Манера общения с клиентом: мысли, опыт.
При общении с человеком, который залип на чём-то (любовная лихорадка, навязчивые суицидальные мысли, параноидальные состояния и пр.), есть одна заковырка: этот человек не поймёт другого, у кого нет схожих проблем ("сытый голодному не товарищ").
Например, если вы подойдёте к депрессивному с настроением "солнышко! весна! жизнь прекрасна! радуйся! не думай о плохом!", то просто не попадёте на частоту общения "умирающего лебедя". Вас не услышат - это в лучшем случае (в худшем - сами понимаете). Можно ли поговорить с другим радиолюбителем, если вы на разных частотах? Сначала терапевтирующий должен настроиться на волну терапевтируемого. А уже потом - помочь "страдальцу" "сменить оператора" (убеждением, наводящими вопросами, провокацией... - любым работающим способом). Но кто захочет попадать на волну депрессии? Общаться с "пьяным быдлом"? Стать на сторону маньяка-убийцы? Понять человека противоположного пола? Большинство предпочтёт выбрать в лучшем случае так называемое "уважительное к клиенту отношение", позицию такого всего из себя "нейтрального психолога". Особенно это легко, если проблемы клиента, действительно, по барабану. :)
Второй аспект общения с клиентом - это собственная аутентичность. Если вы грубоваты и пытаетесь усиленно изображать "мягкого и понимающего", то это будет выглядеть неестественно. И будет у клиента чувство "пенопластом по стеклу" разной степени интенсивности. :) С другой стороны, кому понравится грубость?
Как же быть? Я лично решаю эту проблему следующим образом. Каждый клиент для меня - это "олимпиадная задачка". Я пытаюсь подобрать ключ к человеку. При этом общаясь так, как умею, не используя специально какой-то известный стиль (чтобы "не корчить из себя"). В результате
1. трансформации через свою личную регулярную терапию и
2. мотивации "взломать кейс" клиента
мой стиль общения постепенно видоизменяется, и выстраивается некий баланс между естественным (но "неприемлемым") для клиента стилем и сохранением собственной аутентичности (идентичности): постепенно происходит некое слияние личного/предвзятого отношения к клиенту и его проблемам и той терапевтической обратной связи, которая даётся этому клиенту.
Для лучшего понимания приведу пример. Ранее я довольно негативно относился к алкоголикам. Когда работал с ними, я пытался изображать нейтральность, но ведь подсознательно люди всё равно чувствуют реальное к ним отношение. И, что называется, понять я зависимых не мог ("зачем бухать, если можно не бухать - что тут сложного?"). Достаточно проработав свою семейную историю, связанную с алкогольной зависимостью близкого родственника, в одной из сессий личной терапии у меня всплыло раздражение, которое возникало при виде пьяного человека. Я неожиданно для себя осознал, что выявленное раздражение было не моё, а моей матери, в семье которой недолюбливали алкоголиков. После такого инсайта раздражение растворилось, и мне стало доступно виденье некоторых мотивов выпивающих клиентов - почему они это делают. Далее подредактированный для краткости диалог, отражающий, как моё озарение отразилось на терапии алкоголиков:
Клиент: - Я чувствую некую "жажду"... Алкоголь её отлично утоляет... Но я понимаю, что сам несу ответственность за свой выбор: "пить или не пить". [Очень сомнительно, конечно, что клиент, действительно, понимает].
Я: - А знаете, что чувствую я?.. Желание Вас прибить... Вам это ничего не напоминает?
Клиент: - ...Жена мне такое часто говорит. Именно так и говорит - прибить.
Я: - А кто-то другой, значимый для Вас, говорил Вам эти слова?..
Клиент [подумав]: - ...Вспомнил, что мать мне это постоянно говорила, когда я косячил. Меня это пугало... Я очень сильно боялся матери.
Я: - А что Вы чувствуете во время своей "жажды"?
Клиент [углубляясь в себя]: - Стыдно признаться, но страх... Кстати, очень похожий на страх матери...
Я: - И потом Вы принимаете решение выпить, чтобы избавиться от чувства страха?
Клиент: - Похоже на то...
Лига психотерапии
5.3K поста25.9K подписчиков
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Лучшие посты Лиги
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.