Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России

Многие новые течения, объединения и стили родились в ходе некоего бунтарства, противопоставления себя системе. Не стали исключением и передвижники.


9 ноября 1863 года 14 художников отказались участвовать в конкурсе Академии на заданную тему и решили намутить свое свободное общество, первую в России художественную артель. К 1870 году она совсем загнется, финансовый поток прекратится, и художники решат основать Товарищество передвижных художественных выставок. Сокращенно их звали передвижники.


Картина предводителя бунтовщиков и идейного вдохновителя товарищества.
Иван Николаевич Крамской – «Неизвестная», 1883

Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России Живопись, Искусство, Картина, Художник, Передвижники, Илья Репин, Крамской, Иван Шишкин, Суриков, Исаак Левитан, Николай Ге, Картина маслом, История искусств, Русская живопись, Длиннопост

Заодно художники придумали несколько целей:

во-первых, организовывать выставки по всей России, не забывая о провинции;

во-вторых, развивать любовь к искусству и эстетические вкусы у народа;

ну и в-третьих, облегчить для художников процесс сбыта картин – во время выставок художники читали лекции, продавали свои картины и привлекли богатеев закидывать деньжат и покупать работы.


Сказано – сделано, общество просуществует больше 50 лет и подарит нам множество отличных картин, а заодно создаст повсеместную культуру выставок и меценатство.


Василий Иванович Суриков – «Утро стрелецкой казни», 1881
Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России Живопись, Искусство, Картина, Художник, Передвижники, Илья Репин, Крамской, Иван Шишкин, Суриков, Исаак Левитан, Николай Ге, Картина маслом, История искусств, Русская живопись, Длиннопост

В число передвижников входили такие матерые звезды живописи как Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов и, конечно, Иван Крамской)

И это далеко не полный список всех участников товарищества!


Одна из первых сенсаций от товарищества, картина наделала много шума. Николай Ге – «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871

Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России Живопись, Искусство, Картина, Художник, Передвижники, Илья Репин, Крамской, Иван Шишкин, Суриков, Исаак Левитан, Николай Ге, Картина маслом, История искусств, Русская живопись, Длиннопост

Передвижники – это про реализм, драматичный и обличительный. Социальные проблемы, несправедливость, жизнь «маленького» человека стали частыми темами картин. Другой темой была природа – весь размах нашей страны (одни только Левитан и Шишкин чего только стоят).

Мифология и религиозные темы слабо заходили народу, поэтому писали такие сюжеты редко.


Исаак Ильич Левитан - «Над вечным покоем», 1894
Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России Живопись, Искусство, Картина, Художник, Передвижники, Илья Репин, Крамской, Иван Шишкин, Суриков, Исаак Левитан, Николай Ге, Картина маслом, История искусств, Русская живопись, Длиннопост

И еще один отличный пейзаж от другого маэстро)

Иван Иванович Шишкин - «Дождь в дубовом лесу», 1891

Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России Живопись, Искусство, Картина, Художник, Передвижники, Илья Репин, Крамской, Иван Шишкин, Суриков, Исаак Левитан, Николай Ге, Картина маслом, История искусств, Русская живопись, Длиннопост

В рамках выставок художники установили правило – если картина покупалась, то она выдавалась покупателю только после окончания всего тура по городам. А это могло быть больше года, поэтому иногда покупатели отваливались.


Но некоторые художники находили выход – можно же нарисовать копию полотна! Например, Леонид Соломаткин сделал целых 18 повторов картины «Славильщики-городовые». Как говорили в обществе передвижников, современные проблемы требуют современных решений.


Соломаткин Леонид Иванович – «Славильщики-городовые», 1882

Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России Живопись, Искусство, Картина, Художник, Передвижники, Илья Репин, Крамской, Иван Шишкин, Суриков, Исаак Левитан, Николай Ге, Картина маслом, История искусств, Русская живопись, Длиннопост

К 1900-ым общество сильно изменилось – сказались разница в доходах («звезды» как Левитан и Репин получали примерно в 28 раз больше других передвижников), падение спроса и собственная зашоренность бывших борцов за свободу: картины новых участников общества для выставок отбирали с участием жюри, указывали необходимые темы и запрещали выставляться где-либо еще кроме выставок общества. Ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему!


Илья Ефимович Репин – «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883

Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России Живопись, Искусство, Картина, Художник, Передвижники, Илья Репин, Крамской, Иван Шишкин, Суриков, Исаак Левитан, Николай Ге, Картина маслом, История искусств, Русская живопись, Длиннопост

Еще важно отметить - передвижники, безусловно, хотели бороться с несправедливостью и поднимать социальные темы, но прежде всего это был коммерческий проект. Задачи они поставили отличные, но крестьяне и вообще простой народ практически не ходил на выставки, 90% посетителей были из привилегированных слоев (и заодно с деньгами).


Однако вопреки всем внутренним проблемам, противоречиям и ссорам, общество передвижников стало одним из самых успешных и авторитетных творческих объединений России, да и в мире. А сколько крутых и значимых картин передвижники написали!


Мой телеграм: https://t.me/picturebymaslo

Еще есть инстаграм: https://www.instagram.com/picturebymaslo

Добра!