Кто и когда впервые употребил термин "психосемантика" в России? (что-то вроде научных мемуаров)

Автор статьи: Александр Шмелёв, источник

В этом году исполняется ровно 40 лет со времени издания двух монографий двух авторов - Петренко В.Ф. и Шмелева А.Г. - с одинаковым названием "Введение в экспериментальную психосемантику", но с разными подзаголовками. Вот что по этому поводу написал в своих воспоминаниях Виктор Федорович:

"Термин психосемантика мы придумали еще в конце 1970-х вместе с аспирантом А.Г. Шмелевым, чтобы как-то «развестись» с группой психолингвистов под руководством А.А. Леонтьева, которые занимались изучением порождения речевого высказывания. Благодаря помощи А.Г. Асмолова мы с А.Г. Шмелевым получили листаж от совета молодых ученых МГУ для издания книги «Введение в экспериментальную психосемантику». Но из-за того, что молодые философы не использовали полученный ими объем, мы смогли издать две книги персонально каждый с добавлениями в заглавии. В дальнейшем наши пути несколько разошлись, и интересы А.Г. Шмелева сместились в психодиагностику и создание тестов."

Эту цитату я взял на страницах "Психологической газеты" по следующей гиперссылке: https://psy.su/feed/11088/

Вчера я впервые навестил статью "Психосемантика" в русскоязычной Википедии. И... немного взгрустнул, так как не заметил  в перечне рекомендуемой литературы ни одной моей публикации.  Там только публикации Петренко,  Артемьевой, Серкина, Митиной. Все эти авторы безусловно заслуживают упоминания, но не понимаю, почему там никто не додумался вспомнить про Шмелева... А ведь у нас с Виктором Петренко в течение многих лет действовала джентльменская договоренность - цитировать друг друга в публикациях статей по психосемантике (и тем более при опубликовании книг). Конечно, мне самому следовало бы пораньше поинтересоваться, что происходит в Википедии на тему "Психосемантика", но еще раньше меня слишком утомила безуспешная борьба с этим ресурсом (монополизированным во многом украинцами и поляками) за опубликование статьи на тему "Тестология" (только на сайте Большой Российской Энциклопедии в этом году удается продвинуть этот термин).

Нам  (участникам ТГ-канала https://t.me/compdia ) принципиально важна связка "Психосемантика и психодиагностика", которую предложил именно А.Г. Шмелев... Говорю об этом сейчас (на старости лет), отбросив ложную скромность, но только дела ради. В связи с названием этого нового ТГ-канала "Компьютерная психодиагностика и психосемантика" я решил эту ситуацию как-то ... прокомментировать для подписчиков.

Кто и когда впервые употребил термин "психосемантика" в России? (что-то вроде научных мемуаров) НаукаPRO, Искусственный интеллект, Психодиагностика, Длиннопост

Полез я сегодня в англоязычную Википедию. Отдельной статьи "Психосемантика" я там вообще не обнаружил.  Есть подзаголовок отдельного абзаца в рамках статьи «Semantics (Psychology)» (да и то эту статью во многом написала именно выходец из России - I. Trofimova):

Впрочем, меня это не удивило. Не сложилось в англоязычной психологии такого единого направления исследований. Оно оказалось разорванным между:

·  классической когнитивной психологией (исследования семантической памяти);

·  психолингвистикой (исследования коннотативных аспектов значений слов и фраз в контексте речевого поведения);

·  направлением, связанными с именем Чарльза Осгуда (метод "семантического дифференциала", который широкое применение нашел в разных прикладных областях - от маркетинга до психотерапии);

·  направлением, связанным с именем Джорджа Келли (теория личностных конструктов и метод репертуарных решеток тоже нашли применение и при построении экспертных систем, и в исследованиях когнитивных стилей, и в исследованиях межличностного восприятия, и в клинической практике);

  • направлением неклассической когнитивистики, которое неявным образом завязано и на нечеткие множества (в духе Заде), и на концептуальную картографию (conceptual mapping), и на семантические нейросети, на что опираются ныне немало специалистов по системам ИИ (искусственного интеллекта).

Но... не видно было работ, в которых содержалась бы попытка обобщения всех этих разрозненных направлений в рамках какой-то единой теоретико-методологической парадигмы.  Например, трудно было найти авторов на Западе, которые усмотрели  бы единую логику анализа и интерпретации так называемых "семантических пространств" (semantic spaces). Небольшие исключения встречались, но они скорее подчеркивали правило (это работы, например, психолингвистов Филленбаума и Рапопорта, а также личностника Боркенау).

Когда я просиживал дни и месяцы в Ленинке (при подготовке кандидатской в конце 70-х годов), отыскивая в западных журналах работы по моделированию семантических пространств, я наткнулся на следующую статью  Чарльза Перфети:

Perfetti, C. A. (1972). Psychosemantics: Some cognitive aspects of structural meaning. Psychological Bulletin, 78(4), 241–259. https://doi.org/10.1037/h0033172

Тема моей кандидатской диссертации, утвержденной в 1977 году Ученым советом факультета психологии МГУ под председательством А.Н.Леонтьева, звучала так «Психологическое исследование субъективных систем значений». Научный руководитель - Елена Юрьевна Артемьева (годы жизни 1940-1987). Тогда это был наш математический психолог номер 1 на факультете, один из любимых учеников Александра Романовича Лурия, который взял ее совсем молодой (выпускника мехмата МГУ) на свою только открывшуюся кафедру "нейро- и патосихологии". Кстати, нынешний заведующий этой кафедрой Александр Тхостов (мой однокурсник) тоже защищал кандидатскую под руководством Артемьевой, а начал еще с курсовой под ее руководством.

Мне очень понравился сам емкий термин "Психосемантика".  Хотя... как видим, имя Перфетти  в Википедии тоже не упоминается (как и у нас имя Шмелева). Я же попытался  уже в кандидатской диссертации выделить как самостоятельный подход и новую парадигму  "Построение субъективных семантических пространств" (методами многомерного шкалирования или многофакторной статистики).  Петренко, который защитил на полтора года раньше меня свою кандидатскую, тоже знал о работе Перфетти, но  сам не решился использовать в своей кандидатской "буржуйский термин". Мою смелость он одобрил, но выразился философски: "Посмотрим, что из этого выйдет на твоей защите". Научным руководителем у Петренко был сам декан А.Н. Леонтьев, а он не слишком жаловал западную математическую психологию и соответствующую терминологию (говаривал так: «Позитивизьм это все!»), хотя сам толкал идею исследования "пятого квазиизмерения в образе мира" (в своей последней прижизненной статье). Виктор защищает в 1978 году свою кандидатскую, в которой термин "психосемантика" так и не появляется, его тема звучит так: «Психологическое исследование значения на словесном и образном уровнях». В январе 1979 года Алексей Николаевич умирает. И… термин «Психосемантика» появился именно в моей кандидатской, которую я защитил в январе 1980 года уже при новом декане, которым стал А.А. Бодалев. Надо сказать, что Бодалев с огромным уважением относился к Артемьевой (ценил ее как куратора НСО, в частности, то есть за работу с талантливыми студентами и молодыми учеными). У Бодалева не было никаких возражений против термина "Психосемантика".

Некоторые почитатели Елены Юрьевны Артемьевой считают, что первой монографией по психосемантике была ее монография:

Артемьева Е.Ю. «Психология субъективной семантики». - М: МГУ, 1980.

Кстати, вспоминаю сейчас, что  в этой самой первой монографии Артемьевой 1980 года (а начала она над ней работу намного раньше, только вышла монография в 1980 году, а написана была в 1978 году)  тоже еще не было компактного термина "Психосемантика" (из одного слова) - ни в названии, ни в тексте книги. А главный для меня важный момент заключается в том, что Вы не найдете в этой монографии "семантических пространств". Елена Юрьевна предпочитала работать с низкоинтегрированными моделями вроде "семантического кода перцсптивных универсалий", но не строила сама двух- или трехмерных семантических пространств, которые, например, строил Чарльз Осгуд вроде трехмерного пространстве "Оценка-Сила-Активность" (EPA).

Примерно в феврале 1980 года (вскоре после моей защиты) мы подготовили с Виктором Петренко совместные тезисы для выступления с докладом на конференции по личности.

Петренко В.Ф., Шмелев А.Г. Теоретические предпосылки психосемантического подхода к исследованию личности. - Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Курске "Личность в системе коллективных отношений." - М.: АНП СССР, 1980, с.124-125.

Видимо, эти короткие тезисы - это и есть первое упоминание термина "психосемантика" в печатных изданиях на русском языке.

Идеи применения методов психосемантики именно к исследованию личности и именно в контексте задач психодиагностики я развил в статье, которая пролежала больше года в редакции «Вопросы психологии» (так тогда было принято поступать со статьями молодых ученых), но, несмотря на скепсис главреда Матюшкина, все-таки в 1982 году была опубликована:

Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных. - Вопросы психологии, 1982, 5, с. 36-46.

А в своей диссертации я ссылался  не раз на новую деятельностную трехуровневую интерпретацию теории установки, в которой Александр Асмолов проинтерпретировал с позиции теории деятельности более операциональные представления и методы Дмитрия Узнадзе. Я конкретизировал понятие установки до "категориальной установки", выделив три уровня и три механизма в формировании категориальных установок: операциональные (ситуационный уровень, учет условий), целевые (уровень действий) и мотивационные (уровень целостной деятельности).

Отчасти поэтому, а отчасти из объективного признания новаторских достоинств моей диссертации, будучи тогда членом Совета молодых ученых МГУ, Александр Григорьевич Асмолов активно продвинул мою диссертацию на Всесоюзный конкурс научных работ молодых ученых, на котором она получила диплом лауреата, а также бесценный ресурс - листаж объемом в 10 печатных листов, дающий право опубликовать диссертацию как монографию в издательстве Московского университета. Вначале я планировал использовать этот листаж для совместной монографии с Виктором Петренко (он тоже увлекся именно построением и интерпретацией семантических пространств, а Артемьева отнеслась к пространственным моделям весьма скептически тогда). Но... в ходе начатой совместной работой над текстом у нас возникли с Виктором серьезные творческие разногласия (я, по мнению Петренко, уж слишком увлекся психодиагностическим направлением внутри психосемантики, а ему были ближе работы более когнитивистского содержания – направленные на структуры и формы сознания), так что мы не без тяжелых споров (на которые потеряли почти год) решили воспользоваться предложенной главредом издательства возможностью опубликовать одновременно 2 отдельные монографии:

Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1983. – 175 с.

Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1983. - 158 с.

Я начал эту статью с цитирования воспоминаний Виктора Петренко. Но стоит, наверное, здесь упомянуть важную деталь, почему Шмелева "увело" в область психодиагностики. В один год - в 1979 году - завершили обучение в очной аспирантуре сразу три аспиранта факультета психологии МГУ (победители разных студенческих и молодежных конкурсов), которых всех оставили на должности ассистентов и было поручено персонально отвечать за три раздела обновленного общего практикума по психологии: Чингиз Измайлов - раздел "Измерение в психологии", Татьяна Корнилова - "Эксперимент в психологии", Александр Шмелев - "Психологическая диагностика". Я вел этот раздел на самом деле еще в годы аспирантуры - в рамках "педнагрузки, положенной аспирантам". И сразу в 1980 году в ходе часов практикума я начал читать полуподпольные вводные лекции именно по психодиагностике. До этого такого курса в МГУ не было, так как многие члены Ученого совета постоянно со страхом вспоминали постановление ЦК ВКП(б) от 1936 года, в котором была разгромлена молодая отечественная тестология и психодиагностика. Смелость проявил именно новый декан Алексей Александрович Бодалев, пришедший из Ленинграда, где психодиагностику не боялись, ибо ЦК ВКП(б) был от них там на 700 км подальше... Впрочем, именно у Бодалева был тогда более тесный личный контакт с людьми из "Отдела науки ЦК" (Грибанов), без этого и его смелости было бы...гм... недостаточно. Именно Бодалев "прикрыл" тогда инициативу Столина и Шмелева по внедрению в практикум в МГУ определенных западных методик (это был, в частности, перечень MMPI в версии Березина ММИЛ-377).

* * *

Моя докторская диссертация (защищена была в 1994 году) называлась так "Психодиагностика и психосемантика личности". Но ... когда я взялся после разрухи 90-х годов опубликовать ее в виде монографии, то редакция "Речь" (Санкт-Петербург), которая уже подготовила монографию к выпуску (на этот процесс ушел год совместной работы с их редакторами) вдруг стала настаивать на том, чтобы убрать термин "Психосемантика" из названия. Мотивировка: "Распугаем читателей, никто не купит". Я сдался и монография вышла с такими выходными данными:

Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – Спб: Речь, 2002.- 480 с.

Хотя едва ли не основным продуктом, освещенным в монографии, явился именно психосемантический "Атлас личностных черт", реконструированный с помощью методов экспериментальной психосемантики (термин краудсорсинг тогда еще совсем не был в ходу, но ТЕЗАЛ-85 - это был фактически краудсорсинговый проект: коллеги заполняли матричный тест для экспертов-психологов, бланки которого получали и высылали назад обычной почтой).

Наверное, термин «Компьютерная психодиагностика» я тоже предложил на самом деле в РФ (в СССР) едва ли не первым. Это было еще в моей статье 1984 года (задолго до выхода одноименной монографии Вячеслава Дюка, который, к счастью, тоже уже подписался на этот наш канал):

Шмелев А.Г. На пути к компьютерной психодиагностике. - Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 1984, №2, с. 13-17.

Но про предысторию появления понятия "компьютерная психодиагностика", видимо, нужен отдельный разговор....

Конец цитаты.


Спасибо Александру Георгиевичу за мемуар!

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.