Коротко про передвижников, или как коммерческий проект стал главным художественным движением России
Многие новые течения, объединения и стили родились в ходе некоего бунтарства, противопоставления себя системе. Не стали исключением и передвижники.
9 ноября 1863 года 14 художников отказались участвовать в конкурсе Академии на заданную тему и решили намутить свое свободное общество, первую в России художественную артель. К 1870 году она совсем загнется, финансовый поток прекратится, и художники решат основать Товарищество передвижных художественных выставок. Сокращенно их звали передвижники.
Картина предводителя бунтовщиков и идейного вдохновителя товарищества.
Иван Николаевич Крамской – «Неизвестная», 1883
Заодно художники придумали несколько целей:
во-первых, организовывать выставки по всей России, не забывая о провинции;
во-вторых, развивать любовь к искусству и эстетические вкусы у народа;
ну и в-третьих, облегчить для художников процесс сбыта картин – во время выставок художники читали лекции, продавали свои картины и привлекли богатеев закидывать деньжат и покупать работы.
Сказано – сделано, общество просуществует больше 50 лет и подарит нам множество отличных картин, а заодно создаст повсеместную культуру выставок и меценатство.
В число передвижников входили такие матерые звезды живописи как Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов и, конечно, Иван Крамской)
И это далеко не полный список всех участников товарищества!
Одна из первых сенсаций от товарищества, картина наделала много шума. Николай Ге – «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871
Передвижники – это про реализм, драматичный и обличительный. Социальные проблемы, несправедливость, жизнь «маленького» человека стали частыми темами картин. Другой темой была природа – весь размах нашей страны (одни только Левитан и Шишкин чего только стоят).
Мифология и религиозные темы слабо заходили народу, поэтому писали такие сюжеты редко.
И еще один отличный пейзаж от другого маэстро)
Иван Иванович Шишкин - «Дождь в дубовом лесу», 1891
В рамках выставок художники установили правило – если картина покупалась, то она выдавалась покупателю только после окончания всего тура по городам. А это могло быть больше года, поэтому иногда покупатели отваливались.
Но некоторые художники находили выход – можно же нарисовать копию полотна! Например, Леонид Соломаткин сделал целых 18 повторов картины «Славильщики-городовые». Как говорили в обществе передвижников, современные проблемы требуют современных решений.
Соломаткин Леонид Иванович – «Славильщики-городовые», 1882
К 1900-ым общество сильно изменилось – сказались разница в доходах («звезды» как Левитан и Репин получали примерно в 28 раз больше других передвижников), падение спроса и собственная зашоренность бывших борцов за свободу: картины новых участников общества для выставок отбирали с участием жюри, указывали необходимые темы и запрещали выставляться где-либо еще кроме выставок общества. Ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему!
Илья Ефимович Репин – «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883
Еще важно отметить - передвижники, безусловно, хотели бороться с несправедливостью и поднимать социальные темы, но прежде всего это был коммерческий проект. Задачи они поставили отличные, но крестьяне и вообще простой народ практически не ходил на выставки, 90% посетителей были из привилегированных слоев (и заодно с деньгами).
Однако вопреки всем внутренним проблемам, противоречиям и ссорам, общество передвижников стало одним из самых успешных и авторитетных творческих объединений России, да и в мире. А сколько крутых и значимых картин передвижники написали!
Мой телеграм: https://t.me/picturebymaslo
Еще есть инстаграм: https://www.instagram.com/picturebymaslo
Добра!