Критерий интересности теории / тезиса по М.Н. Эпштейну

Данная статья относится к Категории: Построение научных теорий

Критерий интересности теории / тезиса по М.Н. Эпштейну Наука, Теория, Интересное, Методология, Научный метод, Оценка, Качество, Бенчмарк, Философия, Длиннопост

Категория интересного внутренне парадоксальна. Так, интересность научной работы или теории обратно пропорциональна вероятности её тезиса и прямо пропорциональна достоверности аргумента. Самая интересная теория - та, что наиболее последовательно и неопровержимо доказывает то, что наименее вероятно. Например, вероятность того, что человек воскреснет после смерти, исключительно мала, и религиозное учение, которая доказывает возможность воскресения, уже в течение двух тысячелетий остаётся захватывающе интересным для человечества. По мере того как вероятность тезиса растёт, а достоверность аргумента падает, теория становится менее интересной.


Наименее интересны теории:


1) либо доказывающие самоочевидный тезис,

2) либо приводящие шаткие доказательства неочевидного тезиса,

3) либо, что хуже всего, неосновательные в доказательстве очевидных вещей.


Таким образом, интересность теории зависит не только от её достоверности, но и от малой вероятности того, что она объясняет и доказывает.

Интересность - это соотношение, образуемое дробью, в числителе которой стоит достоверность доказательства, а в знаменателе - вероятность доказуемого (the relationship of provability to probabilty).


Интересность растёт по мере увеличения числителя и уменьшения знаменателя. Чем менее вероятен тезис и чем более достоверен аргумент, тем интереснее научная идея. Интересность скрепляет очевидное и невероятное, не позволяя им оторваться друг от друга. Как только один момент начинает резко преобладать над другим, например, старательно доказывается легкодоказуемое (очевидное) или провозглашается и не доказывается труднодоказуемое (невероятное), интерес утрачивается, переходя в скуку согласия или досаду неверия.


Этот же двоякий критерий интересности можно распространить и на литературное произведение. Интересен такой ход событий, который воспринимается, с одной стороны, как неизбежный, с другой - как непредсказуемый. Как и в научной теории, логика и последовательность художественного действия сочетается с его неожиданностью и парадоксальностью.


Михаил Эпштейн, Статья Интересное в Проективном философском словаре, СПб, Алетейя, 2003 г., с. 145.


Источник — портал VIKENT.RU


Изображения в статье

Михаил Наумович Эпштейн — советский и американский философ, филолог, культуролог. Автор 39 книг и более 800 статей и эссе, переведённых на 24 иностранных языка / CC BY-SA 4.0