Куда обращаться с жалобой на Управляющую организацию?

1. Обращение в Управляющую организацию

Если вы заметили нарушение со стороны Управляющей организации по содержанию и обслуживанию общедомового имущества, предоставлению коммунальных услуг, не спешите обращаться с жалобами в контролирующие органы и суд.

Первым делом постарайтесь направить обращение (претензию) в саму Управляющую организацию. Это необходимо по нескольким причинам.

Во-первых, для обращения в некоторые государственные органы необходимо обязательное предварительное обращение к Управляющей организации.

Во-вторых, если обратиться сразу в суд, пропустив стадию досудебного урегулирования, Вы не сможете заявить требование о взыскании штрафа с Управляющей организации в размере 50% от взыскиваемой суммы (п.6 ст.13 ФЗ «О защите прав потребителей»).

Жалобу можно направить лично или через сервис ГИС "ЖКХ" (в этом случае, срок реагирования на жалобу значительно сократится).

2. Обращение в суд

За защитой нарушенных прав всегда можно обратиться в суд. Особенно актуально это в случае причинение имущественного и морального вреда вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения УК своих обязанностей. Например, в случае затопления квартиры – подробнее в статье "Затопило квартиру: что делать?"

Однако, этот способ уже в большей степени требует привлечение юриста, нежели остальные. Если нужна юридическая консультация, то welcome - https://t.me/pparlaw

3. Обращение в орган жилищного надзора субъекта РФ

Орган жилнадзора субъекта РФ выполняет контролирующие функции по отношению к УК, ТСЖ и другим формам управления. Они же и выдают управляющей организации лицензию на ведение деятельности (ч.1 ст.192 ЖК РФ).

Поэтому, зона проверки – нарушение лицензионных требований. А к ним относится практически все: от надлежащего и качественного выполнения работ по содержанию общедомового имущества до предоставления качественных коммунальных услуг.

4. Обращение в муниципальную жилищную инспекцию

Муниципальная жилищная инспекция является подразделением регионального жилнадзора. В связи с чем область проверки значительно уже, чем у регионального – только те дома, в которых есть муниципальное жилье (ч. 4 ст. 20 ЖК РФ).

Но несмотря на то, что предмет надзора ограничен, все же муниципальная жилищная инспекция вправе провести внеплановую проверку дома, где нет муниципального жилья. Однако, полномочие по пресечению правонарушений в таком случае у нее только одно - созвать внеочередное собрание собственников помещений в МКД. Оно будет рассматривать вопрос о расторжении договора с действующей УК и выборе новой УК или об изменении способа управления (ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ).

5. Обращение в прокуратуру

В прокуратуру можно обратиться практически по любому нарушению своих прав. К тому же, в некоторых случаях, если это необходимо, прокурор может сам подать исковое заявление в суд в интересах гражданина (или группы граждан) и быть представителем в суде (ч.1 ст.45 ГПК РФ, ч.1 ст.39 КАС РФ).

6. Обращение в Роспотребнадзор

Поскольку в отношении между УК и собственниками, последний выступает в качестве потребителя, то главным контролирующим органов в сфере прав потребителей является Роспотребнадзор.

Однако, это как раз один из таких органов, где необходимо предварительное обращение к нарушителю. (пп. «в» п.2 ч.2 ст.10 ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ). Но в случае, если есть риск причинения вреда жизни и здоровью, претензионный порядок необязателен, то можно обратиться напрямую в Роспотребнадзор (пп. «а» и «б» п.2 ч.2 ст.10 ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).