Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Либерализм, империализм и фашизм

Ни одну общественно-экономическую формацию нельзя увидеть застывшей и неразвивающейся. Как и все во Вселенной, они находится в постоянном движении. Капитализм — самая быстроразвивающаяся формация из всех классовых. Появляющиеся новые производительные силы порождают более прогрессивные формы политической надстройки.


Свободная конкуренция и либерализм

В начале своего пути либеральная идеология была в высшей степени демократична. В отличие от феодальной (гласившей о незыблемости сословного деления и о том, что каждый человек должен знать свое место) она постулировала равенство всех людей в правах и свободах. Любой мог стать кем угодно при условии, что сам сможет всего добиться исключительно своим трудом. Либерализм уничтожал феодальные предрассудки и, согласно собственным постулатам, открывал дорогу для богатства каждому.


Перенося свободную капиталистическую конкуренцию (крупных рыночных игроков еще практически не существовало, а потому конкуренция была в полном смысле слова свободной) в политику, либералы провозгласили представительную демократию. Разные политические деятели и партии отныне соревнуются друг с другом за симпатии со стороны простых граждан.


Впрочем, не всех граждан, а только избранных. Несмотря на то, что крупных капиталистов еще не существовало, богатые и влиятельные вполне себе были, и по понятным причинам существовали ограничения на возможность избирать и быть избранным. В разных странах эти ограничения были разными. Например, в демократических США избирательным правом не пользовались рабы и женщины. Кстати, Саудовская Аравия, несмотря на дружественные дипломатические отношения с США, дала избирательные права женщинам только в 2011-м году.


Конечно, имущественный и половой цензы были введены не просто по причине злой воли буржуазии, а для того, чтобы ограничить власть знати и дать возможность совершить первоначальное накопление капитала.


Ранние либеральные государства, впрочем, очень похожи на Россию начала 90-х гг. Каких только политических партий тогда не существовало (наверное, многие помнят Партию любителей пива), права человека и возможность свободно конкурировать свято чтились.


Однако по мере накопления капитала, по мере того, как одни капиталисты пожирали других, обрекая тем самым на переход в класс наемных работников, менялась политическая система, а равно общественные отношения внутри общества. Национальные рынки оказались поделены, статус человека теперь стал практически наследуемым: «Демократия — это когда дети наших начальников становятся начальниками наших детей», возникли крупные тресты, жаждущие все больше и больше. Так возник империализм.


Империализм и колониализм

Поскольку национальные рынки оказались поделены между несколькими фракциями крупных капиталистов, и они смогли прийти к определенному согласию, нужда во множестве политических партиях отпала. Теперь капитал стало возможным направить на поддержку всего нескольких из них.


Возникает не просто национализм, а шовинизм, активно поддерживаемый правящими кругами. Наконец, происходит колониальный раздел мира. По факту капиталистическое накопление повторяется на новом уровне. Национальные буржуазии соревнуются друг с другом за право стать не просто хозяевами в своих странах, но властелинами мира.


Империализм породил такого ужасного монстра как фашизм — идеологию единства внутри одной нации, поскольку это «раса господ», с тем, чтобы этим господам прислуживали все остальные. Поскольку они от природы «слуги», а то и «рабы».

Идеология либеральных свобод постепенно, но неуклонно заменяется корпоративизмом — идеологией, согласно которой элементарными (то ест неделимыми как атомы) ячейками общества являются не люди, а социальные группы, и человек ценен лишь постольку, поскольку он выполняет свою роль в группе, корпорации.


Это стало возможно, во-первых, потому что свободная конкуренция канула в прошлое, а во-вторых, потому что капиталистические предприятия должны мотивировать своих сотрудников работать, в буквальном смысле заставлять думать, будто бы корпорация — это их семья. Современная корпоративная культура — закономерный эволюционный потомок корпоративизма времен империализма.


Наиболее полное развитие до Второй мировой войны корпоративизм получил в фашистских странах. Все общество провозглашалось одной большой корпорацией, а государством управляли невыборные органы, что объявлялось достоинством по сравнению с демократией, поскольку демократические процедуры лишь распыляют силы и мешают единению нации.


Усиление конкуренции разных национальных буржуазий на мировой арене привело к мировой же войне, в результате которой установилась следующая и последняя капиталистическая стадия — ультраимпериализм, если следовать определению Каутского, или неолиберализм (по названию официальной буржуазной идеологии).


Ультраимпериализм как противоположность либерализма

Установившийся режим диктата горстки богатейших наций над всеми остальными привел к выстраиванию мировой иерархической структуры, мирового классового общества, где богатые эксплуатируют бедных, а весь мировой рынок является поделенным.


Официальная идеология капитализма этого периода — неолиберализм, очень похожа на своего предшественника. За рядом маленьких, но значительных исключений.


Если либерализм постулирует возможность каждого стать кем угодно, вне зависимости от его родителей, то неолибералы воспринимают деньги и богатство как своеобразный биологически наследуемый признак, охраняя, таким образом, богатство. В дополнение к этому неолибералы продолжают традиции корпоративизма, только на этот раз фашистский принцип единства всего общества на национальном уровне реализован под вывесками демократических процедур — даже если партий осталось всего несколько штук из-за очередного витка концентрации капитала. Наконец, неолибералы распространяют рыночные отношения на все до сих пор не коммерциализированные сферы из-за полного исчерпания мирового рынка.


Говоря иначе, как только страны-эксплуататоры решают наказать непокорное государство или получить какие-то преференции, общество очень быстро милитаризуется и сразу же заражается ненавистью к тем, кого власть объявила врагом. Мы это проходили много раз. Один из последних примеров — Ливия. Многие американцы даже не знали, где Ливия находится, но ненависть к ней чувствовали.


Поскольку теперь мировым правящим классом стала интернациональная буржуазия, она создала себе мировую полицию (НАТО), мировой суд (например, в Гааге), мировое законодательство (так называемое международное право, которое, как и всякое буржуазное право, в любой момент может быть нарушено власть имущими). Есть даже «мировой президент» — глава ООН. Существует Всемирный банк, и так далее. Эти органы не являются выборными, как того и требует идеология корпоративизма.


Итак, либерализм обратился в свою полную противоположность — неолиберализм, а капитализм создал мировую экономическую монополию и мировую власть. Дальше развиваться он не способен, поскольку его движущая силы — конкуренция. Сначала на национальном уровне, а затем на мировом. Сегодня «питательный бульон» капиталистической конкуренции исчерпан.


Планирование

Пришло время заменить конкуренцию обособленных друг от друга производителей сознательно планируемым производством продуктов по потребностям всего общества. И целью такого производства должна стать не прибыль отдельных людей, а удовлетворение потребностей каждого. Мир давно до этого дозрел.


Не пора ли нам сделать шаг в будущее и взять эти монополии под демократический контроль всего общества?



ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку