1320
Лига историков
Серия О художниках и картинах

Хроники дореволюционного быта: дача и дачники на картинах

Б. М. Кустодиев «На террасе» (1906) Нижегородский художественный музей

Слово "дача" стало употребляться в России с 17 века. Тогда под дачей подразумевалась земля, дарованная царем. В значении, близком к современному, слово "дача" стали использовать в 18 веке. Иногда дачи были собственные, иногда выделенные в служебное пользование. В 18 веке начале 19 века дачи обычно имели близ крупных городов высокопоставленные чиновники, которые не могли или не хотели надолго отлучаться, уезжая в свои имения. Речь шла о солидных особняках с хозяйственными постройками, которые от имений отличались лишь меньшей территорий и отсутствием приписанных к ним деревень. Среди обычных горожан дачи стали популярны к середине 19 века.

В. Е. Маковский «Приезд на дачу» (1899)

К концу 19 века из-за повышенного поиск дачи был делом хлопотным. Поиск начинали еще весной. К тому же аренда дачи стоила дешевле аренды квартиры (а жили многие на съемных квартирах), поэтому небогатые горожане старались заселиться пораньше, еще весной, а съезжали к середине осени.

Вячеслав Федорович Шумилов «Весна на даче»

Тех, кто встречал холода на даче в шутку называли зимородками.

Константин Коровин «За чайным столом» (1888) Музей-заповедник В. Д. Поленова

****************************

Константин Коровин «Вечер на террасе (Охотино)» (1915)

Большинство дач сдавались в аренду. Это могли быть и обычные деревенские дома, специально построенные под дачи поселки (под такой вырубили чеховский вишневый сад), обедневшие дворяне сдавали в аренду свои усадьбы (иногда полностью, иногда отдельные флигеля).

Лев Лагорио «Дача» (1892) Луганский художественный музей

Типичная дача - просторный деревянный дом, часто с мансардой и непременно с верандой или терассой, где за столом собиралась вся семья и иногда гости. Часто захаживали соседи. Дачные романы - обычное дело.

Иван Шишкин «Около дачи» (1894) Государственный музе изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Чем ближе к городу - тем дороже дача. В пригородах люди часто гуляли в местных парках. В деревнях прогуливались в ближайшем лесу.

А. И. Корзухин «Петрушка идёт!» (1888) Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

Вслед за дачниками в поселки тянулись многочисленные бродячие торговцы, уличные артисты и даже попрошайки. На картине Корзухина мы видим артистов. Петрушку действительно любили за остроумные шутки на злобу дня.

А. И. Корзухин «Воскресный день» (1884)

Состоятельная публика везла с собой прислугу. А по выходным часто наведывались из города гости, устраивались пикники.

Исаак Левитан «На даче в сумерки» (1890-е) Ярославский художественный музей

*********************

Н.М. Быковский «На даче. Девочка за чисткой ягод» (1890) Государственная Третьяковская галерея

Сельские жители часто продавали дачникам ягоды и грибы. Собирать их самим среди горожан считалось моветоном.

Сергей Алексеевич Власов «Послеполуденный сон на даче»

***********************

А. Шильдер «Дача в Финляндии» Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Среди жителей столичного Петербурга спросом пользовались дачи в Финляндии.

Николай Дубовский «Дача в Силломягах» (1906) Якутский республиканский музей изобразительных искусств

*************************

Ольга Кадовская «Дача в Крыму»

Любители теплых краев при наличии финансовой возможности отправлялись в Крым или на Кавказ.

Александр Киселёв «Дача в Крыму» (1906) Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко

*************************

С.Ю. Жуковский «Перед террасой» (1912-1913) Омский областной музей изобразительных искусств

********************

С. А. Виноградов «В саду» (1910-е)

***************************

С. А. Виноградов «На даче летом»

****************************

Марк Шагал. «Окно на даче» (1915) Государственная Третьяковская галерея

мой дзен

Лига историков

19.4K пост55K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения