Храбрый лейтенант из штата Виктория
Небольшая статья, текста будет меньше, фотографий больше.
Вторая мировая война в Европе была очень далеко. Вторая мировая война в Индийском и Тихом океанах - рядом. Японская пехота при поддержке авиации и флота высаживались на острова и архипелаги. Японские подводные лодки ловили в прицелы своих перископов австралийские корабли.
Но сыны Австралии нужны были не только здесь, на Родине, чтобы дать отпор захватчикам. В потомках английских каторжников и золотоискателей, обедневших фермеров и и солдат удачи нуждалась и метрополия.
Моряки и пехотинцы, летчики и медики, все они проделывали долгий и опасный путь путь по воде, прежде чем добраться до Британии или Северной Африки.
Рассказ будет об австралийском летчике Билли Тилли. и его экипаже.
Его полное имя William Boris Tilley.
Это фото сделано в феврале 44-го. Билл Тилли второй слева в первом ряду (сидит). Пока он еще штурман. Звание лейтенанта и должность командира экипажа впереди.
Short Sunderland Mk. I из 10-й эскадрильи RAAF
Short Sunderland Mk. II с радаром из 10-й эскадрильи RAAF, носовая турель убрана
10-я эскадрилья RAAF (Королевские военно-воздушные силы Австралии) летала на амфибиях "Short Sunderland". Эти самолеты британского производства использовались для авиаразведки, патрулирования океанских просторов и охоты за немецкими субмаринами. Надо сказать, не раз эти схватки заканчивались гибелью амфибий и экипажей. Тут главное было, кто раньше заметит цель и откроет огонь.
8 июля 1944-го, в Бискайском заливе шедшую в надводном положении U - 243 заметили с "Short Sunderland" под командованием лейтенанта Тилли. Немецкая субмарина еще не успела наделать бед союзникам. Ее первый боевой поход начался месяц с лишним назад - 1-го июня 1944-го.
Подводники искали цель и когда 11-го июня над субмариной пронеслась тень, и моряки бросились к зенитной пушке. Самолет подал сигнал "Я свой" только когда в его направлении уже начал вестись огонь. Бомбардировщик, это был Юнкерс -88 рухнул в воду,. Перед этим из кабины вывалился парашютист и подводная лодка поспешила к нему. Выяснилось, что это радист, а еще три члена экипажа - пилот, штурман и бортстрелок погибли.
Субмарина доставила радиста на берег и вновь вышла в океан.
8 июля 1944-го года в 14.35 минут лейтенант Тилли увидел U - 243 и с расстояния в две мили, это три километра, открыл огонь. Надо было во чтобы не стало воспрепятствовать немцам вести ответную стрельбу, вот почему экипаж амфибии вел огонь по рубке субмарины.
Но немцы ответили , и тогда, не выходя из атаки, дергая тяжелую машину из стороны в сторону, чтобы не дать врагу вести прицельную стрельбу, лейтенант Тилли стал приближаться к подлодке. Все это время носовой стрелок сержант Кук продолжал вести огонь. Обезвредив расчет зенитной пушки (немецкие артиллеристы и в том числе капитан Ханс Мартенс были убиты, другие ранены), амфибия сманеврировала над U -243 и сбросила бомбы.
U - 243. Рядом "вскипевший" взрыв бомбы
Этот момент и запечатлел один из членов экипажа "Short Sunderland". Субмарина получила повреждения, но гитлеровцы и не думали сдаваться. Они еще дважды занимали места у зенитного орудия и после второй штурмовки, которую провел лейтенант Тилли, оставшиеся в живых подводники покинули U - 243. Снизившись над плавающими в воде немцами, пилот сбросил им надувную лодку и упаковку сухого пайка.
Подлодка ушла на дно, а подводники на волнах
Барахтающихся в волнах гитлеровцев вскоре подобрал канадский корвет "Restigouche". За уничтожение U - 243 лейтенант Тилли и носовой стрелок сержант Кук были награждены крестами "За выдающиеся летные заслуги".
Сослуживец поздравляет лейтенанта Тилли (слева) с наградой.
Очередной шанс отличиться лейтенанту Тилли и его экипажу выпал 27 августа 1944-го года.
Накануне немецкая субмарина U - 534 огнем зенитки сбила британский противолодочный самолет "Виккерс Веллингтон" из 172-й эскадрильи RAF.
Три летчика всю ночь, в ожидании помощи, попеременно то занимали места в надувной шлюпке, то опускались в воду. Она могла выдержать только двоих..
Лётчики сбитого "Велингтона"
Четвертый член экипажа "Веллингтона", офицер Грей, несмотря на полученное во время схватки с подлодкой ранение, отказался сесть в перегруженную лодку. Он остался в воде. Летчики ждали подмоги 15 часов, офицер Грей скончался раньше...
Ситуации, когда пилоты сбитых амфибий занимали места в надувных лодках , случались не раз. Но законы военного времени категорически запрещали другим амфибиям садиться рядом, чтобы эвакуировать потерпевших бедствие. Рядом Франция, а там немцы. Покажись в небе немецкий самолет, ему не стоило больших усилий спикировать и уничтожить и самолет, и тех кто на него возлагал надежды.
Спасать сбитых пилотов разрешалось исключительно надводным кораблям.
Севший на волны "Сандерленд". Справа шлюпка с летчиками с "Веллингтона"
Лейтенант Тилли нарушил приказ. Понимая, что в ожидании корвета, люди в шлюпке могут просто умереть от переохлаждения, он посадил свой "Сандерленд" на волны. Его прикрывал товарищ по эскадрилье. Лейтенант Тилли забрал летчиков с "Веллингтона" и взлетел.
"Сандерленд" лейтенанта Тилли взлетает
Через несколько часов самолет приземлился в Британии, в графстве Девон. На аэродроме действия австралийского экипажа и его командира подвергли жесточайшей критике, а потом в штаб ушла реляция о награждении Уильяма Бориса Тилли из Мельбурна, штата Виктория (Австралия). Орден не заставил себя долго ждать...
Что было дальше с храбрым австралийцем, как он воевал и если дожил до победы, как сложилась его послевоенная судьба, увы, этого неизвестно. Но лейтенант Тилли, вне всякого сомнения, был храбрецом.
По материалам zihuatanexo.livejournal.com
Авиация и Техника
9.3K постов17.5K подписчиков
Правила сообщества
Правила Пикабу