Крейсер «Михаил Кутузов». Прогулка по палубе (продолжение)
По соседству с этим помещением находится боевая рубка. Там располагался один из командиров боевых частей, чтобы при объявлении тревоги хотя бы один офицер всегда был на посту. В этом случае командир переходил из ходовой рубки в боевую и начинал отдавать экстренные приказы команде.
Трудно поверить, но всего на корабле 2500 помещений, в том числе 72 каюты, 38 кубриков личного состава, 4 библиотеки. Так выглядела штурманская рубка, в которой осуществлялся контроль курса корабля.
Мы находимся в офицерской кают-компании. В годы военной службы крейсера доступ сюда был только у 72 офицеров и 4–5 человек вестовых, подающих пищу. Согласно корабельному уставу, курить в этом помещении разрешалось только в строго отведённое время: с 18:00 до 22:00. Единственным человеком на корабле, которому разрешалось питаться отдельно от других членов экипажа, был командир крейсера.
Так выглядит самая комфортабельная комната на корабле — каюта флагмана. Здесь размещали самого старшего по званию человека на корабле во время визитов на «Михаил Кутузов». Обычно такими гостями были старшие начальники: командир бригады крейсеров или командующий флотом. Несмотря на высокий ранг гостей, каюта флагмана не обладает бронированием — она обшита обычной сталью толщиной 10 мм, а вот бронирование буфета (для сравнения) составляло 130 мм.
По сравнению с каютой флагмана, офицеры на корабле жили достаточно скромно:
В свою очередь, матросы срочной службы жили в кубриках различной вместимости, от 24 до 70 человек. Кубрик на фото ниже можно назвать элитным: он рассчитан на 27 матросов и оснащён иллюминаторами, чем не могли похвастаться аналогичные помещения на одну-две палубы ниже.
Рундук также застилался матрасом и использовался в качестве койки. Правда, это место на флоте считалось наименее престижным — на нём располагались в основном новобранцы.
На кораблях послевоенной постройки вплоть до 60-х годов столовых предусмотрено не было — моряки питались прямо в кубриках по бачковой системе. На подразделение в 6–8 человек назначался так называемый бачковой, который по команде шёл на камбузную палубу и получал бочок под первое и второе, а также чайник. Всё это приносилось в кубрик, где за установленными в проходах раскладными столами («баками») матросы обедали.
Раз в день с 7:30 до 8:00 шла на корабле давалась команда набрать пресной воды. Кто не успел, оставался без чая на весь день. Отпуска полагались только офицерам и мичманам. Матросам срочной службы такая привилегия давалась только за определённые заслуги, так что многие за все три года могли ни разу не съездить на отдых — только служба.
На корабле вели приём три доктора: терапевт, хирург и стоматолог. Несложные операции, типа удаления аппендицита, хирург проводил прямо на корабле. А вот потребности в сложных операциях не возникало никогда — крейсер «Михаил Кутузов» знаменит также тем, что здесь ни разу за всю его историю не было происшествий с летальным исходом.
На этом наша экскурсия по знаменитому крейсеру окончена. Мы надеемся, вы прониклись интересом и уважением к этому величественному кораблю, так же как и наша команда. Для нас эта поездка была незабываемой.
Баяны
256K постов14.4K подписчиков
Правила сообщества
Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.