Китайские SpaceX и Blue Origin наступают
Китайская частная космонавтика — весьма молодое явление. В 2014 году Китай открыл сектор космической отрасли для частного капитала и за прошедшие годы было создано более 140 коммерческих аэрокосмических компаний, разрабатывающих ракеты-носители, небольшие спутниковые платформы, спутниковые группировки дистанционного зондирования и связи, наземные станции и различные части цепочек поставок.
Ряд китайских частных пусковых компаний сообщили о прогрессе в разработке ряда ракет-носителей для растущего коммерческого космического сектора (в том числе и многоразовых).
Landspace и iSpace сообщают о прогрессе с метановыми ракетными двигателями, в то время как Galactic Energy приближается к запуску своей ракеты-носителя Ceres-1. Тем временем Deep Blue Aerospace получила финансирование для разработки целой серии жидкостных ракет-носителей.
На фото космическая компания Galactic Energy тестирует разделение створок головного обтекателя
iSpace — многоразовый носитель и тесты вертикальной посадки
Базирующаяся в Пекине iSpace, которая вышла на орбиту еще в июле 2019 года, также продвинулась в разработке собственного кислород-метанового двигателя.
Концепция Hyperbola-2 подразумевает 9 двигателей на первой ступени, решетчатые рули, посадочные опоры, в точь как на Falcon9
19 мая двигатель JD-1 с тягой 19 тонн-сил прошел 200-секундное огневое испытание. Двигатель прошел испытание на повторный запуск 27 мая, открыв дорогу для будущих испытаний на вертикального взлета и посадки. Двигатели JD-1 будут приводить в действие многоразовую ракету-носитель Hyperbola-2, способную доставить 1900 кг на низкую околоземную орбиту (НОО).
Компания намерена на первом этапе провести 100-километровые испытания взлета и посадки Hyperbola-2 в конце этого года. Полноценный орбитальный испытательный полет запланирован на первую половину 2021 года.
Вице-президент iSpace Яо Боуэн заявил китайским СМИ после миссии SpaceX Demo-2, что «SpaceX еще дальше, но мы разделяем их видение отправки пассажиров в космос с помощью экономическиэффективных разработок».
Landspace
Landspace в начале мая завершила три огневых испытания двигателя на криогенном метане и жидком кислороде SkyLark (Tianque-12) с тягой на уровне 80 т. Tianque-11, меньший 10-тонный двигатель также на жидким кислороде и метане, 5 июня успешно завершил прожиг длительностью 2000 секунд.
Двигатели будут приводить в действие двухступенчатую ракету-носитель Zhuque-2 высотой 48,8 метра, способную доставить 4000 кг на 200-километровую НОО. Также Zhuque-2 может поднимать 2000 кг на 500-километровую солнечно-синхронную орбиту (ССО).
Ведущий инженер LandSpace по двигательным установкам заявляет, что успех испытаний Tianque-12 является первым тестом совместимости двигателя и системы управления, подтверждая летную конфигурацию двигателя для Zhuque-2. Теперь носитель вступает в фазу интеграционного тестирования перед первым запуском в конце 2020 или начале 2021 года.
Компания LandSpace проводит огневые испытания кислородно-метанового двигателя для ракеты Tianque-12
Landspace была основана в 2015 году, а в октябре 2018 года была предпринята первая попытка частного китайского запуска с помощью твердой ракеты Zhuque-1.
Galactic Energy близка к запуску Ceres-1
Galactic Energy, созданная в феврале 2018 года и являющаяся одной из новых частных китайских компаний, быстро прогрессирует и в этом году уже планирует осуществить первый запуск. Четырехступенчатая твердотопливная ракета Ceres-1 сможет доставить до 350 кг полезной нагрузки на 200-километровую орбиту.
Генеральный директор и основатель Galactic Energy Лю Байки считает, что сейчас правильный момент для экспансии в сфере космических пусков и мы скоро увидим космическую экономику на триллион долларов. Лю приводит прогнозы о том, что в период с 2018 по 2025 год в мире будет запущено около 20 000 спутников, причем значительная их часть приходится на Китай. Таким образом, рынок требует увеличения поставок недорогих, высоконадежных ракет-носителей.
По словам Лю, запуск ракеты Ceres-1 обойдется клиентам в фиксированную сумму 4 миллиона долларов США, и «мы работаем над снижением цены запуска до уровня менее 10 000 долларов США за килограмм». В то время как Falcon 9 от SpaceX с частичным повторным использованием предлагает более низкие цены за килограмм, меньшие спутники, которые являются попутной нагрузкой, зависят от расписания и выбранной орбиты основной полезной нагрузки.
Твердотопливные ускорители для Ceres-1 в сборочном цехе
На этой неделе компания объявила, что в мае было проведено успешное испытание на разделение обтекателя полезной нагрузки. Огневое испытание двигателя ориентации верхней ступени состоялось в апреле, а в мае — испытание всех подсистем верхней ступени.
Galactic Energy была нацелена на запуск Ceres-1 в июне, но пандемия COVID-19 неизбежно привела к задержкам. Теперь запуск с космодрома Jiuquan ожидается не раньше августа-сентября.
В декабре фирма получила финансирование в размере 21,5 млн. долл. США для запуска ракеты-носителя Ceres-1 и разработки ракеты-носителя Pallas-1 на керосине (RP-1) и жидком кислороде. Обе ракеты в стильном черном цвете напоминают Electron от Rocket Lab. Частично многоразовый Pallas-1, названный в честь большого астероида, сможет запустить 4 метрических тонны на НОО или две тонны для солнечно-синхронную орбиту. Как и Falcon9, первая ступень сможет приземлиться вертикально после запуска благодаря кластеру из семи двигателей переменной тяги, решетчатых рулей и посадочных опор, а затем запущена повторно.
На вопрос, почему Galactic Energy выбрала RP-1, а китайские фирмы Landspace и iSpace разрабатывают двигатели на жидком метане, Лю привел в пример SpaceX. «Ракета SpaceX Falcon 9 на жидком кислороде/керосине показывает, что этот вариант пригоден для повторного использования», — говорит Лю.
Galactic Energy планирует вывести Pallas-1 на стартовую площадку к концу 2022 года. Компания завершила огневые испытания нового газогенератора собственной разработки для двигателя Cangqiong с тягой 40 тонн-сил.
Deep Blue Aerospace
Пекинская компания Deep Blue Aerospace Technology Co., Ltd. объявила в пятницу, что ей удалось получить начальное финансирование на сумму более 14,1 млн. Долларов (100 млн. Юаней). Финансирование будет использовано для исследований и разработок, проверки технологии вертикальной посадки и испытаний керосин-кислородных жидкостных двигателей.
Основанная в 2017 году, Deep Blue Aerospace разрабатывает жидкостные ракеты-носители Nebula-1 и многоразовые Nebula-2. Первая ступень Nebula-1 будет оснащаться девятью двигателями Leiting-20, а на второй — одним двигателем, что полностью повторяет концепцию ракеты Falcon9 от компании SpaceX и позволяет имея не самый мощный двигатель быстро разработать и протестировать дизайн РН.
Nebula-1 диаметром 2,25 метра и Nebula-2 диаметром 3,35 метра будут способны запускать 500 кг на 500 км солнечно-синхронную орбиту и 4500 кг на НОО, соответственно. Дата проведения тестовых полетов не указана.
Национальная комиссия Китая по развитию и реформам на апрельском заседании добавила спутниковый интернет в дорожную карту развития «Новых инфраструктур». Спутниковый интернет, 5G, Интернет вещей и искусственный интеллект — все это приоритетные объекты для инвестиций. Этот шаг воспринимается как попытка стимулировать инновации в технологическом секторе и ещё больше стимулировать экономику Китая.
Также есть новость не из Китая о новой ракете Vulcan от компании ULA, которая будет использовать топливную пару метан-кислород на первой ступени:
«Все части ракеты-носителя для первого полета Vulcan почти готовы», заявил Тори Бруно, генеральный директор и президент ULA, который также отметил, что ULA «не пропустит сроки», тогда как Vulcan готовится к своему первому запуску в начале 2021 со стартовой площадки SLC-41 во Флориде. В первой миссии Vulcan запустит посадочный аппарат Peregrine от компании Astrobotic на Луну, которая, в свою очередь, является частью программы CLPS НАСА по отправке полезных грузов на поверхность нашего спутника.
Исследователи космоса
16.5K постов46.8K подписчиков
Правила сообщества
Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)