Левая рука Макумбы: интервью с представителем Quimbanda Temple в России (1/2)

От редакции. Boa Noite, Катабач! Некоторое время назад к нам обратились представители Quimbanda Temple, предложив нам взять у них интервью – в рамках программы экспансии этой леворучной бразильской традиции на русскоязычных эзотерриториях. И, несмотря на то, что такое интервью было бы вовсе не первым своём роде, мы приняли данное предложение и побеседовали с официальным посвященным Кимбанды, руководителем московского Храма и фактическим патриархом Кимбанды в СНГ, Матиасом да Нойче.


Целью этого интервью со стороны нашего собеседника было рассеивание предрассудков и глупых мифов о Кимбанде, ну и РАДИКАЛЬНЫЙ ДИСС НА ВСЁ ВОКРУГ – эффективный способ ярко вспыхнуть на фоне тёмного болота и привлечь тем самым всеобщее внимание.


Нами же двигал живой интерес – как поживают в российском оккультурном слое люди, избравшие одержание бхутами в качестве основного метода воздействия на окружающую их действительность; каковы нынче модные тенденции в пост-советской оккультной среде; насколько моральный релятивизм мешает эффективному пиару и как правильно отыгрывать лича 88 lvl.


Беседа получилась чрезвычайно объемной (не менее 40 000 знаков) и затронула различные темы, в своей тональности немного походя на наше старое интервью с Ordo Basileus.


Ещё этот диалог вдохновил нас на освещение и другой стороны бразильской традиции – Умбанды, своеобразного «праворучного» аналога Кимбанды. На пост-советском пространстве, конечно, Умбанда гораздо менее заметна – в силу психогеографических и эгрегориальных свойств территории, однако мы таки нашли и специалиста по Умбанде – так что представленный материал, возможно, станет первой частью нашего обзора южноамериканских эзотерических традиций.

Левая рука Макумбы: интервью с представителем Quimbanda Temple в России (1/2) Магия, Африка, Бразилия, Вуду, Длиннопост

- There is also a legend of a place called the Black Lodge. The shadow self of the White Lodge. Legend says that every spirit must pass through there on the way to perfection. There, you will meet your own shadow self. My people call it The Dweller on the Threshold.

- Dweller on the Threshold.


- But it is said that if you confront the Black Lodge with imperfect courage, it will utterly annihilate your soul.

Twin Peaks


Fr: Готовясь к этому интервью, мы искали материалы по космологии Кимбанды, от которого можно было отталкиваться. Среди найденного обнаружилось много странных космологий, в том числе где фигурировали разные поколения и «царь» Эшу, бог-творец, в общем, целая кипа прохладных историй (один из самых больших найденных текстов). Насколько они вообще адекватны традиции?


Matias: Кстати, прекрасная точка старта. Одной из главных проблем Кимбанды является сопряжение ее со всем, чем только можно. Начиная от разных африканских культов, заканчивая Гоэтией (и это еще не самое страшное) и распространившейся по западному читателю фрисволдианой (видимо, имеется ввиду представление о Кимбанде, транслируемое в работах Nicholaj de Mattos Frisvold – прим. Редакции). И если всех этих горе-демонологов и прочих нью-эйджеров можно запросто игнорировать уже «because we can» и «because fuck you, that’s why», то с исторической частью разговор совершенно другой, просто потому что она уже есть как данность, и много кто принимает ее как что-то истинное и незыблемое. Здесь мы неминуемо ступаем на минное поле «внутренняя реальность Кимбанды» vs. «реальность Кимбанды глазами близких и дальних «родственников» по афрокарибским традициям» (далее – АКТ).


Откуда всё это пошло… АКТ исторически часто смешивались друг с другом, и иногда в сумеречных зонах этих контактов проявлялись новые и уникальные метафизические вертикали, которые автоматом «усыновлялись» и впоследствии выдавались за производные уже существующих. Т.е. устоявшееся мнение о якобы вторичности Кимбанды по отношению к каким-либо культам – не более чем следствие влияния культурно-исторических процессов в физическом мире, которые практически не затрагивают внутреннее ядро Традиции.


А дальше уже Jedem das Seine. Многие, будучи уроженцами «природного ареала распространения» Кимбанды, практикуют смешанные виды Традиции уже просто потому, что это их жизнь и история, «прадеды так делали и нам велели». Многие их западные подражатели, охочие до экзотики и «аутентичности», всё это радостно перенимают и потом яростно стоят на страже своей субкультурности, обвиняя всех прочих в контринициации. Кто-то (как наша ветвь, например) делает упор на чистоту формы и исходит только из внутреннего опыта, который раз за разом выявляет полную самостоятельность Традиции и не ограниченность ее всеми этими искусственными рамками, по сути посылая всю эту поместную бутафорию куда подальше.


Суммируя вышесказанное, я не утверждаю, что Кимбанда никак не связана с другими АКТ. При желании там без особых проблем можно найти рабочие точки пересечения. Но, если вам кто-то говорит, что в пантеоне Кимбанды обязательно есть кто-то кроме Эшу и Помба Жиры, и особенно если этот кто-то там над ними начальствует, а сама Кимбанда происходит от [вставить нужное], можете смело бить ему в морду и отнимать материальные ценности: дуракам они ни к чему.

Левая рука Макумбы: интервью с представителем Quimbanda Temple в России (1/2) Магия, Африка, Бразилия, Вуду, Длиннопост

Fr: А существует ли именно «Кимбанда» как целостное мистическое или магическое течение или это множество традиций от учителя к ученику? Существует ли в Кимбанде своя космология? Есть ли представление о неком едином боге-демиурге, злом ли, добром ли? И задаются ли ее практики вообще вопросами а‑ля «какова природа реальности»?


Matias: Кимбанда существует как целостная метафизическая вертикаль, которая имеет множество точек проекции на плоскость в виде разнообразных школ, организаций, линий передачи и т.д., уже мировоззренчески и методологически диверсифицированных в соответствии с местной спецификой. Кимбанда – гибкая Традиция и для каждого практика или их объединения рисует свой уникальный Узор. Здесь нет каких-то авторитетных, всеми признанных Канонов. Духам претит вписываться в человеческие расписания, они тяготеют к полной свободе, парадоксальности и хаотичности своих проявлений.


Тот же пункт касается космогонии. Мир по Кимбанде – это не космос, а скорее хаосмос, причудливая оптическая иллюзия, вечно разворачивающийся и изменяющийся узор в пространстве небытия, в котором нет раз и навсегда определенных констант, и который не может быть адекватно описан человеческим языком. Единственное определение, которое ему худо-бедно можно дать и не бояться критически при этом ошибиться – «Мир – это Пространство Игры, в которую играют Эшу и Помба Жира».


Что касается «классической» доктрины о 7 (9) Царствах и иерархиях / «линиях» Духов, то последние в 90% представляют собой сомнительного качества спекуляции, а вот о Царствах можно поговорить отдельно. Доктрина 7‑и Царств – это средней удачности дискретизация единого поля Кимбанды, впрочем, вполне себе годящаяся в качестве рабочей модели. Тут важно понимать, что все Царства взаимопроницаемы и их количество можно как радикально увеличить (например, актуализировав разные сумеречные зоны между ними и вне их), так и сократить (свести все к Перекресткам и Кладбищу, например, инвариантами которых они и так, по сути являются). Ну или вообще свести все в единый Черный Вигвам, что тоже сильно не погрешит против реальности. Так что в итоге я рассматриваю эту доктрину как одну из более-менее валидных «точек входа» в диалог с Традицией и в целом неплохое формализованное описание кимбандийской космогонии для распространения «наружу».


Про Игру и формальную космогонию поговорили, теперь перейдем к Учителям и Ученикам. В данном вопросе в первую очередь надо понимать, что любая Традиция во все времена была устной и передавалась от учителя к ученику, а различные тексты и методики, сохранившиеся на бумаге, – это дохлая рыба без разъяснений и покровительственного участия квалифицированных в данных практиках людей. И тут складываются два вектора: участие и наставления Духа, составляющие ось практики в Кимбанде с одной стороны, и участие Брухо в судьбе подопечного с другой. Первый способен разглядеть человека как никто и дать ему наиболее ценные советы, а второй, будучи человеком, видит мир с похожих позиций и, обладая солидным опытом, знает кучу нюансов и подводных камней, до которых нет дела Духам, но которые могут оказать определяющее влияние на то, во что сыграет новый практик – в покер или в ящик.


Так что, подводя итог всему вышесказанному: никакого злого демиурга, никакой коварной майи, никакой тюрьмы сансары, никакого доброго и любящего бога. Только пьяный корабль на водах Хаоса, набитый людьми на палубах, мертвецами в трюмах и Духами, гуляющими в парусах. Все свободны. Ничто не истина, все позволено. Каждый сам себе злобный буратино. Заходя – не бойся, уходя – не плачь. Такова природа реальности.

Левая рука Макумбы: интервью с представителем Quimbanda Temple в России (1/2) Магия, Африка, Бразилия, Вуду, Длиннопост

Fr: Какова иерархия Кимбанды как магической традиции: в каких странах она распространена? Есть ли в ней официальные или неофициальные лидеры или лидер, «епископы», «папа-патриарх», возможны ли «еретики»? Какова преемственность вашей ветки?


Matias: Основное распространение на данный момент – Бразилия, а также Уругвай и Колумбия. В меньшей степени вся Латинская Америка. Это «туземный», если можно так выразиться, ареал распространения. В Мексике и Штатах тоже присутствует, но уже в более мрачных и подпольных формах, далее – везде, где есть Вуду и LHP (Left Hand Path – прим. Редакции).


Официальной иерархии и духовенства нет, в т.ч. потому что сама Традиция не тяготеет к созданию классических «пирамидальных» структур. Практик Кимбанды – стопроцентная вещь-в-себе и сам себе режиссёр, который во внешних бюрократических институтах не нуждается в принципе. С другими практиками он кооперируется в первую очередь по принципу «один в поле не воин, а трое – уже экипаж танка», что не ущемляет его субъектности ни в одном пункте. Кимбандейро всегда скрывает в одном рукаве нож, а в другом козырной туз, вне зависимости от места и компании, в которых он оказался. Человек, впадающий в растворение в коллективном, каким бы дружелюбным оно к нему ни было, Кимбандейро быть не может.


Возвращаясь к плоскости и ее специфике, стоит отметить, что официальной и институализированной религией в Бразилии является Католицизм, все остальные живут по принципу полной свободы действий. Правда, недавно правительство-таки попыталось произвести перепись умбандийских и кимбандийских храмов и организаций, но дальше сайта со списком из десятка-другого ссылок у них не пошло.


Далее, если рассмотреть структуру кимбандийского сообщества в той же Бразилии, то мы увидим сеть независимых друг от друга Террейро (Храмов) и организаций, в которых уже есть свои устоявшиеся предводители и обрядовые каноны. Большинство авторов и «говорящих голов», которые со стороны часто назначаются «авторитетами» и «знатоками» (типа того же Фрисволда или Монтенегро), в своих трудах на 90% выдают «пену», которая мало затрагивает глубину. Также стоит учитывать, что Кимбанда в силу своей специфики является социальным и духовным андеграундом, и потому немалая часть людей и сообществ функционирует в теневых сегментах общества и держится в стороне от какой-либо публичности. В т.ч. и наша – Брухо Церберо, глава нашей ветви (насчитывающей более 100 лет обозримой истории), в частности, оказывает консультативные и магические услуги ряду бразильских политиков и бизнесменов, а деньги, как говорится, тишину любят.

Левая рука Макумбы: интервью с представителем Quimbanda Temple в России (1/2) Магия, Африка, Бразилия, Вуду, Длиннопост

Fr: Существует ли цель у Кимбанды как магического направления – конкретная сегодняшняя в странах СНГ и сверхцель всего направления? Что делают Эшу в СНГ? Зачем духам, у которых есть вечная жизнь, «снисходить» до чужих людей?


Matias: Life – Love – Liberty – Light, конечно! :) Что касательно второго, то для Духов, перефразируя одного деятеля, по большому счету «нет ни бразильца, ни русского». Более того, по ряду аспектов, Кимбанда более близка именно России, нежели к туземным реалиям.


Fr: Насчет распространения во славу LLLL это, конечно, хорошо, но вообще интересовал скорее уровень саморефлексии тусовки – типа (я сознательно сейчас утрирую) в буддизме есть цель всех до единого людей сделать боддхисатвами (т.е. и тебя, и меня), в православии – принести новую эру на землю и воскресить всех в телах (кроме нас с тобой и прочих нехристей), в исламе джихад во имя Аллаха до последнего моджахеда – а в Кимбанде сверхцель какая? Или все жестко леворучно и каждый сам за себя, а общей цели нет, то тогда возникает вопрос – чем занимаются Эшу так активно, что они уже в другом полушарии? И вот да, почему Россия ближе для Кимбанды, чем Африка – весьма интересно!


Matias: Групповые религиозные аффектации годятся для широких народных масс, которым некуда деть свою жизнь и у которых слишком мало собственной энергии и знаний, чтобы её поменять, если им этого вдруг захочется. Практики левосторонних путей да и вообще любые состоятельные адепты не нуждаются в навеянных извне Больших Мечтах, пробуждающих пассионарность в обмен на личный номер и место в строю.


Как я уже говорил, («хорошее повтори и еще раз повтори!») Кимбанда оперирует скорее терминами Игры, и в этом смысле, и если уж изобретать какую-нибудь идеологию и групповую мотивацию, то это будет расширение площадки Игры и повышение ее качества и глубины.

Что касается близости Традиции к России, то тут надо высветить парадигмальное отличие Кимбанды от основного массива АКТ.


Основной массив АКТ представляет собой 1) древние 2) аграрные 3) африканские 4) религиозные культы, а Кимбанда – 1) современный 2) городской 3) латиноамериканский 4) магический культ. Разницу в мировоззрении между первым и вторым и дистанции от этих воззрений до вас лично можете оценить сами.


Неведомый космос африканских богов с аграрным подтекстом и религиозным поклонением априорно не может правильно вписаться в черепную коробку современного городского европейца, до сих пор думающего по лекалам Платона и Аристотеля.


Согласно нашим наблюдениям, среднестатистический человек, прыгнувший в традиционные АКТ с головой и вроде как по-серьезному, с большой долей вероятности бросит это дело, не выдержав столкновения экзотических для данных широт форм с актуальной действительностью и собственного когнитивного диссонанса, возникающего, когда для реальности он позиционирует себя (может быть даже вполне заслуженно) как [грозный африканский титул] [грозное африканское имя], а реальность в ответ продолжает звать его Серёжа (имя условно), и вести себя соответственно. Далее он либо редуцирует целостную практику до каких-нибудь отдельных профицитных магических обрядов, либо уже окончательно мутирует в гордого белого негра, с труднопроизносимым именем и длинным титулом из африканских слов.


И хотя человеку в целом присуща тяга ко всему экзотическому и странному, ибо надо как-то отреагировать окружающую его «нормальную» реальность и переместить себя в координаты, максимально от нее далекие, застревание в этом неадеквате ничем хорошим не грозит. Приходится или возвращаться обратно, или сходить с ума и вцепляться зубами в эксцентричные элементы, из которых к тому моменту, скорее всего, будет выбран весь ресурс.


Кимбанда нравится мне в первую очередь балансом этих двух элементов. Где надо, она позволяет прыгнуть с головой в не поддающийся никаким рационализациям обскурантизм ровно на нужный промежуток времени и глубину, где надо – она предельно конструктивна и говорит со мной на понятном мне языке и вполне комплементарна окружающей меня реальности. Хочешь жить в фильме Гая Риччи? Нет проблем. Хочешь спокойно и четко «делать дела»? Всегда пожалуйста. Более того, обе части важны для динамического баланса и успешной практики. В России оба этих элемента от века сосуществуют друг с другом и люди к этому давно привыкли. Российское «а жизнь веселый карнавал» Духам вполне по душе, благо здесь нет интерференции поместных культов, накладывающихся на Кимбанду, о которых я говорил в начале интервью, а потому нет и искусственных рамок, заслоняющих горизонт.

Левая рука Макумбы: интервью с представителем Quimbanda Temple в России (1/2) Магия, Африка, Бразилия, Вуду, Длиннопост

Fr: Вообще да, именно то, каким образом расширение Игры происходит и интересно, это самая мякотка же! Чем именно Эшу могут расширить и углубить её. С первого взгляда пресыщенного западного человека кажется, будто вудуистская история – про грубую витальную силу, чтобы сильной негритянской рукой за горло взяло – и в смерть / приворот / наслаждения сигарами и мясом. Но это же не глубина? Или все иначе? Какие у Кимбанды высоты и глубины?


Matias: Распространенное заблуждение, что Вуду (в данном случае конкретно Кимбанда) – это «грубо-материально», «низы», «не духовно» и т.д. стоит, пожалуй, отдельного освещения. Позволю себе процитировать свою же запись в блоге.


«Критическими точками в этом вопросе являются две вещи – собственный уровень практика и его устремлений и ветка Традиции в которой он практикует.


Первый пункт подразумевает тот момент, что практика человека всегда является отражением его самого во всей его целокупности, а не только высокоосознанной и высокодуховной части. Жизнь показывает, что люди чаще хотят денег, секса и общественного одобрения, нежели тонких состояний предельной иллюминации. Поэтому, когда человек получает в свои руки работающую и полнокровную Традицию, в которой отсутствуют доктринально прописанные моральные нормы и вездесущая карма за плечом, то в первую же очередь своей практикой получает то, чего больше всего хотел – мирские блага, зачастую вкупе с издевательским намёком, что вся его «духовность» была лишь тягой к гиперкомпенсации отсутствия этих самых благ.


С первым пунктом все понятно, переходим ко второму. А именно к сложившейся в западном мире традиции «забивать гвозди микроскопом» – к бытующей в умах большинства доктрине, что Вуду это «карты, деньги, два ствола», причем желательно с блэкджеком и дамами низкой степени социальной ответственности. И не более того.


В очередной раз мы видим классическое «что хотели – то и получили». Духам все вышеперечисленное устроить не сложно, им вообще ничто человеческое не чуждо. И карты и деньги и все тому комплиментарное в Кимбанде весьма в почёте… ровно как и сложнейшая черная магия, глубинные трансы и целые пласты тайных доктрин, до которых почему-то никому особо дела нет. А почему?


А все потому что «не ту методичку выдали». Справедливости ради надо сказать, что выдавать правильные методички непосвященным – расстрельная статья, и никто таким заниматься не будет, но даже в этом случае такое сильное занижение истинного градуса напитка выглядит весьма нелепо».


Переходя от теоретических положений к практике, первое, что получает человек, полноценно соприкоснувшийся с Кимбандой – это себя же. Обычный человек (ровно как и среднестатистический мелкотравчатый практик) представляет из себя духовного малокровку, человека в футляре, которого в принципе уже можно заколачивать. Кимбанда все это отменяет. Человек с подчас поразительной скоростью регенерирует и из убого-рационального зануды-полуфабриката, намертво застрявшего у жизни во френдзоне, превращается в того, кем он и должен быть – жестокого романтика, открытого как для любви, так и для войны. В короля своей собственной колоды. Чем он дальше будет заниматься – его дело. Все пути теперь открыты. Можно стяжать Власть, можно стяжать Дух, а можно просто свободно странствовать по жизни и тонким планам, благо в Кимбанде нет глубоко невротического разделения на «Высшую Магию» и «Низовое Колдовство».


А что до расширения Игры, то Кимбанда, как я уже говорил – это не космос, а хаосмос, и Духи всегда стремятся к расширению степеней свободы и вовлечению новых компонентов. В зависимости от (грубо) принадлежности Духов к тем или иным Царствам Кимбанды, оптика рассмотрения этих процессов может сильно меняться: в некоторых жизнь измеряют скоростью ночного ветра в лицо, в некоторых – глубиной могилы. Но направление (подчас парадоксальным образом) остается одно и тоже – восхождение от живого трупа через раскрытие внешнего и внутреннего Хаоса к Танцующей Звезде.

Эзотерика и магия

2.1K постов4.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

- Уважай себя и других ( если даже "другой" НЕВЕЖЕСТВЕНЕН)

- Никакой коммерции на pikabu.ru !!!


Продолжение следует.