"Крыса на подносе" или крысы под подносом

Сунули мне давеча один сатирический рассказик. Вот, мол, почитай классика про актуальное искусство. И казалось бы, снобская агитка в духе этих ваших пикабушных историй, непримечательная ничем акромя легкости языка. Совершенно плоские, ведомые только меркантильностью персонажи, супергеройский главный герой. Обличение, узколобость, искажение и утрирование.
Очень не вяжется с творчеством Аверченко, насыщенным аллюзиями, сатирой и тонкими символами, не правда ли?

Давайте разбираться.

Дьяволы, ведь как известно, любят мелочи. А посему постараемся снять, такссзать, заношенные очки общественных стереотипов, и уже с собственной лупой в тонких пальчиках попробуем разобраться о каких дьяволах нам настолько с виду поверхностно ведал "писатель, сатирик, драматург и театральный критик, редактор журналов".

Характер художников:
Достаточно стеснительные молодые люди. Не имеющие нахрапистости, нахальности и прочих навыков втюхивания присущих торгашам, аферистам и коммивояжёрам, но моментально раскрываются при разговоре об искусстве.

Им крайне неловок и непривычен разговор о деньгах. Цена для них просто одна из мер оценки творчества. Они готовы на любые скидки.
Семьсот… чего?

— Ну, этих самых, не важно
Они уважают своих клиентов, ищут индивидуальный подход к каждому, не отказывают собеседнику и в совместном творчестве.
Не хотелось бы, — поморщился художник. — Это нарушает самоопределение артиста. Ну, да что с вами делать!
Совершенно не глядят свысока набивая себе цену в попытке облапошить бедного раззяву. Не унижают того своим тайным знанием творческих тенденций, но напротив, очень дружелюбно идут с ним на контакт.

Характер ГГ:
Человек далекий от выставок, современности и культурной жизни
— Это вот и есть выставка нового искусства? — спросил я.
Человек крайне лживый отвечающий на искреннюю симпатию циничным притворством

— Серьезно, вам наша выставка нравится?

— Сказать вам откровенно?

— Да!

— Я в восторге.
Хамит остротами неуместными в дискурсе произведения, заранее, и не пытаясь разобраться, ставя под сомнение художественную насыщенность произведения
— И верно. На кой черт, действительно, свинье глаз? Пятая нога есть — и довольно

Только лишь гнет линию всеведущего едкого циника. Нисколько не замечая при том что все его высказывания исключительно жестокая бесполезная колкость и деньги. Не составляет мнение, не копается в образах, не дискутирует с автором.
Ему это не нужно. Но что же тогда ему необходимо. Для какой цели он поехал в это неприятное для него место, похихикать над непонятным? Отнюдь, и об этом нам расскажет сцена вторая.


Заманив наконец двух доверчивых деятелей в свой альков без приветствий, знакомств, бесед и прочих реверансов автор учиняет над ними расправу,
Насилие сексуальное,
— Нет, чего там пальто. Вы совсем раздевайтесь
Насилие социальное,
Как же так, не раздеваясь, можно вымазать ваше тело малиновым вареньем?
Необузданное ни моралью, ни законом, ни человечностью стремление нанести вред здоровью,
Есть вы будете особый салат, приготовленный из кусочков обоев, изрубленных зубных щеток и теплого вазелина
Насилие физическое,
Держите голову им, а я буду накладывать в рот салат… Стой, брат, не вырвешься
Воспитание терпящей жертвы,
— Как жаловаться? — яростно заревел я. — Как жаловаться?!
Принуждение искажением социального договора,
Вы мне говорили — я вас слушал. Теперь моя очередь…
Стремление утвердится подавляя беззащитную перед ним душу,
— я тоже хочу самоопределиться…
Желание наказать.

Наказать за что, из-за чего? Этого автор не говорит прямо, дозволяя нам самим стать судьями. Может это неприятие героем современности и вырожденный консерватизм, да субъективность возведенная в абсолют. Может зависть к молодости и страх собственной бессмысленности. Может садизм дозволенности, стремление хайпануть среди своей волчьей стаи. Или простое оргиастическое развлечение пресыщенной тусовки не имеющее к искусству отношения. Сегодня это молодые таланты, завтра пьяный извозчик, послезавтра сиротка Марфуша - бедная рыночная торговка.

Вероятно вы все еще не удовлетворены. "Что за отсебяшные набросы, высасывания и глупые придумки" — воскликните вы. "Замечательно," — отвечу я, — "вы уже готовы искать. Взглянем на позицию автора"

Автор:
Автор любит художников - заставляет сострадать им
Ушли, объятые страхом…
Делает их человечными, позволяя говорить глупости, творить чудачества.
Их руками создает искусство прямо в рассказе. Смотрите какие темы он берет для экспозиции: декаданс в "сумерках", различия и слияния культур в "американце". Техногенность и экология

— три жестяных трубки, коробка от консервов, ножницы и осколок зеркала... Масса воздуха

Голод как извечный сателлит людей творчества

— Я с вами на извозчике поеду, — попросился левый. — А то, знаете, мелких что-то нет.

— Пожалуйста! Так, с ложечкой в петлице и поедете?

И опустим, пожалуй, тут уж совсем мистическую отсылку к "Голубому салу" Сорокина :)

Автор берет темы извечные, актуальные и по сей день, воплощает их в картинах художников с тщательностью маститых символистов и с их же небрежностью. И при том не накладывает на произведения авторских прав, делая их детищем героев. Самовыражаясь от лица прогрессивной молодежи. Искренне признает их место в МХК и тут же с изящной скромностью не пытается придать им статус откровений:
— А как жаль, что подобное произведение непрочно… Какой-нибудь там Веласкез или Рембрандт живет сотни лет

И, наконец, самая мякотка. То, чем отличается серьезное многослойное произведение Аверченко от зощенковских глупеньких пырпырганд. Кульминация

Молодые люди стояли рядышком передо мной на коленях, усердно кланялись мне в ноги и, плача, говорили:

— Дяденька, простите нас. Ей-Богу, мы больше никогда не будем…

— Ну, ладно. Целуйте мне руку и извиняйтесь.

Как опытный охотник Аверченко ведет нас в удобное ему место и с хирургически бесстрастной жестокостью производит единственный выстрел, несколькими словами обнажив страшную суть конфликта мещанства и арта.
Молодые люди не просто изнасилованы и избиты, они сломлены. Искренне извиняющиеся перед буйнопомешанным, бесполезным скотом за свои попытки созидания. За стремление развивать и вкладывать в общество. Быть полезным и ценимым. За доверчивость и человеколюбие.


Не стану докучать вам, уже утомленным, далее банальностями в духе "отчего же у героев нет имен", "живые люди мерзее дохлых крыс" и маханием подносом перед вашим носом. Напомню только название сборника, в котором вышел сей прелестный рассказик:
«Караси и щуки. Рассказы последнего дня»
а уж кто тут щука зубастая и гдѣ ѣсьмъ докон последнести - решайте сами.

Доброго вечера, читайте внимательно