Кладбище бизнес-проектов

ЧТО ТАКОЕ КЛАДБИЩЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТОВ


Это место, куда попадают мертвые бизнес-проекты.


Девять из десяти проектов закрываются уже в первые годы. Разумеется, по вине их руководителей.


В этом бизнес-сообществе я расскажу о многих ошибках предпринимателей.


Начнем с одной из главных (на мой взгляд) ошибок.


Многие предприниматели создают бизнес с партнерами (компаньонами).


ЗАПОМНИТЕ ОДНО ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО С ПАРТНЕРАМИ БИЗНЕС НАЧИНАТЬ НЕЛЬЗЯ


Поделюсь своим опытом.


Я всегда мечтал создать свою команду! Проводил разные эксперименты в своих проектах — например, набирал себе партнеров, и мы все поровну делили обязанности и планируемую прибыль. Но все эти истории всегда заканчивались одинаково: кто-то тянул на себе весь проект — другие отмазывались или скрывали свое бездействие.


ПРИВЕДУ НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ


Пример 1.

В 2008 году в декабре я познакомился в интернете с неким Николаем. Мы решили устраивать тренинги. Первый тренинг набрал около 13 человек. Потом Николай решил, что справится и без меня — в итоге бизнес развалился, второй тренинг Николай уже провести не смог.


Пример 2.

в 2009 году я, мой брат и наши знакомые Евгений и Станислав решили создать совместный бизнес. Проект назвали «Шопоголики». Перспектива проекта была крайне серьезной. Поскольку мы были все хорошими знакомыми, решили поделить будущую прибыль поровну — как и обязанности. На тот бизнес нужно было уделять много времени, но поскольку ответственность лежала на всех поровну, никто толком ничего и не делал, рассчитывая на других. Через пару недель проект заглох, причина его развала в том, что никто полную ответственность за проект на себя не брал.


Пример 3.

в 2009 году весной моя компания услуг для студентов (написание учебных работ) довольно успешно развивалась (преимущественно в Питере), и мне очень хотелось открыть филиал в Москве. Для этого я убедил двух своих знакомых, Евгения и Станислава, стать моими партнерами. Они согласились. Через несколько недель они решили отпочковаться от моего проекта и забирать всю прибыль себе — помню тогда наше удивление: как быстро они из партнеров стали нашими конкурентами. Но несмотря на то, что амбиций у парней было достаточно и заказов тоже, проект они закрыли через несколько месяцев. Мой же проект продолжал существовать и развиваться.


Пример 4.

В 2012 году зимой я развивал сеть франшиз в сфере автосервисов. Работал я не один, а в качестве младшего партнера. Старший партнер был очень крутой мужчина. Вместе мы работали полтора года. И благодаря его сильной харизме я не замечал многие недостатки в его работе. Упор был поставлен на то, что когда у нас будет большая сеть автосервисов, мы сможем обеспечить нашим партнерам хорошую поддержку и стать брендом номер 1 в России по своей нише. За это время мы продали автосервисов на 54+ млн рублей. Но я так и не понял, почему мой старший партнер перестал думать о качестве проекта, и поддержка франчайзи становилась все хуже и хуже. По этой причине мое доверие к нему сильно падало. Последним сюрпризом был момент, когда партнер попросил передать ему базы клиентов. Проблема лишь в том, что базы принадлежали сотрудникам, которые работали на строгий процент от сделки. Он сказал: «Юра, никто из твоих сотрудников и не заметит, что мы тайком заберем их клиентов». Платить им процент никто не собирался, а использовать труд людей — да. Это была последняя капля, переполнившая чашу, и я решил расстаться с партнером. Проект перестал быстро развиваться и с тех пор начал медленно умирать.



Пример 5.

Как раз примерно в то же время в той компании, где я работал со старшим партнером, у меня был сотрудник Максим Шарапенко. Он работал у меня копирайтером и создавал сценарии для моих роликов. Если вкратце: многому он научился, уже работая у меня в команде. Плюс я постоянно его консультировал по бизнес-вопросам, поэтому после нескольких месяцев работы со мной у него уже не было страха перед созданием своего бизнеса.


На тот момент я понимал, что стоит открыть видеостудию, а из проекта в сфере автосервиса пора уходить. Договорились мы с Максимом, что будем с ним равнозначными партнерами.


Единственное, на тот момент Максим уже не работал на меня — а денег у него не было, но была семья с маленьким ребенком. Поэтому я ему одолжил сумму, примерно равную его двум месячным зарплатам. Деньги он с удовольствием взял.


Но в итоге совместный проект мы так и не создали. Зато Максим, использовав мои советы, создал свой проект. А я создал свой. Было сюрпризом, что он и деньги решил мне не отдавать. Он просто простил сам себе свой долг. И сказал мне об этом. Забавно было слышать, что он мне ничего не должен, потому что… мы не подписывали никакие бумажки, а следовательно, я просто подарил ему деньги. Вот она, благодарность людская... С другой стороны, я понимаю, что эта сумма для Максима не маленькая, поэтому неудивительно, почему он так поступил. Тем более что в этой ситуации я сам лох, и это я прекрасно понимаю. Вообще, жалость к другим никогда к хорошему не приводит — себя лучше жалейте! Но у меня таких историй было немало, я щедро поделюсь ими с вами в будущих статьях — уверен, они вам будут не просто интересны, но и полезны.


Когда я хорошо проанализировал свой опыт работы с партнерами и свои ошибки в бизнесе, я сделал интересный вывод:


Если бизнес строите вдвоем, втроем, вдесятером, то одному из вас нужно быть главным. А второму (или остальным партнерам) нужно принять тот факт, что они вообще никто в компании. Чтобы было понятно, приведу другую аналогию. В древнегреческом алфавите первая буква альфа, последняя омега. Так вот, один в компании должен быть альфой, а уже второй — омегой.


Если возникает какой-нибудь важный вопрос между альфой и пусть даже десятью омегами, то время обычно на споры не тратится. Так как у омеги вообще нет никаких привилегий перед альфой. Глава фирмы уверенно поднимает красную карточку, и другой партнер уходит в угол. То есть за альфой — последнее слово.


Поэтому если вы с другом создаете совместный бизнес и оба считаете, что будете главными в нем, то можете уже не волноваться. Сомнений нет — бизнесу заказано место на кладбище проектов.


Либо один из вас признает, что он омега (хоть жребий кидайте!), либо создавайте два одинаковых бизнеса. С двумя альфами.


Самолюбие не хочет признать тот факт, что вы второй в бизнесе, поэтому вы будете всячески требовать равноправия (в отношении с женщинами аналогичная ситуация — об этом расскажу как-нибудь в статье «Семья­­ — это как бизнес, только гораздо сложнее», которую обязательно напишу в этом году). Но если вы или ваш партнер не признаете себя омегой, вы сделаете крайне большую ошибку — поставите себя выше дела. Так обычно любят поступать сотрудники, но это запрещено делать руководителям. Поэтому если не можете принять решение, кто из вас главный, — кидайте жребий или покидайте проект.


Чтобы было понятно: я бы кому угодно доверил управление своими проектами, только вот никто не берется или доказывает на деле, что не достоин тащить эту ношу. Все думают о прибыли — но забывают о главном. О тяжелой ответственности руководителя.


Поэтому я вывел золотое правило: с равными партнерами бизнес начинать нельзя!


ВСЕГО ЕСТЬ ТРИ ТИПА ПАРТНЕРОВ


✔ Младшие партнеры (те партнеры, которые являются омегой).

✔ Равнозначные партнеры (те, что уничтожают проекты, потому что спихивают ответственность друг на друга и тянут прибыль друг у друга).

✔ Старшие партнеры (те партнеры, которые являются альфой).


Так вот если вы не опытный бизнесмен, то идеальным для вас случаем будет, если вы придете в проект в качестве младшего партнера. Отношение к вам должно быть как к омеге, и, разумеется, вы должны альфу почитать как своего отца — просто слушаться его. Для вас прибыль должна быть вторична, иначе вы опасны для проекта, поэтому лучше уходите строить свой проект с блэкджеком и куклами.


Если среди партнеров вы в проекте самый опытный бизнесмен — тогда очевидно, что вам доверят роль альфы, ну а если не доверят — значит вы, скорее всего, переоцениваете свои силы. докажите делом — создайте свой проект.


Если начал бизнес один, а потом к проекту присоединился второй, то тот, кто был первым, он и есть альфа.


Имейте в виду, что какой-нибудь дурак может поступить следующим образом. Согласится с тем, что он омега до тех пор, пока не пойдут деньги. Потом с таким кренделем обязательно начнутся проблемы. Там, где проблемы, бизнесу не жить. Поэтому старайтесь, чтобы младшие партнеры не имели доступа к ключевым рычагам. Это позволит не соблазнять их, не раскрывать их слабые места.


Власть и деньги в руках ваших младших партнеров могут раскрыть скрытые грани их личности, и в вас, кстати, тоже ))


А вы что думаете — ваш лучший друг никогда вас не предаст? Ну-ну, расскажите это, пожалуйста, кладбищу мертвых проектов. На каждой второй каменной плите нацарапано: «Все началось, когда мы с лучшим другом открыли свою первую фирму…»


Я вам очень советую начинать бизнес либо со старшим партнером (наставником), либо одному.


Разумеется, в одиночку вы миллиарды не заработаете. И, набравшись опыта вы, возможно, захотите собрать свою команду. Но, опять же, правило «альфы и омеги» никто не отменяет. Я только рекомендую научиться работать в одиночку (вы + сотрудники), то есть без партнеров, а все для того, чтобы вы уже понимали, какие отношения нужно выстраивать с партнерами, чтобы четко уже знать границы вашей ответственности. И либо, открывая проект, смирялись с тем, что вы всего лишь пешка на шахматной доске, либо пусть все пляшут под вашу дудку.


ПОДЕЛИТЕСЬ СВОЕЙ ИСТОРИЕЙ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА С ПАРТНЕРОМ:)