Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Лемма Вагонетки

Вы слышали что-нибудь о вагонеткологии? Я не шучу, такая дисциплина реально есть.

Лемма Вагонетки Личность, Философия, Дилемма, Социальная психология, Психология, Мысли, Свежее, Политика

им капец (и тебе тоже)

Меня впечатляет, как хитро дилеммы устроены как ловушки. По сути своей моральная дилемма не спрашивает человека, как правильно поступить согласно морали, которую тот высоко ставит. Дилемма - это краш-тест этики. Она спрашивает: в данной ситуации ты готов поступить вопреки своим идеалам антиморально или очень антиморально? Есть ли у тебя решимость стать плохим человеком, или же ты станешь очень плохим человеком? Короче говоря, дилемма попросту вызывает тревогу - и это круто, если бы она не использовалось так широко и так подло в той же политической агитации: когда шантажируют большими или меньшими жертвами, конечно, так склоняют к убийству.

Что определяет, будешь ты монстром или чудовищем? Не кажется ли тебе, что неучастие хуже участия? Ты что, безвольное существо? - ухмыляется дилемма. Будь сильным, делай выбор! А если ты не готов его делать, так ложись на рельсы вместе с остальными жалкими заложниками.

Проблема вагонетки бросает субъекта в поле расчеловечивания, где какой бы он выбор ни совершил, он поступит по-скотски. Выбирающий является такой же жертвой, он лежит на виртуальных рельсах, и его действие есть казнь себя самим. Наш жизненный опыт (и интуитивное предчувствие) подсказывает нам, что такие ситуации случаются и возможно случатся с нами в будущем.

Ну что ж, действительно так. Хотя вагонетка спрашивает о решении, но играющий всегда оказывается в долгу, с минусом на моральном балансе. Решение дилеммы вагонетки (любой из ее вариаций) скрывается за ее границами: любой выбор, который нам предоставлен (а. спасти одного, пожертвовав пятью, или наоборот б. спасти пять, пожертвовав одним, или отказ от выбора с результатом, приводящим к а. или б.) будет отвратителен и антиморален, а потому любой выбор стоит делать без лишних размышлений и угрызения совести - на угрызения мы будем обречены в любом случае. Зачем я должен страдать из-за того, что я пойман в ловушку? Сама дилемма вагонетки есть модель жизненной подлости, ответственность в ее рамках относительна.

Возможно, доказательство нашей способности выбирать - это отказ воспринимать дилемму вагонетки как моральную задачу, в которой можно выиграть.

15.09.22