Крестоносец XX века. Crusader III

Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост

В межвоенный период танкостроение в странах мира развивалось разными путями. Опыт применения танков на полях Первой Мировой оставил больше вопросов, нежели ответов. Какие цели должны решать танки? К каким родам войск их причислять? Какими характеристиками должны они обладать? И в целом, какими они вообще должны быть, танки? Общепринятое разделение по весу на лёгкие, средние и тяжёлые не могло вместить всего того разнообразия боевых машин, что создавалось и проектировалось в 20-30-е годы. В Британии в то время сформировалась концепция разделения танков на две основные категории: пехотные и крейсерские (не считая более мелких категорий, типа лёгких разведывательных). Пехотные танки должны были сопровождать и усиливать пехоту. Эти машины должны быть максимально надёжно бронированы и хорошо вооружены, а вот подвижностью можно было пренебречь — такому танку было достаточно передвигаться немногим быстрее бегущего человека. Крейсерские же танки, подобно морским крейсерам, должны были стать быстрой и мобильной силой, способной самостоятельно действовать в отрыве от медленной пехоты и артиллерии, подобно кавалерии (кстати, крейсерские танки также называли и кавалерийскими). Небольшой вес машины позволял оснащать их менее мощными (и, соответственно, дешёвыми) двигателями для достижения приемлемой удельной мощности. Плата за облегчение — ослабление защиты и установка более лёгкого вооружения.

Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост

Первый крейсерский танк в 1934 году представил сэр Джон Карден из компании Vickers-Armstrong. Получивший обозначение Cruiser Tank Mk.I (А9), он имел лёгкую броню, двухфунтовую (40 мм) пушку и двигался со скоростью 40 км/ч. Не заставил себя ждать и «утяжелённый» Cruiser Mk.II (или А10) от той же фирмы. Этот танк имел увеличенную на 30 мм броню и пулемёт BESA, помимо пушки. Следующий «круйзер», Mk.III (А13), получил заокеанскую новинку — подвеску конструкции Джона Уолтера Кристи, прекрасно подходившую для лёгких быстроходных машин. А13, впрочем, подобно своим сводным братьям — ранним советским БТ — оказался крайне ненадёжной машиной с целым букетом «детских болезней». Первый относительно боеспособный крейсерский танк Cruiser Mk.IV (A13 Mk.II) создали в 1938 году на заводах Наффилда, как дальнейшее развитие конструкции А13. И всё равно этот танк был очень далёк от идеала, имел слабую защиту и низкую степень надёжности, что, впрочем, не помешало ему принять участие во французской и североафриканских кампаниях Второй Мировой. В 1939 году железнодорожной компанией LMS был представлен очередной Cruiser Mk.V (А13 Mk.III), получивший имя собственное «Covenanter» — вероятно, британцы сами начали путаться во всех этих «Марках» и «А». «Ковенантер», несомненно, был шагом вперёд по сравнению со своими предшественниками, но взыскательное командование сочло и его крайне неудачным, и все 1700 с лишком выпущенных экземпляров распределило по учебным частям или велело переделать в мостоукладчики. Однако, воевать на чём-то всё же надо было, и с настоятельным требованием создать-таки работоспособный крейсерский танк Управление Механизации британской армии обратилось снова к фирме Nuffield Mechanization&Aero Ltd. Точнее, управление обратилось к лорду Наффилду с просьбой развернуть на своих заводах выпуск «Ковенантера» для наращивания темпов производства, но тот отказался, пообещав взамен разработать свой танк, превосходящий А13 Mk.III. Вот так появился на свет в 1939 году Cruiser tank Mk.VI (A15), получивший звучное имя «Crusader» («Крестоносец»).

Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост

Конструкторы Наффилда создавали «Крусейдер» не с нуля — это было бы попросту невозможно сделать быстро в условиях военного времени. За основу был взят A13 Mk.II, его базу удлинили, дополнив пятым опорным катком. Нашли применение наработки и по не пошедшему в серию «тяжёлому крейсеру» А16. Нужно сказать, что использование устаревших на тот момент решений, применённых на прошлых танках, вкупе с поспешностью проектирования, негативно сказались на характеристиках А15. Первые «Крусейдеры» были двухбашенными танками — помимо основной башни с главным орудием и спаренным пулемётом, они имели малую переднюю пулемётную башенку. Такая компоновка, конечно, повышала сектора обстрела переднего пулемёта по сравнению с шаровой установкой, но башенка была крайне неудобной, тесной, слабо бронированной и плохо вентилируемой. Танк имел экипаж из пяти человек: механика-водителя, пулемётчика в башенке, командира, наводчика и заряжающего в основной башне. Имея боевую массу примерно в 18 тонн, «Крестоносец» имел тонкие латы, к тому же состоящие из двухслойной разнесённой брони, где наружный лист был закалённым, а внутренний — вязким. И хотя приведённая толщина брони лобовой детали равнялась 32 мм, по снарядостойкости это соответствовало 20-22 мм однослойной поверхностно закалённой брони. Бортовая броня в 14 мм вообще являлась противопульной. Впрочем, танк был довольно манёвренным и подвижным (скорость по шоссе до 45 км/ч). Вооружение состояло из 40-мм противотанковой пушки QF 2-pounder и двух пулемётов винтовочного калибра.

Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост

Первый же опыт применения «Крестоносца» в бою выявил его основные недостатки: слабое бронирование, низкую надёжность и недостаточно мощное вооружение. В частях пытались исправить их как говорится «на коленке»: на танки устанавливали дополнительные броневые листы толщиной 14 и более мм, демонтировали бесполезную пулемётную башенку, облегчая танк и высвобождая место для дополнительной боеукладки. Производителю писались гневные рекламации, и конструкторы вняли военным. На модификации «Crusader Mk.II», или просто «Crusader II», уже не устанавливалась пулемётная башенка. Лоб корпуса и башни получил фабричное дополнительное бронирование. Серьёзная работа была проделана и по повышению надёжности танка: установили новый привод к вентилятору системы охлаждения, водяную помпу и компрессор. «Crusader II» уже мог выдержать пробег в 970 миль, в то время как предшественник требовал ремонта уже после сотни миль. Однако ещё больше изменений было внесено в конструкцию «Crusader III»: инженеры исправили главный недостаток «Крестоносца» — слабое вооружение. Вместо двухфунтовой пушки в башню увеличенных размеров устанавливалась очень мощная для своего времени 57-мм шестифунтовка. Несмотря на увеличение габаритов башни, её погона и корзины, места для трёх членов экипажа в ней не оставалось, потому от заряжающего пришлось избавиться. Не было на танке и пулемётной башенки со стрелком, на этом месте располагалась боеукладка на 20 выстрелов. Бронирование немного возросло: например, лоб башни составлял теперь 50 мм. Машина потяжелела примерно на полторы тонны, однако подвижность снизилась незначительно, а надёжность только возросла. Именно «Crusader III» стал самой узнаваемой модификацией данного танка, несмотря на не слишком большое количество — 1700 экземпляров из общего количества выпущенных «Крусейдеров» в 5464 танка.

Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост
Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост

Cruseder III являлся танком классической компоновки с расположением отсека управления спереди, боевым отделением с вращающейся башней в центральной части, и моторно-трансмиссионным отсеком в задней части корпуса. Размеры танка составляли: 5.99 метра в длину, 2.64 метра в ширину и 2.23 в высоту; боевая масса достигала 19.3 тонны. Корпус был клёпанно-сварным, каркас собирался из элементов из мягкой вязкой стали, поверх которых крепились закалённые броневые листы. Приведённая толщина брони лба корпуса составляла 34 мм, борта корпуса — 18-20 мм, кормы — 16-17 мм, днища — 17 мм, крыши — 14 мм. Башня имела толщину 50 мм во лбу, 23 мм по бортам и 19 мм в корме, рубка механика-водителя имела толщину 30-12 мм и являлась слабым местом танка. Экипаж состоял из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира, который также заряжал орудие. Рабочие места членов экипажа, особенно в башне, отличались плохой эргономикой и теснотой: к примеру, командир танка располагался спиной к движению, а операции по заряжанию орудия был вынужден производить левой рукой. Попадали на свои рабочие места командир и наводчик через большой и удобный двустворчатый люк в крыше башни, мехвод имел свой лючок в крыше рубки.

Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост
Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост
Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост

Основным вооружением «Крусейдера III» являлась 57-мм противотанковая пушка QF 6-pounder с длиной ствола 43 калибра. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла примерно 850 м/с, что позволяло пробивать 100-115 мм брони с 1000 футов (~450 м) — теоретически, можно было подбить даже «Тигра» в лоб. Боезапас состоял из 68-73 снарядов, расположенных в башне и слева от механика-водителя в носу танка. Большая часть возимых снарядов были бронебойными, так как 6-фунтовые осколочно-фугасные снаряды не отличались большой мощностью. У дульного среза орудия крепился 14.5-кг противовес, благодаря которому пушка была хорошо сбалансирована и могла наводится в вертикальной плоскости посредством плечевого упора. Дополнительным вооружением служил 7.7-мм пулемёт BESA, спаренный с пушкой. Кроме этого, на башне устанавливались 50-мм дымовые миномёты с большим запасом дымовых шашек — в тактике применения быстрого легкобронированного танка постановке дымовых завес выделалась значительная роль. Личным оружием экипажа являлся пулемёт Bren, пара пистолетов-пулемётов Томпсона или «Стен» и десяток гранат. Танки оснащались радиостанцией Mk.19 с дальностью связи до 16 км. Приборы наблюдения и обзорность танка были на среднем уровне.

Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост

В движение танк приводил 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель Nuffield-Liberty Mk.III мощностью 340 л.с. при 1550 об\мин. Рабочий объём двигателя составлял 27.04 литра. Этот двигатель представлял собой модифицированный авиационный двигатель Первой Мировой и не отличался надёжностью. Скорость танка по шоссе достигала 43-47 км/ч, а по пересечённой местности он уверенно двигался со скоростью в 25 км/ч. Радиаторы размещались по бокам от двигателя, а два вентилятора находились позади него. Место расположения воздухозаборников и воздушных фильтров в задней части танка на надгусеничных полках было крайне неудачным — трудно найти место в танке, где скапливается больше пыли и грязи, даже если искать целенаправленно. А невысокая надёжность системы охлаждения вкупе с повышенным загрязнением часто приводила к поломкам и отказам. Общая ёмкость топливных баков составляла 500 литров горючего, на которых танк мог пройти до 160 км. Дополнительно на кормовой части корпуса крепился внешний бензобак на 136 литров, не связанный с топливной системой танка. Также часть танков оснащались прицепами Ротатрейлер, в которых перевозили дополнительный запас горючего и боеприпасов, но в силу очень неудачной конструкции прицепа, любовью и популярностью он не пользовался. Трансмиссия танка включала многодисковый главный фрикцион, через который мощность от двигателя передавалась на 4-ступенчатую коробку передач Nuffield, оснащенную планетарным механизмом поворота Wilson, и бортовые передачи. Запуск двигателя мог производиться двумя способами: с помощью электростартера или сжатым воздухом.

Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост
Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост

На «Крусейдере» использовалась подвеска Кристи, имевшая как свои преимущества, так и недостатки. К первым относилась способность танка поддерживать высокую скорость на пересечённой местности. Ко вторым — снижение внутреннего объёма танка и сложность в ремонте и замене пружин подвески, которые располагались между наружным и внутренним бронелистами борта корпуса. Чтобы добраться до пружин, требовалось снять гусеницы, бортовые экраны, крылья и всё, что на них крепилось, снять все катки и убрать наружную бронепластину корпуса — ну о-о-очень неудобно! Ходовая часть состояла из 10 сдвоенных опорных катков, оснащенных резиновыми бандажами. Ведущие колеса располагались сзади, направляющие колёса и механизм натяжения гусениц – спереди. Для боевых действий в пустыне танки оснащались бортовыми экранами, дававшими дополнительную защиту от пыли и снарядов. Помимо них, техники и экипажи устанавливали на танк дополнительные ящики для инструмента, крепежи для канистр с горючим, и многое другое — реальные боевые танки на вид очень сильно отличались от «Крестоносцев», только покинувших заводскую линию.

Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост
Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост

Помимо базовых модификаций Crusader I, II и III, существовали более своеобразные «Крестоносцы». Самыми массовыми (более 950 экземпляров) были зенитные танки Crusader AA Mk.I и Mk.II, которые вооружались 40-мм зениткой «Бофорс» в неподвижной рубке или спаркой 20-мм пушек «Эрликон» во вращающейся башне. Эти танки производились в то время, когда базовые модификации «Крусейдера» утратили свою боевую ценность. Также на базе «Крестоносца» строились танки передовых наблюдателей с муляжом пушки и мощным радиооборудованием, быстроходный артиллерийский тягач, БРЭМ с А-образной стрелой крана и лебёдкой на месте демонтированной башни, а также бульдозер.

Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост

Свой боевой путь Crusader начал в мае-июне 1941 года в Северной Африке в ходе операции Battleaxe («Алебарда»). Часть танков получили повреждения ещё при транспортировке из метрополии: из-за неполной герметизации морская вода попала внутрь танков и вызвала коррозию узлов. К тому же быстро выяснилось, что в жарком африканском климате двигатель танка почти мгновенно перегревается и выходит из строя. Танки пытались реанимировать в мастерских Александрии, но удалось это не во всех случаях. В ходе самой операции новый британский танк добился определённых успехов в борьбе с немецкими лёгкими Pz.Kpfw.II и средними Pz.Kpfw.III, однако оказался полностью бесполезным в штурме укреплённых позиций, защищённых 37 и 88-мм противотанковыми орудиями. Более того, последующее немецкое контрнаступление превратило операцию Battleaxe в сокрушительный провал для Британии.

Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост

Следующая операция, в которой «Крусейдеры» приняли массовое участие, по иронии судьбы носила то же название — Crusader. Благодаря тому, что силам Британии противостояли в основном итальянцы, оснащённые и подготовленные на порядок хуже немцев, а англичане имели численный перевес, операция закончилась победой. Даже превосходящие «Крестоносец» по боевым характеристикам Pz.Kpfw.III не смогли оказать существенного сопротивления из-за своей малочисленности и не слишком грамотного применения. Это вселило англичанам уверенность в мощи своих танков, но вот по поводу их надёжности никто не строил иллюзий. Как раз в это время в бронетанковые части начали поступать американские лёгкие танки M3 Stuart, чьи двигатели прекрасно переносили жару, песок и долгие марши, в то время как «Крусейдеры» ломались по 6 штук за день (sic!). Впрочем, тонкая броня и слабое вооружение обоих танков приводило к большим потерям в большинстве столкновений. Ситуация начала меняться в 1942 году, когда в английские части стали поступать американские средние танки M3 Grant и M4 Sherman. Надёжная защита и мощное вооружение, состоящее из 75-мм пушки со всеми типами снарядов, вывело эти танки на главные роли, а крейсерские «Крусейдеры» начали использовать для разведки, неожиданных фланговых ударов и решения задач, где их мобильность и лёгкость были преимуществом. Так, в ходе битвы под Эль-Аламейном, «Крестоносцы» заслужили немало лестных отзывов: они были полезны в бою и совершенно незаменимы при преследовании отступающего противника. Свою роль в такой оценке сыграло и то, что именно под Эль-Аламейном впервые пошли в бой Crusader III с 6-фунтовым орудием. Тем не менее, при лобовых столкновениях с врагом крейсерские танки не стали менее уязвимыми. Всего в тех боях было потеряно 94 «Крестоносца»: 60 Crusader I и II и 34 Crusader III.

Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост
Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост
Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост

Битва при Эль-Аламейне стала «лебединой песней» для стремительно устаревающего «Крестоносца». В дальнейшем его вытеснили американские средние танки и новые крейсерские танки английского производства. В последующих операциях Crusader применялся в малых количествах и всегда на второстепенных ролях. Ко времени высадки в Нормандии была попытка вернуть эти танки в строй, но уже в зенитном виде. Однако, превосходство союзников в небе нивелировало значимость таких машин, и Crusader AA оказался не у дел.

Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост

Танк «Crusader» появился в нелёгкое для Британии время, когда обстановка на всех фронтах складывалась не в пользу союзников. Для восполнения танкового парка, существенно сократившегося после поражения во Франции, пришлось идти на временные и компромиссные меры, которые были далеки от оптимальных. В итоге, у британских танкостроителей просто не было времени для создания радикально новой конструкции, но в то же время шасси типа Christie ещё не исчерпало все резервы. После нескольких витков модернизации был, наконец-таки, получен наиболее боеспособный вариант крейсерского танка, но даже «Crusader III» ещё не полностью соответствовал требованиям военных. Всё это отложило свой тяжелый отпечаток на дальнейшую судьбу «Crusader», который, помимо прочего, совершенно не предназначался для эксплуатации в условиях африканской пустыни. Танки постоянно преследовал перегрев силовой установки и прочие технические неполадки, сильно затруднявшие их боевое применение. Тем не менее, Королевский Танковый Корпус получил возможность хоть на какое-то время сократить отставание от Panzerwaffe. Увеличить количественный состав современной техники также помогло и то, что в 1943 году Великобритания не проводила широкомасштабных операций, за исключением высадки на Сицилии и в южной части Италии с минимальными потерями. Так что, судьба «Крестоносцев» к тому времени была уже предрешена. Не совсем понятно, почему оставшиеся машины не попытались продать странам «третьего мира», например Сирии или Египту - по всей видимости, техническое состояние оставшихся в Африке машин было таковым, что использовать их даже в учебных целях не представлялось возможным.

Крестоносец XX века. Crusader III Моделизм, Стендовый моделизм, Сборная модель, Диорама, Миниатюра, Танки, История, Вторая мировая война, Техника, Великобритания, Хобби, Своими руками, Рукоделие без процесса, Видео, Длиннопост

Тем не менее, не смотря на все свои недостатки, Crusader стал одним из символов войны в пустыне. И нельзя забывать, что эволюция именно крейсерских танков привела к появлению концепции «основного боевого танка», первым из которых стал как раз последний «тяжёлый крейсер» «Centurion». И по традиции ОБТ Великобритании до сих пор имеют названия, начинающиеся с литеры «С»«Chieftain», «Challenger»… И некоторые черты ОБТ — подвижность и мощное вооружение, а также способность к бою без поддержки других родов войск — можно проследить и в Crusader.

Представлена модель Cruiser tank Mk.VI (A15) Crusader III с членами экипажа в пустыне Северной Африки в ноябре 1942 года. Танк имеет противопылевые экраны на ходовой и несёт типичный пустынный камуфляж. Модель выполнена без конкретной исторической привязки, танк и фигуры от фирмы Italeri, диорама — самодел, масштаб 1/35.


Подробный отчёт о создании модели и диорамы можно посмотреть тут:

Crusader III с мини-диорамой (1/35 Italeri). Заметки по сборке


Статья написана с использованием информации из свободных источников: Википедии, сайтов AviArmor и Warspot, а также видео Николаса Морана из серии "В командирской рубке".


На этом пока всё, в ближайшее время я снова ненадолго отвлекусь от танков союзников ради о-о-очень большого турбовинтового самолёта. Потому подписывайтесь, а также заходите в мою группу Вконтакте, где можно обсудить лично всякие вопросы и даже заказать изготовление модели (https://vk.com/warminiarts), а также подписывайтесь в Инстаграмме, где много фото, и ничего лишнего (https://www.instagram.com/warminiarts_lugansk/). А сейчас - благодарю за внимание и хорошего времени суток!

Стендовый моделизм

4.6K постов9.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

0. Как и везде на Пикабу, здесь работают правила в отношении мультиаккаунтов, деструктивного поведения, повторов и неприемлемого контента.

1. Самое главное — добавлять посты исключительно с тематикой моделизма.

2. Запрещено выкладывать разнобойные подборки чужих фото, фотографии моделей без указания авторства (за исключением тега «моё») или необоснованное использование тега «моё».

3. Запрещено добавление видео из ютуб без подробного описания видео. (Примеры хорошего и плохого поста.)

4. Запрещено рекламировать свои сообщества по похожей тематике через посты сообщества. Исключение: авторы-моделисты могут давать ссылки на свои соцсети.

5. Для комментаторов: это сообщество моделистов. Приветствуется обсуждение техник моделизма, технических особенностей моделей и прототипов, приёмов фотографирования моделей, но запрещено обсуждать выбор модели автором, а также неконструктивные реплики о компьютерных играх и опознавательных знаках.

6. Запрещено добавлять посты, ухудшающие атмосферу сообщества.

7. Администрация (и модераторы) в праве удалять посты и блокировать пользователей без предупреждений, возможно, по иным, ещё не указанным в правилах причинам. По всем вопросам можете позвать (@ALMAZ0id) в комментариях, либо по почте 333almaz@gmail.com

8. Предусмотрено три вида наказаний: предупреждение в комментариях (2, 3), бан на неделю (4, 5 и 6) и перманентный бан (систематические нарушения).