Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75

Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Пожалуй, всем известно, как протекала Первая Мировая война, в особенности на западном фронте. Глубоко эшелонированные линии обороны, долгосрочные укрепления, крупнокалиберная маломобильная артиллерия, изрытые воронками, опутанные колючей проволокой и устеленные трупами полосы ничейной земли между окопами, в которых грязь, вши и брюшной тиф. Для обозначения этого существует термин «позиционная война». Да, с 1914 по 1918 годы был достигнут немалый прогресс в технике и технологии войны — аэропланы превратились из хрупких диковинок в настоящих солдат, появились и нашли применение отравляющие газы, совершили огромный шаг вперёд различные бронеавтомобили и возник апогей концепции — танк. Все эти средства служили одной цели — прорыву вражеской обороны. После завершения этой войны и во время подготовки к следующей (а многие понимали, что Вторая Мировая неизбежна), военные эксперты рассчитывали на примерное повторение сценария. Создавались грандиозные, оснащённые всеми техническими новинками укрепрайоны (линии Мажино, Маннергейма, Зигфрида и Сталина), проектировались и строились новые танки для прорыва обороны — либо передвижные неповоротливые крепости, либо лёгкие танки поддержки пехоты, не отличавшиеся скоростью и запасом хода. А вот в Германии, где не просто готовились к новой войне, но собирались её развязать, высокие военные чины пришли к пониманию необходимости принятия иной концепции войны. Причина тому была проста — потрёпанная Первой Мировой и ограниченная Версальским договором, фатерлянд не могла себе позволить затяжной и затратной позиционной войны. В итоге на вооружение Рейха была принята концепция «молниеносной войны» — Blitzkrieg. Блицкриг.

Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Не вдаваясь в подробности, суть стратегии блицкрига заключается в автономных действиях крупных танковых соединений при активной поддержке авиации. Танковые группы прорываются в тылы противника на большую глубину, не вступая в бой за сильно укреплённые позиции; их целью является захват центров управления и нарушение линий снабжения противника. Укрепрайоны же, узлы обороны, и основные силы противника, оставшись без управления и снабжения, быстро теряют боеспособность. Нужно сказать, что данная стратегия не была чем-то новым: её разработал Альфред фон Шлиффен ещё в начале XX века. Более того, были попытки её применить в ходе Первой Мировой войны против Франции и Бельгии. Однако отсутствие танков, несовершенство авиации и открытие Восточного фронта Россией раньше ожидаемого не позволили Кайзеру и Ко достичь желаемого — а именно, взятия Франции за полтора-два месяца.

Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Дабы план фон Шлиффена удался, Рейху требовались принципиально новые танки — быстрые, мобильные, относительно автономные. После пробы пера на Pz.Kpfw.I и шлифовке мастерства на Pz.Kpfw.II, были созданы средние танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV — средне бронированные, неплохо вооружённые, а, главное — довольно скоростные и надёжные машины. «Тройка» изначально вооружалась 37-мм противотанковой пушкой и должна была выбивать вражеские танки, в то время как «четвёрке» доставалась честь своей короткоствольной 75-мм пушкой делать всё остальное — уничтожать пехоту, подавлять огневые точки, разрушать сооружения — в общем, быть танком поддержки. Немцы, однако, понимали, что даже действуя в паре, танки не смогут обойтись без поддержки пехоты. Пехотинцы, однако, не в состоянии сопровождать танки на скорости в 30-40 км/ч, потому нужно было пехоту также сделать мобильной. Кавалерия не совсем подходила для этой роли, а перевозить живую силу в обычных грузовиках или других небронированных средствах в условиях прорыва на территорию врага было чревато полной её потерей. Таким образом, была разработана новая боевая машина — бронетранспортёр.

Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Наиболее удачным, а потому и массовым стал Sd.Kfz.251 — средний полугусеничный бронетранспортёр, разработанный фирмой Hanomag (именно по фирме-производителю машина получила своё русское название — Ханомаг) в 1938 году на базе артиллерийского тягача Sd.Kfz.11 и выпускавшийся аж до марта 1945 года. Этот БТР стал одним из немногих видов техники, что строились всю войну; всего было произведено 15 252 единицы. Под названием же Tatra OT-810, его выпускали в Чехословакии до 1962 года, а использовали до 80-х. Машина имела корпус из гетерогенных бронеплит толщиной 14,5 (лоб, борт, корма) и 8 мм (днище и крыша) — такая броня гарантировала защиту от ручного стрелкового вооружения и осколков. В передней части размещался двигатель, бензобак и элементы управления передними колёсами. За противопожарной перегородкой размещался отсек управления, где слева находился механик-водитель, а справа — командир. В задней же части было предусмотрено десантное отделение со скамьями, рассчитанное на перевозку 10 десантников со снаряжением. В корме машины имелась двустворчатая дверь. Десантное отделение было открытым сверху, но могло закрываться брезентом в случае плохой погоды.

Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса

На БТР устанавливался шестицилиндровый двигатель Maybach HL 42 TURKM мощностью в сотню лошадей, который разгонял 9.14-тонную машину до 53 км/ч по шоссе с запасом хода около 300 км. Бронетранспортер Sd.Kfz.251 имел полугусеничное шасси. Передние колеса служили для управления машиной, а гусеницы обеспечивали высокую проходимость. Полугусеничная схема позволила значительно упростить конструкцию бронетранспортёра (не были нужны сложные бортовые передачи и фрикционы) при сравнительно неплохой проходимости машины. При поворотах на угол до 15° управление бронетранспортером осуществлялось как и обычным автомобилем. При более крутых поворотах специальный механизм освобождал внутреннюю гусеницу и одновременно передавал часть мощности (от 56 до 100 %) на внешнюю. Ещё одна особенность Ханомага — подвеска Книпкампа с шахматным расположением 12 катков на сторону в три ряда. В обычных условиях нагрузка ложилась на внутренний и средний ряд катков, внешний ряд принимал нагрузку только при преодолении препятствий. Подвеска считалась очень удачной, обеспечивала хорошую проходимость и плавность хода, хотя явно не отличалась простотой в обслуживании.

Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Существовало 4 модификации Sd.Kfz.251 — Ausf.A, B, C и D и 23 специализированных варианта, отличавшихся друг от друга вооружением и оборудованием. Варианты были обозначены цифрами. Так, основным вариантом являлся Sd.Kfz.251/1, который вооружался одним-двумя 7.92-мм пулемётами MG-34 и мог перевозить 10 десантников. Среди прочих вариантов были штабные, связные, санитарные машины; бронетранспортёры с установленными пушками калибром от 37 до 75 мм, миномётами, огнемётами, зенитными установками и даже реактивными снарядами калибра 280 или 320 мм. Существовали разведывательные и сапёрные варианты, машины-осветители, тягачи, укладчики кабеля и т.д. Нужно отметить, что что специализированный вариант бронетранспортера мог принадлежать любой из четырех модификаций, например Sd Kfz 251/3 (машина связи) выпускался на базе Ausf. А и Ausf. D.

Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Немецкая армия первой в мире массово приняла на вооружение бронетранспортеры и очень эффективно их использовала, заставив союзников разработать похожие машины, а затем и перенять тактику их применения. Однако для придания пехоте мобильности недостаточно бронетранспортёров, требуются ещё небольшие, манёвренные и малозаметные средства передвижения для разведки, осуществления связи, быстрой развёртки одиночной огневой позиции и многого другого. Такой машиной стал мотоцикл, оснащённый коляской или без таковой.

Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Одним из мотоциклов, выпускавшимся в гражданском и военном вариантах, и ставшим одним из наиболее массовых в германских частях, был BMW R12. Это был простой и недорогой мотоцикл, его рама изготовлялась штамповкой. Передняя вилка имела поршневые амортизаторы, заднее же колесо не имело подвески и жёстко устанавливалось в раме. Имел двухцилиндровый двигатель M56S6 мощностью 18-20 л.с., отличавшийся надежностью и хорошей тягой. Выпускался R-12 в двух вариантах: с коляской и без; на версию с коляской мог устанавливаться 7.92-мм пулемёт MG-34 или MG-42. С 1935 по 1942 выпустили 36 002 таких мотоцикла всех версий.

Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса

В 1941 году был принят на вооружение Вермахта другой мотоцикл, разрабатывавшийся специально для военных — BMW R75. Это был мотоцикл высокой проходимости, имевший привод на колесо коляски, как у захваченных немцами в первые месяцы войны бельгийских и французских машин. R75 имел широкие внедорожные шины, гидравлический демпфер на амортизаторе и раму особой конструкции — со сборкой элементов на резьбовых шпильках, что придавало необходимую в экстремальных условиях эластичность. Имел четырехтактный оппозитный двигатель мощностью 26 л.с., скорость достигала 95 км/ч. Двигатель, генератор и другие агрегаты проектировались взаимозаменяемыми с армейским мотоциклом другой марки - Zundapp KS750, чтобы предоставить возможность механикам в полевых условиях собрать один мотоцикл из уцелевших деталей нескольких поврежденных в бою. Настоящей изюминкой BMW R75, обеспечивавшей мотоциклу уникальные проходимость и тяговые качества, можно считать трансмиссию. Четырехступенчатая коробка передач объединялась в один узел с двухступенчатым понижающим редуктором. В результате, в активе у мотоцикла имелось восемь передач переднего и две передачи заднего хода. Крутящий момент на заднее колесо передавал карданный вал. Ведущее колесо коляски приводила в движение полуось, расположенная в трубе колясочной рамы. Между задним колесом мотоцикла и колесом коляски устанавливался дифференциал с блокировкой. Опытный мотоциклист на R75 мог остановиться в зыбкой местности песков или болот, а потом, не буксуя, тронуться с места снова.

Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Не менее важно, что машина приобрела неожиданные для мотоцикла качества тягача, в штатную комплектацию входил фаркоп, расположенный между экипажной частью и коляской. Мотоцикл легко буксировал противотанковую пушку PaK-35/36 калибром 37 мм. Кроме того, специально для R75 выпускались двухколесные грузовые прицепы, рассчитанные на 350 кг поклажи, их можно было даже сцепить несколько штук подряд и транспортировать вереницей. Прицеп предназначался для перевозки 81-миллиметрового миномета или противотанкового ружья. Штатным вооружением мотоцикла служил пулемет MG-34 или MG-42, либо огнемет. На бортах коляски и слева на мотоцикле располагались кронштейны для установки различных емкостей для боеприпасов и запчастей, также у R75 было немало кронштейнов и ремней для крепления канистр и маскировочных сетей. Нередко сам мотоцикл было почти не видно из-за навьюченного на него груза.

Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса

BMW R75 отлично зарекомендовал себя в боевых действиях, где требовалась мобильность. Такие мотоциклы состояли на вооружении разведывательных подразделений пехотных и танковых корпусов, отдельных мотоциклетно-стрелковых частей. Они применялись на фронте как машины связи, перевозили на передовую и обратно в штабы старших офицеров. Также R75 использовали полевая жандармерия, санитарные батальоны и полиция. А в воздушно-десантных войсках BMW R75 завоевал популярность как одно из основных наземных транспортных средств - мотоциклы с коляской и полугусеничные мото-вездеходы доставляли к месту высадки на внешней подвеске самолетов Junkers. Всего до 1944 года было изготовлено примерно 18 тысяч мотоциклов этой серии в разных модификациях. Легендарно надежный и выносливый BMW R75 можно смело назвать лучшим мотоциклом Второй мировой войны, но оборотной стороной совершенства его конструкции оказались сложность в производстве и высокая стоимость.

Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Типичным танковым подразделением — структурной и функциональной единицей Блицкрига — была 2-я танковая армия, также известная как Группа Гудериана. Сформированная в июне 1940 она успешно действовала в Европе. После открытия Восточного фронта, вошла в группу армий «Центр», наступала в Беларуси на Белосток и Минск, после взятия Минска — в смоленском направлении. Наступая в направлении на Конотоп, 1 сентября Группа Гудериана прорвалась к Десне и захватила на её левом берегу плацдарм у Шостки. Затем участвовала в боях в районе Вязьмы и Брянска. 1 октября 1941 года в рамках операции «Тайфун» 2-я танковая группа прорвала на центральном участке оборону 13-й армии Брянского фронта на всю глубину и продвинулась на 60 км. В ходе боёв группе удалось захватить и передать на изучение образцы новейшей советской техники, в том числе тяжёлые танки КВ-1, КВ-2 и средний Т-34. В августе 1942 года армия вела бои в районе Козельска и Сухиничи, с сентября 1943 года на Балканах. В состав армии входили широко известные дивизия СС «Das Reich» и мотопехотный полк «Großdeutschland» (Великая Германия), а также одна кавалерийская дивизия.

Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса

На диораме представлены бронетранспортёр Hanomag Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, мотоциклы BMW R-12 и санитарный R75 с колясками, а также бойцы одного из корпусов Группы Гудериана между боями на Десне, Украина, август 1941. Модель бронетранспортёра от фирмы «Звезда», BMW R-12 — также «Звезда», BMW R75 — MasterBox, фигуры от ICM, ограда с воротами от MiniArt, остальное — самодельное. Масштаб 1/35.

Подробные отчёты о сборке диорамы тут:

Операция Schwein. Этап 1. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B (1/35 Звезда) Заметки по сборке

Операция Schwein. Этап 2. BMW R-12 (1/35 Звезда) Заметки по сборке

Операция Schwein. Этап 3. BMW R75 (1/35 Master Box). Заметки по сборке

Операция Schwein. Этап 4. Фигуры (1/35 ICM и Звезда). Заметки по сборке

Операция Schwein. Этап 5. Ограда с воротами (1/35 MiniArt). Заметки по сборке

Операция Schwein. Этап 6. Ландшафт, растительность и т.д. (1/35 самодел). Заметки по сборке


А вот ещё немного фото:

Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса
Колёса блицкрига. Sd.Kfz.251/1 Ausf.B, BMW R-12, BMW R75 Стендовый моделизм, Диорама, История, Вторая мировая война, Мото, Своими руками, Война, Длиннопост, Рукоделие без процесса

На этом пока всё, но скоро будет новая интересная модель и статья! Потому подписывайтесь, а также заходите в мою группу Вконтакте, где можно обсудить лично всякие вопросы и даже заказать изготовление модели (https://vk.com/warminiarts), а также подписывайтесь в Инстаграмме, где много фото, и ничего лишнего (https://www.instagram.com/warminiarts_lugansk/). А сейчас - благодарю за внимание и хорошего времени суток!

Стендовый моделизм

4.6K постов9.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

0. Как и везде на Пикабу, здесь работают правила в отношении мультиаккаунтов, деструктивного поведения, повторов и неприемлемого контента.

1. Самое главное — добавлять посты исключительно с тематикой моделизма.

2. Запрещено выкладывать разнобойные подборки чужих фото, фотографии моделей без указания авторства (за исключением тега «моё») или необоснованное использование тега «моё».

3. Запрещено добавление видео из ютуб без подробного описания видео. (Примеры хорошего и плохого поста.)

4. Запрещено рекламировать свои сообщества по похожей тематике через посты сообщества. Исключение: авторы-моделисты могут давать ссылки на свои соцсети.

5. Для комментаторов: это сообщество моделистов. Приветствуется обсуждение техник моделизма, технических особенностей моделей и прототипов, приёмов фотографирования моделей, но запрещено обсуждать выбор модели автором, а также неконструктивные реплики о компьютерных играх и опознавательных знаках.

6. Запрещено добавлять посты, ухудшающие атмосферу сообщества.

7. Администрация (и модераторы) в праве удалять посты и блокировать пользователей без предупреждений, возможно, по иным, ещё не указанным в правилах причинам. По всем вопросам можете позвать (@ALMAZ0id) в комментариях, либо по почте 333almaz@gmail.com

8. Предусмотрено три вида наказаний: предупреждение в комментариях (2, 3), бан на неделю (4, 5 и 6) и перманентный бан (систематические нарушения).