15

Консервативное реформаторство: лоббированность или кому выгодны ограничения

Прошу прощения за двухнедельное отсутствие. За это время я успел съездить в Тулу и побывать на НПО «Сплав», в Ясную Поляну и на Куликово поле, немного подразобраться с учёбой. Но это к делу не относится — просто хотел сказать, что теперь статьи снова будут выходить по графику: каждую пятницу в 00:00 по МСК. И всем спасибо за поддержку.

Сегодня мы поговорим о лоббированности, то есть о том, кому выгодны ограничения, устанавливаемые в цифровой сфере. Начнём с общих примеров, закончим частными.

1. Правила предустановки ПО

Покупаешь новый телефон, включаешь, а приложения уже «любезно» установлены за тебя.

Это не инициатива производителя, а требование Минцифры, утверждённое официальным приказом. На сайте ведомства опубликован перечень приложений, которые должны быть предустановлены. Давайте посмотрим, кому досталась основная часть этого списка.

Для смартфонов и планшетов:

• Браузеры — Яндекс

• Поисковые системы — Яндекс

• Навигация — Яндекс, 2ГИС

• Облачные хранилища — Яндекс

• Почта — VK

• Голосовой помощник — VK

• Новостные агрегаторы — VK

• Соцсети и видеохостинг — VK

• Онлайн-трансляции и контент — VK

• Госуслуги — Ростелеком, МТС (через дочернюю компанию)

• Офисное ПО и антивирусы — Лаборатория Касперского

• Национальная платёжная система «Мир» — АО НСПК

• Магазин приложений — VK (RuStore)

Для стационарных компьютеров и ноутбуков:

• Браузеры — Яндекс

• Офисное ПО — Лаборатория Касперского

• Антивирус — Лаборатория Касперского

Для телевизоров (Smart TV):

• Браузеры — Яндекс

• Поиск — Яндекс

• Соцсети — VK

Как видно, список фактически монополизирован Яндексом и VK. Они получают рыночное преимущество не благодаря качеству, а благодаря регуляторному закреплению.

Иными словами — конкуренция убивается на этапе первого использования устройства. Большая часть пользователей просто будет использовать предустановленные программы, вместо поиска аналогов, даже если они заметно лучше

2. Блокировки и реклама

Еще в 2022 году VK начала активно переманивать блогеров на платформу VK Видео, но заметных результатов не было. А в 2024 году внезапно началась масштабная рекламная кампания, скупка новых блоеров, увеличение выплат и накрутки. В этом же году в России был ограничен Ютуб

Совпадение?

Не думаю.

Особенно если вспомнить, что во время блокировок аниме-сайтов VK публиковала у себя насмешливую рекламу в духе «а у нас аниме смотреть можно».

Иронично, если вспомнить, кто имеет прямой доступ к регулятору, который эти блокировки проводит.

3. Госзаказы

Госзакупки, как известно, проводятся через тендеры. Формально это происходит на конкурсной основе. В действительности же компания VK регулярно выигрывает тендеры, где она является единственным участником.

Недавний пример — контракт на обслуживание автоматизированных рабочих мест для чиновников. Через свою дочернюю компанию VK выиграл тендер, других участников в нем просто не было.

Кроме того, цена часто снижается до минимума, что позволяет выполнить условия формально, но за собой оставляет постоянный поток заказов.

4. Структура владения и вертикаль

Через структуры, связанные с Газпромом, Минцифры и т.д, VK и ряд других цифровых компаний образовали вертикальную закрытую экосистему.

Регулятор, подрядчики и владельцы — фактически одни и те же группы интересов.

Так формируется закрытый контур, где доступ к аудитории и госфинансированию контролируется узким кругом компаний, что так же убивает конкуренцию, что нарушает 135-ФЗ

5. RuStore

Официальный «национальный» магазин приложений, RuStore, был создан VK при поддержке Минцифры. Управлением магазином занимается эта же компания, Министерство от него окрещивается в официальных ответах.

Подробнее о конкретных примерах взаимодействия и проблемах с этим магазином я рассказываю в цикле постов о моём личном конфликте с RuStore.

Больше контента - t.me/san_luc1

P.s. А на прошлых постах такого не было))

P.s. А на прошлых постах такого не было))