Киноностальгия 10. Вальмон
Несколько месяцев назад у меня появилась амбициозная идея - написать о каждом фильме моего любимого режиссера Милоша Формана. Намерение было самое благое, но в дело вмешались дикие фурии по имени «Жизнь», «Работа» и «Цейтнот», в результате чего серия постов заглохла на середине. 13 апреля 2018 года Форман скончался. К сожалению приехать в Коннектикут, дабы положить цветы на могилку я, увы, не могу - вышеописанные фурии меня не пустят. Единственный доступный мне способ отдать дань уважения гениальному чеху - продолжить писать о его творчестве. И сегодня я бы хотела вспомнить один из его «провалов». Фильм, обруганный критиками и провалившийся в прокате. И, при этом, один из моих самых любимых фильмов этого режиссера.))
(с) Вальмон
Франция. Галантный век. Аристократия галантно одевается, галантно общается, галантно изменяет друг другу и интригует направо и налево. Разумеется галантно интригует. Маркиза де Мертей - светская львица и интриганка высшего порядка с негодованием узнает, что ее любовник граф де Жеркур собирается жениться на юной богатой наследнице Сесиль де Воланж. Причём он даже не потрудился лично уведомить маркизу об этом. В качестве мести невоспитанному изменщику маркиза хочет совратить Сесиль до свадьбы. Сделать это она просит своего приятеля, виконта де Вальмона, который пока не достиг лавров Казановы, но успешно над этим работает. Виконту правда несколько некогда - он окучивает мадам де Турвель, которая настолько верна своему мужу, что это даже неприлично. А Сесиль, тем временем, начинает все больше внимания уделять своему учителю музыки, который не только молодой-красивый, но и (зараза такая!) ещё и принципиальный. В общем маркизе де Мертей предстоит много работы. Но когда работа приносит радость - ее много не бывает...
В своих мемуарах Форман пишет об этом фильме мало и неохотно. Ещё бы, кому приятно писать о собственных провалах? А ведь фильму просто банально не повезло. Идея сделать очередную экранизацию эпистолярного романа Шодерло де Локло «Опасные связи» пришла практически одновременно в голову двум режиссёрам: Милошу Форману и Стивену Фрирзу. Только второй успел чуть раньше. И состав актёров у него был - ну просто пальчики оближешь: Джон Малкович, Гленн Клоуз, Мишель Пфайфер, юные Ума Турман и Киану Ривз. (Борюсь соврать, но по-моему Форман Пфайфер приглашал, но она предпочла Фрирза). Даже молодой Капальди засветился, как слуга Вальмона. У Формана исполнитель главной роли был никто и звать никак - какой-то англичанин Фёрт, впервые главную роль играет... Причём режиссеру, дабы не пересекаться с фрирзовским фильмом, пришлось даже название переделать, с «Опасных связей» на «Вальмона», за что его лишний раз пнули критики. Мол, фильм называется «Вальмон», а Вальмона там - маловато будет! Следовательно актёр серый, невыразительный, не талантливый, а режиссер его даже расшевелить не смог. Не знаю, что там виделось критикам, но лично мне кажется, что Вальмон - практически единственная роль Колина Ферта, в которой он раскрылся совершенно по-новому. Его мистер Дарси, с одной стороны, принёс ему славу и признание, но с другой - существенно ограничил диапазон его амплуа. Нужен мрачный интеллигентный британец, способный на возвышенные чувства - срочно зовите Колина! Вальмон же - наглый, капризный, развратный, но, в сущности добрый персонаж, чисто д’артаньяновского типа. Одна его улыбка чего стоит...
Да, и кстати, проход в мокрой рубашке впервые состоялся именно здесь, задолго до этих ваших гордостей с предубеждениями.
Вообще хороши все. Маркиза де Мертей в исполнении Аннетт Бенинг - просто таки диснеевский уровень злодейства и сволочизма. Очаровательна, обаятельна и смертоносна. Однако Форман был бы не Форманом, если бы не посадил ее пару раз в лужу. То есть в ванну.))
Фейруза Балк- Сесиль, это такая чрезвычайно трогательная чебурашка, за которой наблюдать - одно удовольствие. Форман будто любуется ее простотой и естественностью, с которой Сесиль воспринимает мир. И кавалер у неё не менее трогательный.)
Кстати, пресловутая Мишель Пфайфер в той же роли понравилась мне гораздо меньше - на мой взгляд она была чересчур холодна. Конечно это можно объяснить тем, что у Мишель и Джона на площадке завязался роман, а это редко хорошо влияет на химию между персонажами. Однако Колин Ферт на Тилли вообще женился по окончании съёмок. А вот у них как раз химия была - ого-го-го!
Ну и нельзя не упомянуть постоянных формановских товарищей в лице Джеффри Джонса, который как обычно блистательно сыграл титулованного идиота, и Винсенто Скьявелли, который... ну который просто был.) Как мне кажется, для Формана Скьявелли - это такая щепотка какой-то странной приправы. Сама по себе она особой роли не играет, но, добавленная в фильм, придаёт ему какой-то особый вкус.
Конечно актеры в «Связях» играли ни чуть не хуже. Тот же Малкович плохо играть просто не умеет. И вообще, фрирзовский фильм - это прекрасная экранизация книги, сделанная красиво и со вкусом. Форман же отошёл от текста романа на столько, на сколько это возможно.Только ведь точных экранизаций «Опасных связей» уже тогда было, на минуточку, две. А всего их на данный момент девять. И очередной фильм про то, что спать с кем попало - это плохо, ничего нового бы не внёс. А Форман сделал что-то своё, можно сказать, выразил свои мысли по поводу прочитанного. И уж кто-кто, а он на это право имеет. ИМХО, главный посыл фильма - «жизнь продолжается». Именно поэтому, когда пришлось переименовывать картину, Форман назвал ее не «Маркиза де Мертей», хотя маркизы в фильме значительно больше, чем виконта. Маркиза - деструктивная сила, она опутывает людей своей паутиной, лишает их свободы, тормозит саму жизнь. А Вальмон - это и есть олицетворение Жизни: часто нелепой, смешной, непостоянной, глупой, жестокой но всегда такой притягательной...
Предыдущие формановские рецензии можно найти по тегу.
Всё о кино
23.9K поста60.6K подписчика
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.