290

Крупнейшая атомная трагедия на флоте - Авария в бухте Чажма

Всех приветствую. В данном посте я расскажу про радиационную аварию в бухте Чажма в 1985 году.

Крупнейшая атомная трагедия на флоте - Авария в бухте Чажма История, История России, История СССР, Подводная лодка, Флот, Дальний Восток, Негатив, СССР, Россия, Корабль, Авария, Атом, Длиннопост

Авария 10.08.1985


10 августа 1985 года на АПЛ К-431 проекта 675, находившейся у пирса № 2 судоремонтного завода ВМФ в бухте Чажма залива Стрелок Японского моря (посёлок Шкотово-22), производилась перезарядка активных зон реакторов. Сроки работ в силу разных причин затягивались, и исполнители находились под большим давлением со стороны командования.

Крупнейшая атомная трагедия на флоте - Авария в бухте Чажма История, История России, История СССР, Подводная лодка, Флот, Дальний Восток, Негатив, СССР, Россия, Корабль, Авария, Атом, Длиннопост

После перезарядки реактора левого борта обнаружилась его негерметичность. Как выяснилось, сборку реактора проводили небрежно и под уплотнение верхней крышки попал мусор. Крышку пришлось снимать для расчистки. Работы проводились с нарушениями требований ядерной безопасности и технологии.


Во время подъёма  крышки реактора, мимо на 12 узлах прошёл катер-торпедолов, игнорируя поднятый на брандвахте сигнал ограничения скорости. Поднятая им волна привела к тому, что плавучий кран, удерживавший крышку, поднял её ещё выше. Крышка перекосилась и потянула за собой компенсирующую решётку и поглотители. Началась ядерная реакция, реактор вышел на пусковой режим, что вызвало тепловой взрыв. Мгновенно погибли 11 офицеров и матросов, осуществлявших операцию. Тела погибших были уничтожены взрывом. Позже, при поисках в гавани, были найдены небольшие фрагменты останков.

Крупнейшая атомная трагедия на флоте - Авария в бухте Чажма История, История России, История СССР, Подводная лодка, Флот, Дальний Восток, Негатив, СССР, Россия, Корабль, Авария, Атом, Длиннопост

В центре взрыва уровень радиации, определённый впоследствии по уцелевшему золотому кольцу одного из погибших офицеров, составлял 90 000 рентген в час, это втрое больше, чем через год будет в Чернобыле. На подводной лодке начался пожар, который сопровождался мощными выбросами радиоактивной пыли и пара.


Очевидцы, которые тушили пожар, рассказывали о больших языках пламени и клубах бурого дыма, который вырывался из технологического отверстия в корпусе лодки. Крышка реактора весом в несколько тонн была отброшена на сотню метров.


Тушением занимались неподготовленные сотрудники — работники судоремонтного предприятия и экипажи соседних лодок. При этом у них не было ни спецодежды, ни спецтехники. Тушение пожара заняло около двух с половиной часов. Специалисты аварийной флотской команды прибыли на место ЧП через три часа после взрыва. В результате несогласованных действий сторон ликвидаторы пробыли на заражённой территории до двух часов ночи в ожидании нового комплекта одежды на смену заражённой.

Крупнейшая атомная трагедия на флоте - Авария в бухте Чажма История, История России, История СССР, Подводная лодка, Флот, Дальний Восток, Негатив, СССР, Россия, Корабль, Авария, Атом, Длиннопост

Вечером того же дня была отключена связь посёлка с внешним миром. При этом никакая предупредительная и разъяснительная работа с населением не проводилась, вследствие чего население получило дозу радиационного облучения.


Утилизация К-431


Корпус лодки К-431 дал течь, и она была отбуксирована с помощью понтонов на долговременное хранение в бухту Павловского. Вместе с ней была признана непригодной для дальнейшей эксплуатации вследствие радиационного загрязнения стоявшая рядом К-42 «Ростовский комсомолец» проекта 627А, которая была отбуксирована на ту же стоянку.


На месте аварии 10 погибшим офицерам и матросам поставлен памятник. По некоторым данным, там же произведено захоронение останков погибших.

Крупнейшая атомная трагедия на флоте - Авария в бухте Чажма История, История России, История СССР, Подводная лодка, Флот, Дальний Восток, Негатив, СССР, Россия, Корабль, Авария, Атом, Длиннопост

По своему характеру взрыв на К-431 был похож на произошедшую спустя девять месяцев аварию на Чернобыльской АЭС: и в том, и в другом случае произошёл выброс активной зоны реактора в окружающую среду. Но в Чажме ситуация всё же была намного легче. Реактор подлодки был относительно маломощным, а топливо — свежим. Благодаря тому, что тепловыделяющие урановые сборки ещё не были в работе, в них не накопились в большом количестве продукты распада урана, которые могли бы осложнить и без того непростую ситуацию.


Тем не менее радиоактивное заражение оказалось значительным. В непосредственной близости от взорвавшейся К-431, по свидетельствам тех, кто участвовал в ликвидации последствий, штатные дозиметры с небольшим диапазоном измерений «зашкаливали». Через семь с половиной часов фон в районе аварии находился на уровне 250–500 мР/ч.


Ликвидаторам всё же удалось вычистить практически все наиболее заражённые радиоактивной пылью и обломками участки завода и близлежащей территории. С чем не удавалось справиться вручную, очищали механически: бульдозерами срезали грунт и отвозили его в могильник. Всего в ликвидации аварии участвовали около 2000 человек.

Крупнейшая атомная трагедия на флоте - Авария в бухте Чажма История, История России, История СССР, Подводная лодка, Флот, Дальний Восток, Негатив, СССР, Россия, Корабль, Авария, Атом, Длиннопост

Первоначально пострадавшими, у которых развились признаки лучевой болезни, были признаны 290 человек, однако уже в начале 1990-х годов список достиг едва ли не тысячи человек. Так как предприятие является режимным, в основном пострадали военнослужащие, которые одними из первых приступили к ликвидации последствий катастрофы.


Данная трагедия долгие годы оставалась малоизвестной, а катастрофа на Чернобыльской АЭС затмила её многократно. Гриф «секретно» с событий, произошедших на атомной подводной лодке К-431 10 августа 1985 года в бухте Чажма, сняли только в 1990-е годы.


Многие специалисты-атомщики считают, что если бы после радиационной аварии на субмарине К-431 приняли жесткие меры на уровне правительства (проверили все ядерные объекты страны), возможно, катастрофы в Чернобыле удалось бы избежать.

Крупнейшая атомная трагедия на флоте - Авария в бухте Чажма История, История России, История СССР, Подводная лодка, Флот, Дальний Восток, Негатив, СССР, Россия, Корабль, Авария, Атом, Длиннопост

К-431 (К-31) введена в состав флота в 1964 году. После аварии была выведена из эксплуатации и подготовлена к утилизации, и в период 1985—2006 годов находилась на долговременном хранении в бухте Павловского в заливе Стрелок.


Во времена Советского Союза бухта Павловского использовалась в качестве основного места базирования дизельных, а затем и атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. С распадом СССР бухта превратилась в «кладбище» атомных подводных лодок, которые ожидают здесь своей утилизации.

Крупнейшая атомная трагедия на флоте - Авария в бухте Чажма История, История России, История СССР, Подводная лодка, Флот, Дальний Восток, Негатив, СССР, Россия, Корабль, Авария, Атом, Длиннопост
Крупнейшая атомная трагедия на флоте - Авария в бухте Чажма История, История России, История СССР, Подводная лодка, Флот, Дальний Восток, Негатив, СССР, Россия, Корабль, Авария, Атом, Длиннопост

В 2010 году подошла очередь утилизации атомной подводной лодки К-431 проекта 675. Для этого было принято решение отступить от современной технологии утилизации реакторов подводных лодок: ядерное топливо из подлодки выгружаться не будет, реакторный отсек будет законсервирован целиком и вывезен для хранения в хранилище ДальРАО в бухте Разбойник.


1 октября 2010 года на ДВЗ «Звезда» завершились подготовительные работы и начата утилизация корабля.


Реакторное отделение К-431 с двумя соседними отсеками. Источник: Бойко, В.Н. Трагедии тихоокеанского подплава / В.Н. Бойко. — М.: Горизонт, 2016

Крупнейшая атомная трагедия на флоте - Авария в бухте Чажма История, История России, История СССР, Подводная лодка, Флот, Дальний Восток, Негатив, СССР, Россия, Корабль, Авария, Атом, Длиннопост

Последствия


Реальных сроков никто не получил — почти все виновные в трагедии погибли. Оставшемуся в живых руководителю перегрузки ядерного топлива Ткаченко присудили три года условно с испытательным сроком в один год. Столь мягкое наказание объяснялось тем, что Ткаченко получил большую дозу облучения и стал практически инвалидом.


Чажминская авария долгое время находилась под грифом «Секретно», и кроме непосредственных участников ликвидации, высших военных чинов, работников завода и местного населения о ней не знал практически никто. Первые упоминания о катастрофе появились в прессе только в 1990-х годах, но даже спустя 30 лет многое в этом инциденте покрыто тайной.

Крупнейшая атомная трагедия на флоте - Авария в бухте Чажма История, История России, История СССР, Подводная лодка, Флот, Дальний Восток, Негатив, СССР, Россия, Корабль, Авария, Атом, Длиннопост

Уровень INES


Данная авария входит в число 10 самых мощных радиационных катастроф согласно уровню INES, имея 5 уровень.


Радиационные аварии классифицируются по шкале МАГАТЭ INES по одному из 7 уровней. Распространение радиоактивности классифицируется по этой шкале от 2 до 7 уровня, большие уровни соответствуют большей опасности. Так, риск облучения населения возникает на уровнях INES 4 и выше, и начиная с этого уровня — INES 4 — ядерный или радиологический инцидент квалифицируется как авария.

Крупнейшая атомная трагедия на флоте - Авария в бухте Чажма История, История России, История СССР, Подводная лодка, Флот, Дальний Восток, Негатив, СССР, Россия, Корабль, Авария, Атом, Длиннопост

Дунай (Шкотово 22)

Крупнейшая атомная трагедия на флоте - Авария в бухте Чажма История, История России, История СССР, Подводная лодка, Флот, Дальний Восток, Негатив, СССР, Россия, Корабль, Авария, Атом, Длиннопост

В поселке Дунай (Шкотово 22) после аварии начался отток жителей, некоторые дома до сих пор заброшены.

Крупнейшая атомная трагедия на флоте - Авария в бухте Чажма История, История России, История СССР, Подводная лодка, Флот, Дальний Восток, Негатив, СССР, Россия, Корабль, Авария, Атом, Длиннопост

Откуда у поселка на дальнем Востоке такое название?


По воспоминаниям старожилов поселка, село Дунай было названо так потому, что первые переселенцы-молдоване, прибывшие на берег бухты Конюшково и увидев небольшую, но довольно глубокую реку, впадающую в неё, сказали: «От одного большого Дуная уехали, к другому маленькому приехали». До прихода молдован в 1907 году на этом месте располагалось небольшое корейское поселение.

Спасибо за внимание.