронированием гостиниц, появился озон финанс, который даёт кредиты продавцам площадки на право и налево. Так же, озон сейчас это самая большая комиссия, самая большая стоимость обработки и доставки заказа (да да, любимые покупатели, за доставку продавец на мплейсе платит всегда, для нас тут нет ничего бесплатного. За возврат не выкупленного товара, тоже платим мы). У меня сезонные товары, если в сезон ОЗОН ещё позволяет хоть что то заработать, находясь в рыночной стоимости, то вне сезона, я всё чаще задумываюсь об уходе с площадки. И я далеко не один такой. В итоге, у ОЗОНа ситуация патовая. Не снизит внутренние цены, уйдут продавцы, не будет товаров. Снизит - перестанет фиксировать чистую прибыль. Что для компании с инвесторами из за границы, будет критично. Как будет по факту, будем посмотреть.

Добавление товаров на озон

Самая сложная из существующих схем. Есть простая, но как я писал выше, подходит только для компаний с большим остатком и малым количеством SKU. Это добавление через эксель. Всё до банального, по шаблону заполняете лист и загружаете. Если у Вас до 100 SKU и каждая глубиной в 1000+ и нет быстрых выкупов в других каналах, то всё будет идеально. Но это никак не подходит для продавцов с большим ассортиментом и быстрым оборотом. Нам необходим обмен остатками, как минимум, раз в 30 минут, необходимо обновление цен раз в сутки (у нас они привязаны к курсу). Через эксель это обновлять через условные ВПР, можно съехать кукухой очень быстро. Ну или появится человеческий фактор. Человек забыл/забил - вы продаёте товар, которого нет по факту, ловите минусы и блокировку платформы. Решение со стороны платформы есть - работа через API. Пишите модуль связи Вашего сайта с площадкой или используете готовое решение для 1С или "Мой Склад". Мы работаем через обмен с сайтом. Более универсальное решение. Товары редактируются в одном месте, на собственном сайте и передают данные на площадки. Модули 1С, когда я их смотрел, не удовлетворяли запросам. Они не могли работать с разными переменными без доработок. Поэтому написали связь по API. Но в любом случае, обойтись простой YMLкой не выйдет. Такие дела.

Работа технической поддержки

Самая лучшая, из существующих на маркетах. Это не значит, что она хорошая, просто лучшая из возможных вариантов. Не более. Импонирует, что в поддержке работают живые люди, а не ботнет. В связи с этим связаны разные приколы. Загружаешь фото товаров - сегодня они не прошли модерацию по какой то надуманной причине. Повторяешь фокус на следующий день - хоба, другой человек на смене и всё проходит. Пишешь с проблемой какой то, тебе отвечают шаблоном. Пишешь ещё раз, опять шаблон, потом пишешь что то типа "Дружище, я понимаю, что ты сидишь за минимальную зарплату и тебе пофигу на многое, но пожалуйста, вникни в то, что я пишу. Твой шаблон не катит" - 30 минут и получаешь решение проблемы и развёрнутый ответ живого человека. В общем, работать с поддержкой можно. Вполне.

Количество продаж

Сразу помним, что я говорю только о категории спорт и отдых, лакокраски, автозапчасти. Остальные категории я не анализировал и не знаю, что там и как. В общем, по моим категориям, продажи на ОЗОН падают. Ещё год назад я бы поставил 4 из 5. Теперь 3 из 5. Связано с двумя глобальными факторами. 1) У ОЗОН какой то гемор с пунктами приёма - выдачи. Везде лимит 50 отправлений в сутки. Это смешно. Мы спокойно отгружаем 250-300 заказов в сутки в сезон (на один маркетплейс). Ограничение связано с пропускной способностью самого пункта. Не успевает ни один из пунктов в Москве. Сразу Хинт - эту ситуацию можно наебать. Создаёте дополнительные склады и методы отгрузки внутри системы и в каждом выбираете соседний склад. В итоге, даже из под одного юр. лица можно отгружать а 3-4 склада, везде выходя в лимит. Между складами, как правило, максимум километр, так что это закрывается одним водителем без проблем. 2) Вторая проблема - это возрастающая конкуренция. Тот же Яндекс вкладывает не хилые собственные деньги в раскрутку и продажи. Т.е Яндекс может взять какой то Ваш товар и поставить его процентов на 20 ниже, чем установленная Вами цена, потом Яндекс компенсирует разницу. У Сбермегамаркета есть подобные фичи, плюс там можно платить полностью бонусами сбера, а это самая массовая карта у населения. Людям нравится платить за заказы 0 рублей. Это работает. У ОЗОН нет подобных фишек, внутренние баллы озон не катят, поэтому ОЗОН начинает терять клиентов.

Взаимодействие с покупателем.

Всё плохо. До момента совершения сделки, взаимодействия нету. Даже если у Вас какой то пересорт или остался последний товар из торгового зала со следами использования, уведомить клиента Вы не сможете. Только клиент может написать Вам после совершения сделки. И тут хинт для продавцов и покупателей. Продавец в ЛЮБОМ случае отправит Вам товар. Даже если его нет, хоть пустой пакет. Гораздо дешевле для бизнеса получить автоматический возврат товара, чем отменить заказ. Для покупателей - не удивляйтесь, если приходит не то или со следами использования, в рамках ОЗОН, мы НИКАК не можем Вам это сообщить, что бы Вы отменили заказ.

Любые разборки по умолчанию решаются в пользу покупателя. Для решения в пользу продавца, необходимо предоставить видео запись упаковки товара. Я не смог решить этот вопрос. Поэтому, такие риски включены в стоимость товара и за них платят клиенты. У меня склад 4000 квадратных метра, высотой в 4 технических этажа. В смене работает 8-10 кладовщиков, с погрузчиками и прочим. Я уже думал обвешать их GoPro, но это не решит проблему. Где мне хранить и сортировать записи в течение месяца от 10 источников 24/7? Да нигде. Это попахивает собственным СХД. Который окупится примерно никогда. Проще поднять стоимость всего на 2% и забить. А вот вариантов наебать продавца просто масса. В правилах площадки возврат без объяснения причины в течение 30 дней или 60 дней, если человек оплачивает ОЗОН Премиум. Возврату подлежат товары, которые даже по ЗОЗПП не подлежат возврату. В моём случае это РТИ (резино технические изделия). Человек купил велосипедную камеру, но забыл монтажки. Херня, ща забортую отвёрткой. Ой, порвал камеру в процессе. Да похуй. Отнёс в пункт выдачи с причиной прислали брак. Я оплатил доставку туда сюда и утилизацию. Бывает. Купил человек комплект для ремонта тормозов. В нём 10 частей. Отнёс домой. Половину оставил себе, остальное сдал обратно с комментарием продали не комплект. Да почему нет, в России живём. Купил человек велосипедную фару немецкую 3000 люмен за 16 000 рублей. Принёс домой, достал, обратно упаковал фару из декатлона за 500 рублей и вернул с причиной "не подошло". Окей, переживём) Таких приколов, в среднем, 1%. Это не мало, с учётом того, что за год на ОЗОН отгружается примерно 20 000 заказов. Финансово потери существенны. Мы решили вопрос, когда меня это достало, я нанял юриста. Он запрашивает через суд данные покупателей у ОЗОН и пишет прямые заявления. До суда ещё ни одно не дошло, люди переобуваются в полёте и возвращают деньги.

Краткое резюме

Продажи на озон падают, комиссии самые большие, среди всех. Продавать товары дороже, чем на остальных площадках, не выйдет. ОЗОН автоматически ищет ваши товары на остальных площадках и скрывает их, если цена завышена. Пара пара пам, фьють. Если у вас товары с маржинальностью 100+++%, то конечно можно, просто ещё один канал продаж. В целом, пока работать можно. Далее, ждём либо снижения стоимости комиссий и услуг, либо кардинальные изменения в рекламе сервиса.

Сбермегамаркет

Оуфффф. На данный момент, площадка делит звание самой унылой площадкой с Российским Алиэкспресс. Пока всё идёт по стандартной схеме, за что бы не брался Сбер, превращается НЕ в золото. Начнём с того, что изначально, имея до жопы денег и серьёзных разработчиков, Сбер не разработал собственную платформу, а купил готовую от М.Видео, рассчитанную на узкий сегмент, а не масс маркет, сделанную из говна и палок на базе внутреннего движка М.Видео, который они используют для работы всех магазинов и собственного сайта. Ну и главное решение - выпиздить разработчиков системы, после покупки. Потом охуеть и до сих пор думать, а хули дальше, вставляя очередные костыли. Может, когда то до них дойдёт, но это не точно.

Добавление товаров на сбермегамаркет

Из плюсов, вы можете передать товары стандартной YMLкой или XMLкой. Это может вообще любой движок Интернет магазина, это может 1С, это может "Мой склад" и даже Дед Фёдор из Актюбинска. Всё, плюсы кончились.
Из минусов - передать Вы можете только стандартные значения, такие как цена, размеры, вес, название, описание. Ну и всё. Параметры для фильтров не передаются и вообще имеют значения, отличные от рынка и других маркетплейсов. Остальное Вам придётся создавать вручную. И Вам и работникам Сбера. Хотите прикол? У них нет автоматической модерации товаров. Вы предлагаете карточку товаров, её смотрит ЖИВОЙ человек, без знания Вашего сегмента вообще и или принимает или нет. Короче, просто скажу, 4600 товаров мы добавляли и редактировали более ГОДА :) Ещё есть вариант, если Ваши товары ранее продавались на маркете другим продавцом, то под них есть предсозданная карточка товара. А знаете, как она работает? По названию товара, блять))) Она не учитывает цвет, не учитывает индивидуальные характеристики товара. Надо внести изменения в уже готовую карточку? Да без проблем, живой контент менеджер рассмотрит изменения. Может быть. Когда нибудь. В общем, добавить стек товаров на Сбер это тот ещё квест. Модерация, на моей памяти, может быть до трёх месяцев.

Работа технической поддержки

Ну, из плюсов, там работают тоже живые люди. Из минусов, их человека три. У меня есть 6 магазинов, к которым я имею отношение и доступ, на все вопросы отвечает одна девушка. Отвечать имеет право до трёх дней. Все магазины на разные тематики. Отвечает шаблонами. Но тоже есть хинты. Платформа у Сбера глючная. Есть необходимость вручную подтверждать заказы, автоматизировать процесс нельзя, заказ надо подтвердить в течение заданного времени. То есть, Вы постоянно должны мониторить и подтверждать поступившие заказы. Прикол в том, что подтверждённые заказы могут всплыть снова. Вы их подтвердили и ушли домой со спокойной совестью, они всплыли опять и попали в просрочки. У Вас минус рейтинг (с определённого минуса блокировка магазина). Я написал нашей любимой девушке из ТП. Долбил её пару недель, давя на то, что мы не должны страдать из за косяков платформы. И она решила вопрос. Знаете как? Она написала - "ребята, делайте что хотите. я вам ставлю статический рейтинг 98 и мне поебать"))) Не дословно конечно, но теперь я могу отменять сколько хочу заказов, вертеть всех на одном месте, но у меня будет предтоповый рейтинг. Плохо что ли? Хорошо. Общения прямого с покупателем нет. Первым может написать только клиент и только после завершения сделки. Те же минусы, что и в работе с ОЗОН отсюда вытекают. Так же, у Сбера нет какой то автоматизации в работе с возвратами. Получив заказ в пункте выдачи, клиент не может сдать его там же, он переходит на прямое общение с продавцом. Не удобно ни для покупателя, ни для продавца. Приходится писать клиенту, как отправить заказ обратно (не через Сбер, у нас обычно СДЕК), как получить обратно деньги и прочее. Короче костыль очередной.

Количество продаж

Оно соизмеримо с продажами на ОЗОН. Только очевиден факт, что 80% сделок на Сбере оформляется с применением баллов. Как я писал выше, карта Сбера самая массовая в РФ, много людей, которые тратят бонусы "Спасибо" именно в Сбермегамаркет. На сколько это выгодно Сберу, я судить не берусь. Но факт остаётся фактом. Сделок в рубли просто минимум. Благо, сбер это всё без проблем компенсирует. Пока у Грефа принтер для денег под жопой, это не изменится.

Взаимодействие с покупателем

Общения прямого с покупателем нет. Первым может написать только клиент и только после завершения сделки. Те же минусы, что и в работе с ОЗОН отсюда вытекают. Так же, у Сбера нет какой то автоматизации в работе с возвратами. Получив заказ в пункте выдачи, клиент не может сдать его там же, он переходит на прямое общение с продавцом. Не удобно ни для покупателя, ни для продавца. Приходится писать клиенту, как отправить заказ обратно (не через Сбер, у нас обычно СДЕК), как получить обратно деньги и прочее. Короче костыль очередной. Попытки наебалова со стороны клиентов есть, но куда меньше. Этому способствует, что при обращении, человек палит 100% своих данных. Адрес, ФИО, номер телефона. Доходило до того, что при попытке прокинуть, я лично звонил покупателю, который тоже из Москвы и называл его адрес, говорил, что сейчас подъеду и порешаем, как так тебе вместо переключателя за 14 000 пришёл Китайский аналог. Такие клиенты просили прощения и пропадали. Бывает :)

Резюме

Площадка на уровне дна, но она растёт с точки зрения продаж. И с этим придётся жить. Сбер может использовать два варианта. 1) Взяться за ум и доделать площадку (верю, ага) 2) Либо, стандартный. Забадать всех деньгами и выгодой для покупателя. Ко второму варианту всё и идёт. Пусть даже так, но Вы же продавец и хотите продавать?

Aliexpress

Второй кандидат на звание днища ебаного. Но так было не всегда. Ещё год назад, площадка показывала офигенные результаты. В основном для дешёвого товара, но всё же. Увидеть сотню заказов в день было привычным. А в акции, типа чёрной пятницы, когда ты не хуеверт, а делаешь реальные скидки, можно было отгрузить и 500 заказов в сутки. И это не смотря на то, что Алик был объединён с Китайским сегментом. Конечно, там было дешевле, но мы качественно брали сроками доставки, ответственностью на территории РФ. Нам было, что предъявить, в случае чего. Можно даже лично в физический магазин приехать. Когда сам Алибаба занимался развитием Алиэкспресс в РФ, были категорийные менеджеры, были множественные рекламные акции, как для продавцов, так и для покупателей. Но после великого февраля, всё было передано в руки mail.ru. Ну и всё пошло по пизде.

Добавление товаров на Aliexpress

Схема достаточно проста, но требует доработки. Передаются товары стандартными методами, YML, XML. Передаются многие спецификация товара, такие как цвет, модель, год производства, но не все. Ручная доработка потребуется. Основной минус, Алик не забирает остатки и цены из потоковых файлов запросами. Не знаю, почему так. А может что то и поменялось. Но мы написали апишку, которая раз в 30 минут запихивает свежие остатки в систему. Это просто. Внутри системы, интересно сделаны методы брендирования самого магазина и карточек товара. Этим надо активно пользоваться, но это всё я рассмотрю в следующем посте. Конкретно по каждому маркету.

Работа технической поддержки

С приходом Майла, её не стало. Забейте. Вопросы со стороны продавца ещё как то обрабатываются (не решаются), по классу, "ну мы в курсе, но нам похуй, живите с этим", запросы со стороны клиента не решаются вообще. Всё на совести продавца. Раньше, если покупатель писал с претензией, что пришёл товар с косяком, в течение пары дней вписывался представитель Алиэкспресс, теперь, я могу просто игнорировать любые запросы. Единственное, что может сдержать, это рейтинг магазина. Но, влияет ли он на что то фактически... Я не уверен) Меня это не парит, потому что я действительно качественный продавец и стараюсь решать возникшие вопросы. Но много ли таких? Даже не буду делать отдельный раздел про общение с покупателем. Технически, общение есть в обе стороны, после оформления заказа. Но все на него болт клали. К сожалению :)

Количество продаж

Пробило дно с приходом Майл.ру. Просто статистический факт - 10 января 2022 года - 87 заказов. 10 января 2023 года - 12 заказов. Дальше понятно. В будущее площадки не верю. Что бы её поднять, надо что бы к управлению вернулся концерн Алибаба. Но он не вернётся, пока не кончится звиздец. Майлу просто похуй.

Резюме

В настоящий момент, Алик стоит рассматривать как последний канал продаж, когда всё остальное работает. Ну типа 10 заказов в день, это 10 заказов в день. Упираться в работу с экспрессом точно смысла нет.

Yandex.Market

Яндекс это Яндекс. Площадка, на данный момент, передовая. И по продажам и при попытках наебать продавца. Это даже не наебалово, но Вы знаете, как в Яндекс всё работает. Тесты на внимательность, так сказать. Как с 10 рублями за бесконтактную заправку. Проебал галочку? На, минус соточку по итогам месяца)))) Самое главное, заходя на Яндекс, они по умолчанию включают всю неимоверную ботву своей передовой системы. Автоматическое снижение цен до рыночных. Звучит круто, правда? Только в моём случае, система сравнивала цены с моим же дилером, который у меня оптом берёт, с моделями прошлого года, которых нет в наличии))) Охуительно, правда? Автоматически стоит "возврат без проблем для товаров стоимостью ниже 2000 рублей". Заказал чел фару для велика за 1500 рублей. Сказал, что не работает, не вставляя батарейки. Получил фару и возврат денег. Я получил минус 500. Комиссия и доставка. Не, ну а чо, ты же галочки не прожал)))) Такие нюансы на каждом шагу. С другой стороны, это топ по продажам моего сегмента. Если включать голову, то деньги делаются именно тут. Низкая комиссия, средняя стоимость обработки заказов и возвратов.

Добавление товаров на Яндекс

Самый тривиальный расклад. Пацаны в своё время разработали YML для старого маркета, который был не магазином, а сравнилкой цен, так всё и работает.

Работа технической поддержки

Она была херовой, я помню у меня был не закрытый тикет с января 2021 до апреля 2021. А потом его закрыли без ответа. Спосееееееба. Но сейчас стало лучше. Последние тикеты решаются за 4-7 дней. Но, стоит отметить, платформа максимально автоматизирована и я бы не сказал, что приходится писать много тикетов.

Количество продаж

Это топ продаж, если Вы возите заказы на центральный склад (который в ебенях). Если возить в пункты выдачи, то ситуация как у ОЗОН. Лимит 50 в сутки, ещё и лимит по габаритам. И наебать, как ОЗОН, не выйдет. Мониторят юр. лицо при отгрузке. В целом, при пяти маркетплейсах, Яндекс делает 30% оборота. Хороший результат. Связываю это с самой массовой рекламой. Мне кажется, скоро возле Вас будет тормозить курьер яндекс. еды и говорить "Выкупи товар, сайпал". Потому что, мне даже Алиса на подписке умудрилась напомнить на днях. У топа продаж есть и нюансы, о которых я напишу в резюме.

Взаимодействие с покупателем

Тут пробил фонтан логики. С покупателем можно взаимодействовать на любом этапе сделки. Покупатель даже может задать вопросы до сделки. Я понимаю, почему это выключено на других платформах. Это защита от прямых сделок, минуя комиссию мплейса, но их надо решать автоматизацией, а не блокировкой общения продавца и покупателя. В итоге, на Яндексе больше всего довольных покупателей. Мы, например, если есть какой то косяк, всегда предлагаем более дорогой товар той же категории, покупатель рад до жопы, мы, пусть и без прибыли, имеем честные 5 звёзд.
Попытки наебать продавца зашкаливают. Даже больше, чем на ОЗОН. Хотя, скорее так же, просто продаж больше. Опять же, единственный путь борьбы, это видео запись упаковки. Та самая, которую я не реализовал :)

Резюме

Отличный канал продаж, который всегда держит в тонусе. Но работать на нём надо. И начинать надо было уже вчера. У Хуяндекса скоро роботы начнут заказы катать. Если в снегу не застрянут. Будущее наступило. По нюансам, если Вы хотите иметь хорошие продажи, Вы не сможете завышать цены в сравнении с остальными площадками, Вы должны быть дешевле конкурентов или серьёзно контролировать своих дилеров, что бы не было поползновений играть ценой. Карточка товара на Яндексе унаследовала все черты маркета, когда он только сравнивал цены. Сейчас, в карточке товара будет самое дешёвое предложение основной ценой товара. Остальные варианты покупки будут написаны ниже и не так заметно. Кликают ли по ним? Ага, но конверсия ниже на 90%. Так что, можно не рассматривать в целом. Яндекс.Макрет идеальная платформа, если Вы поставщик товара и качественно контролируете своих дилеров, если Вы производитель, если Вы продаёте уникальный товар. Если же Вы что то где то перекупили и радостно хотите ворваться в рынок, то вас ждут ёбушки обломушки.

Дикие Ягодки

Год назад и ранее, был топовым продавцом и вылетел в трубу :) Было даже удивительно, начинали же как маркетплейс одежды, а тут какие то вело запчасти. Каааак попёрло, как они в рекламу тратили 100 млн в квартал, как были категорийные менеджеры. Ух, как было круто))) Но, как обычно, всё пошло за экономией, минимизацией и опять по пизде :) Первым делом, уволили всех менеджеров. Друг там работал. Почти одним днём. Типа На хуй, это там и всё. Потом разогнали старую команду разработчиков, которая считалась топовой в РФ (разогнали сами, до всяких там событий), после этого начался АдЪ. Все эти внедрения с платными возвратами, односторонние изменения договоров с поставщиками и попытки навесить миллионные долги... Красота. Я даже не знаю, что ждёт площадку. Видя, как они продают площади, я бы рискнул предположить, что кто то хочет забрать в деньги капитализацию в триллион и покинуть родные пенаты, но время покажет. Может быть, это сложный вариант ухода от работы по схеме FBO в сторону работы по FBS. В конце концов, последние годы посвящены риторике о том, как херово работают склады Вайлд, как там всех до трусов раздевают и прочее. Я же, работая по FBS, вижу, наоборот, самые лояльные условия на рынке мплейсов. Самая низкая комиссия, самая низкая обработка заказов. Каеф. Но, что будет, мы не знаем. Я бы брал банк и на Мальдивы))))

Добавление товаров на Ягодки

Вообще мега мутная тема. Создать карточки товаров Вы можете только ручками или через шаблоны Экселя. И всё. А вот для обновления цен и остатков Вы можете использовать API платформы. Ну или опять эксель. Выкатывали АПИ 2.0 для полной автоматизации, но как раз тогда и уволили состав разрабов. В общем, не взлетело, а может и взлетело, только мы уже решили эти вопросы и я не вникал. Муторно и бывают косяки. Летом прошлого года они сменили API обмена остатков и цен. Ну, как сменили.. Выключили. А новый появился в декабре :)

Работа технической поддержки

А нет её. Уровень даже ниже Алиэкспресс. Есть десятки чатов продавцов, где все воют и скулят, но всем похуй. Ты либо сам дойдёшь своим умом, либо не дойдёшь)) Проблема с финансами? Ну подожди месяц, ответим.

Количество продаж

Второе место, после Яндекса. Я писал, что сильно просели продажи, но не достигли ОЗОНа и Сбера. Есть интересные акции, если участвовать, то выходит вполне неплохо. Очень часто совершают дорогие покупки. Может привычка после лакшери одежды, хз. Но факт. Больше всего дорогих велосипедов и аксессуаров продаётся именно на Ягодках.

Взаимодействие с покупателем

А нету. А вообще нету. Даже после неудачной сделки, знаете, что может покупатель?) Написать коммент к товару))) Которые не смотрит почти никто :) За то, самые мирные, как и в случае с ОЗОН, варианты возврата. Вообще, платформа разбаловала пользователей, а потом прикрутила гайки. Я не полезу в дебри, но я сам недавно был в пункте вайлдберрис. При мне, девушка, заказала и померяла три ДУБЛЁНКИ, штук 8 кофточек и две пары обуви. Потом подошла к менеджеру выдачи, свалила обратно и сказала, что МНЕ НИЧЕГО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ. Не не подошло, а просто не понравилось. Так, как работает сейчас, работать не должно. Покупатели сами же это и оплачивают в итоге. Те, которые купят. Представьте, 14 товаров она заказала. Просто, блять, посмотреть))) Продавцу это обошлось в 2240 рублей за доставку, в 2240 рублей за возврат. Почти 5000 человек въебал просто на ровном месте. Даже если она возместила по 100 рублей за возврат, то это ушло площадке, а не продавцу. Честно, был бы я продавцом, я бы её там удавил) Я поблагодарил богов, что торгую вело запчастями, а не одеждой. Я к чему, если будет бугурт покупателей про размеры и прочее - если это не поменять, то Вы же за это и будете платить. Всегда. Продавец одежды будет держать 20% тупо как вариант таких покупателей на померить. Плиз, не надо писать про размеры и прочее. Это не неверно указан размер или не соответствует нормам. Сейчас речь про "не понравилось"

Резюме

Ягодки сейчас на каком то переломном моменте. Им надо принять очень много сложных решений. И по работе на складах и по доставкам одежды и по доработкам системы и ещё по миллиону нюансов. Всё ровно зависит от этих самых решений. Аудитория у них самая большая. Я бы не стал сбрасывать со счетов.

Моя телега

Маркетплейсы и с чем их едят Маркетплейс, OZON, Wildberries, Яндекс Маркет, Мегамаркет, AliExpress, Мат, Длиннопост, Текст

лимит