Химия — непросто, или Когда простота хуже воровства

Привет, сообщество Наука!


Увидела тут пост, в котором популярный популяризатор учит популяризовать популяризацию. Ну, и походя критикует подписчиков сообщества. Зануды, мол вы (мы?). Дайте, мол, отдельное сообщество.


Имеет ли право господин @CHUVASCH на такие громкие заявления? Я - не знаю. Точнее, не особо имею право на то, чтобы утверждать. Зато такое право имеет Сергей Адонин, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Института неорганической химии имени А.В. Николаева СО РАН. (источник)


Привожу рецензию на творчество Иванова, которая, на мой взгляд, дает понимание того, за какую "популяризацию науки" ратует сабж.


Представьте себе, что вам нужно отремонтировать машину, и у вас есть два варианта, к кому обратиться. Можно доехать до хорошего автосервиса, где работают мастера своего дела. Может, у них будут замасленные робы, может, они даже ругаются матом в процессе починки пепелаца, но свою работу они делать умеют. Альтернативу им вы нашли в Instagram: человек никогда автомобили не чинил, зато ведет популярный канал, и у него множество подписчиков. К кому вы отправитесь?


Конечно, это утрированный пример, но мысль понятна. Садясь в кресло самолета, вы знаете, что за штурвалом — пилот, а не любитель Microsoft Flight Simulator. Ложась (не дай Бог, конечно), на операционный стол, вы ожидаете, что вам поможет хирург, а не опытный «сиделец» на медицинских форумах (сколько бы часов он на них ни провел), и так далее.


Наука — довольно необычная сфера человеческой деятельности, и с ней не все так просто. Бывает, что математик в ходе работы «эволюционирует» в биолога, а биохимик довольно неплохо разбирается в физиологии человека. Специалиста при этом отличает то, что он может внятно и честно сказать, где он что-то понимает, а где он не смыслит ничего.


К сожалению, в некоторых областях «что-то пошло не так». Сама по себе мысль, что научные знания нужно популяризировать, конечно, верная, и вряд ли стоит это доказывать еще раз. Несколько лет назад эта идея была массово поднята на щит, и начался если не бум популяризации, то, по меньшей мере, явный прогресс: появилось множество научно-популярных СМИ, книг, лекций на самые разные темы. Вспоминая фразу из старой рекламы, не все йогурты оказались одинаково полезны — вместе с прекрасными источниками знаний в информационном пространстве появилось множество халтуры.


Появившийся пять лет назад YouTube-канал под названием «Химия — просто» предлагает зрителям эффектные видеоклипы, демонстрирующие химические и физические опыты. В основном содержание этих роликов не вызывает нареканий с профессиональной точки зрения, и, наверное, это было хорошей и полезной идеей. На этом бы и стоило остановиться, если бы не одно «но». Один из авторов канала — молодой физик Александр Иванов из Екатеринбурга — решил не ограничиваться успехом в сети и написал целых две научно-популярные книги, и с этой задачей он справился гораздо хуже. Рассмотрим оба издания подробнее.


«Школьный учебник сдай в макулатуру»


Да-да, именно этим призывом завершается обращение авторов книги «Химические элементы» (авторы — А. Иванов и И. Гордий) к читателю. Что ж, надо иметь очень большую смелость, чтобы давать такие советы даже в шутку, но, может, авторы и в самом деле создали хорошую замену школьному учебнику?


Не похоже. Первое, что заметит читатель, – задорный стиль изложения, похожий на стенограмму видеороликов. После краткого изложения принципов построения Периодической системы авторы переходят к описанию элементов, рассказывая об истории их открытия и об их химических свойствах, и вот здесь возникают вопросы. Создается впечатление, что авторы вводили название каждого из элементов в Google, смотрели первую страницу выдачи результатов поиска и выбирали пару-тройку случайных фактов, не особо разбираясь в том, насколько эти факты важны.


Рассмотрим, например, раздел, посвященный азоту. Он занимает меньше страницы — сопоставимо с менделевием, что уже странно, учитывая, сколь хорошо изучена химия первого элемента и сколь слабо — второго. Авторы рассказывают о том, что азот не имеет запаха и что воздух на 75% состоит из азота, почему-то приводя примерную массовую долю (на самом деле, 75,5%), а не объемную (78%), но допустим. Далее речь идет об истории открытия, о том, как получают чистый азот, о его значении для организмов, о том, что баллоны для водолазных работ заполняют смесью гелия и кислорода. Собственно, сведения о химии сводятся к трем абзацам:


— о том, что азот входит в состав «селитры KNO3» (авторы явно не в курсе, что «селитра» — тривиальное название многих нитратов, например, аммиачной селитры NH4NO3, чилийской селитры NaNO3 и др.);


— о том, что азот применяется для получения азотной кислоты, аммиака и так далее, а также используется в пищевой промышленности. Кроме того, хранят жидкий азот в сосудах Дьюара, которые есть «обычные термосы, только очень большие» (авторы в самом деле не знают, что сосуды Дьюара бывают разных размеров, в том числе маленькие?);


— о закиси азота (N2O), применяемой в автомобилях и в медицине.


На этом все. О свойствах таких важнейших соединений, как аммиак или азотная кислота, читатели не узнают. Если они не послушались Александра Иванова и не сдали учебник в утиль – дела не так плохи, если сдали — пиши пропало.


Не лучше дело обстоит и с кислородом. Если верить авторам, «кислород вступает в реакции со всеми известными металлами» — за такое утверждение любой нормальный учитель химии в школе поставит двойку (да, такие реакции возможны даже с золотом, но в крайне нетривиальных условиях!). Правдивые же сведения сводятся к тому, что кислород, как правило, является окислителем — с этим не поспоришь, но, например, о пероксидах (которые, кстати, упоминаются на стр. 20) нет ни слова (и снова привет от учебников химии). Рассказ о сере сводится к трем абзацам, занимающим треть страницы, о фосфоре — менее одной страницы, зато упоминается, что «в военных целях производится фосфин PH3» — в самом деле? В разделе, посвященном алюминию, нет ни слова о реакции алюминотермии, зато приводится цена за тонну на 2018 год в США — зачем?

Химия — непросто, или Когда простота хуже воровства Наука, Научпоп, Популяризация, Критика, Длиннопост

Реакция алюминотермии


Как уже стало ясно, помимо общей сумбурности изложения, книга страдает от множества фактических ошибок. Некоторые уже упомянуты выше, вот еще несколько «ляпов россыпью», обнаруженных при беглом прочтении (перечень далеко не полный):


Стр. 12: «Бумажка, смоченная бесцветным раствором бромида калия, при взаимодействии с хлором коричневеет. Говоря научным языком, хлор замещает бром в его соединении с калием». Говоря научным языком, происходит, конечно, не замещение, а окисление бромид-иона. О таких реакциях рассказывают в 8-9 классах средней школы.


На той же странице: «…этот щелочной металл (рубидий — прим. автора.) борется с окислителями — соединениями, склонными отбирать электроны у других». Каким образом рубидий «борется с окислителями» (речь идет о роли Rb в организме)?

Химия — непросто, или Когда простота хуже воровства Наука, Научпоп, Популяризация, Критика, Длиннопост

Ампула с рубидием

Стр. 13: Авторы утверждают, что растворимость солей при переходе от лития к цезию возрастает. Это далеко не всегда так, например, нитрат калия обладает гораздо большей растворимостью, чем нитрат цезия.


Стр. 30: «К тому же здесь еще начинает играть роль геометрия молекул. (…) Молибден образует соединение с фтором (…) MoF6. Если взять другой галоген больших размеров, например, йод, то он образует (...) молекулу, содержащую только три атома йода». Конечно же, дело не в геометрии молекулы, иначе моноядерные иодидные комплексы просто не существовали бы. Причины гораздо сложнее, но авторам они явно незнакомы.


Стр. 51: «Свинец стоек (…) к действию соляной кислоты». Это неверно. Свинец реагирует с соляной кислотой. На поверхности металла образуется пленка хлорида свинца либо комплексных хлороплюмбатов, которая, однако, может разрушаться.


Стр. 52: «Красивейшие кристаллы оксида висмута, которые активно используются при изготовлении украшений». «Красивейшие кристаллы» — это, конечно, не оксид висмута, а металлический висмут.

Химия — непросто, или Когда простота хуже воровства Наука, Научпоп, Популяризация, Критика, Длиннопост

Скелетные кристаллы висмута, выращенные Артемом Огановым


Стр. 58: «Открыт гафний был в 1923 году двумя датчанами…». Неверно. Костер был родом из Нидерландов, а де Хевеши — венгром, хотя гафний они открыли в Копенгагене.


На той же странице: «К важнейшим минералам (…) относится патронит VS2». Патронит имеет состав не VS2, а VS4, в его структуре присутствуют полисульфидные фрагменты. Кстати, формула ванадинита, приведенная на той же странице, тоже ошибочна.


Стр. 77: «Рутений можно назвать самым редким элементом из всей платиновой группы» — с точностью до наоборот. Рутений — самый распространенный элемент из платиноидов.


Продолжать можно долго. Но, может, вторая книга лучше?


Царская водка — special edition


Во второй книге («Химия — просто») автор хотел бы рассказать, «как зарождалась и развивалась химия, как научные открытия в области химии повлияли на образ жизни людей». Книг по истории химии написано немало, но почему бы не создать еще одну?


Сразу оговорюсь: я прочитал не весь текст, а только лишь малую часть фрагмента из нескольких страниц, доступного на сайте для ознакомления. Но уже этого хватает, чтобы найти в нем ошибки.


«Аристотель считается отцом учения о четырех элементах природы» — это не так. Учение о четырех стихиях встречалось в трудах и Эмпедокла (V век до н.э.), и Платона.


«Самым выдающимся греческим философом был Аристотель, живший за 300 лет до Рождества Христова» — Аристотель умер в 322 г. до н.э.


«В 121 году н. э. греческий врач Клавдий Гален…» — хотя Гален был греком по происхождению, как правило, его работы относят к римскому наследию. Да и не Клавдий он, но эту ошибку делали еще во времена Возрождения.

Химия — непросто, или Когда простота хуже воровства Наука, Научпоп, Популяризация, Критика, Длиннопост

Распространенное написание имени как Клавдий Гален (лат. Claudius Galenus) появляется лишь в эпоху Возрождения и не зафиксировано в рукописях; считается, что это ошибочная расшифровка сокращения Cl. (Clarissimus).


«Скорее всего, они просто добавили арабскую приставку “ал” к слову “химия”, которое имеет египетское происхождение и переводится как “египетская наука”». Хотя такая версия об этимологии слова «химия» существует, она не является единственной. Общепризнанной точки зрения относительно происхождения этого слова нет.


«К таким реагентам относятся, в частности, серная и азотная кислоты, смесь которых известна под названием “царская водка”» — здесь стоит опять вспомнить призыв А. Иванова сдать учебник в утиль. Похоже, свой он сдал, не читая: даже школьники прекрасно знают, что «царская водка» — смесь азотной и соляной кислот.

«Подписывайтесь на наш канал»


В принципе, уже этого достаточно, чтобы сделать выводы. Во-первых, обе книги («Химические элементы» — в гораздо большей степени) изобилуют ошибками и неточностями, которые могут ввести неискушенного читателя в заблуждение. Во-вторых, первая книга ни в коем случае не может рассматриваться как источник знаний о химии элементов: в ней мало дельной информации, но много случайных фактов.


Все это, возможно, не заслуживало бы внимания, если бы не одно «но». Автор напористо и с апломбом предлагает свои книги для чтения школьникам, да еще и имея смелость давать советы «сдать учебник к макулатуру», хотя, по-хорошему, это надо сделать именно с его творениями. При этом, как видно из обсуждений в Интернете, на критику он реагирует болезненно, предлагая профессионалам исправить ошибки за него «ради общего блага» и, если есть претензии, излагать ему их приватно.


Извините, но нет.


Книга или научная статья называются «публикации». Это слово – однокоренное с «публичность». Если человек представляет свой труд urbi et orbi, это предполагает, что обсуждение достоинств и недостатков будет публичным. И да, профи не обязаны исправлять чужие ляпы, хотя и могут. Возвращаясь к медицинским аналогиям: если «популяризатор медицины» без диплома врача возьмется вырезать человеку воспаленный аппендикс в домашних условиях, то, конечно, медики потом постараются спасти пациента (если успеют), но заслуги «популяризатора» в этом не будет никакой – наоборот.


Как уже упоминалось в начале, популяризация науки — это очень хорошо. Прекрасно, что люди стремятся распространять знания. Замечательно, что у них есть энтузиазм.


Но ни задор, ни энтузиазм не заменяют знаний. Дилетант с тысячами подписчиков и лайков остается дилетантом. Профессионал остается профессионалом — даже без лайков.


Как далеко не самый сильный, но все же специалист в области неорганической химии, могу дать автору пару советов — купить несколько хороших учебников и внимательно их изучить. И пока не разберетесь в том, что там написано, — не писать книг для школьников.


Качество научно-популярных материалов в широком смысле — проблема, и она будет становиться все более серьезной по мере того, как популяризация науки будет поощряться на государственном уровне (а такие шаги предпринимаются, и само по себе это правильно). Дело не в одной негодной книге — дело в ситуации в целом. И с этим надо что-то делать.

Наука | Научпоп

7.7K постов78.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
15
Автор поста оценил этот комментарий

У вас было такое хорошее введение, хотел с вами согласиться. Но когда вы дошли до конкретики, стало ясно, что вы докапываетесь. "Селитры бывают разные" - и что? Соли тоже бывают разные, что теперь, в популярной литературе по химии слово "соль" без "повареной" не использовать? По умолчанию селитра - это KNO3, все прочие требуют дополнительного уточнения, по начало XX века она и называлась "обыкновенной селитрой". Не говоря уже о том, что автор как раз написал: "входит в состав селитры KNO3" - он не говорил, что единственная селитра - это KNO3.


"Гален был не совсем грек, да и звали его не Клавдий, а этимология слова химия спорна" - какой ужас, позор автору популярной книги по химии. В датчанах не разобрался, стыдоба.


Конечно же, дело не в геометрии молекулы, иначе моноядерные иодидные комплексы просто не существовали бы. Причины гораздо сложнее, но авторам они явно незнакомы.

Возражение по существу, но смею сказать, что подавляющее большинство учителей химии понятия не имеют, откуда берутся орбитали и правила Гунда, что не мешает им учить детей, малый процент которых когда-нибудь узнает это курсе на четвёртом химфаков и физфаков.

раскрыть ветку (44)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Дык введение мое, а рецензия – к.х.н Адонина.


Ну а вы снова заводите телегу про то, что упрощения и ошибки простительны во благо популяризации. Нет, не простительны. Не умеешь - не берись. Нельзя буллшитом победить неграмотность

раскрыть ветку (39)
12
Автор поста оценил этот комментарий
Ну а вы снова заводите телегу про то, что упрощения и ошибки простительны во благо популяризации.

Не совсем. Я считаю, что ошибки простительны, если они мелкие и не по существу, а в целом книга хорошая, и неважно, во благо популяризации или нет. Худлита и учебников это тоже касается.


В американских вузовских учебниках по физике написана ахинея про скрытую теплоту кристаллизации, и что теперь, выкидывать учебники?


Что до упрощения, то упрощения не простительны, а необходимы. Сперва общее, потом частности. Ну так как, будем орбитали из школьной программы выкидывать на том основании, что средний даже выпускник химфака в них ни в зуб ногой, если на квантовой химии не специализировался? Катализаторы тоже из программы выкинем? А то как они работают - не так давно вообще никто не знал. Закон Аррениуса? Или вы думаете, что школьные учителя понимают, откуда он берётся? А вы сами понимаете? А как получать стереорегулярный каучук (в 11 классе говорили, что можно) - вы понимаете?


Нельзя буллшитом победить неграмотность

Задача научпопа не в победе над неграмотностью, а в увлечении детишек. В "Занимательной физике" Перельмана чуши полным-полно, а книга замечательная и со своей задачей уже больше ста лет справляется.


И если что, я вообще не за научпоп для взрослых. Буквально вчера я написал тут, что Хокинг сделал большую ошибку, когда написал книги, после которых прожженные троечники начинают с видом знатока рассуждать о теории поля и ОТО.

раскрыть ветку (7)
6
Автор поста оценил этот комментарий
И если что, я вообще не за научпоп для взрослых. Буквально вчера я написал тут, что Хокинг сделал большую ошибку, когда написал книги, после которых прожженные троечники начинают с видом знатока рассуждать о теории поля и ОТО.

Ну не знаю. Как по мне, научпоп (без буллшита и без явного обмана) - вещь вполне хорошая в любом возрасте. Да, научпоп-читатель не будет выдающимся учёным, но ему это вряд ли нужно. В чём такой серьёзный минус научпопа?

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ты что,  научпоп для детей и тупых, хочешь что-то узнать - читай научные работы в оригинале)))

Ну,  а если серьезно,  то да,  научпоп нужен взрослым,  ибо,  во-первых,  он заставляет думать и развивать критическое мышление,  во-вторых,  борется с лженауками. Ибо не достаточно сказать,  что гомеопатия хуйня,  надо объяснить почему она хуйня и почему другое не хуйня.  

ещё комментарии
14
Автор поста оценил этот комментарий

Ну а вы снова заводите телегу про то, что упрощения и ошибки простительны во благо популяризации. Нет, не простительны.

Сперва меня учили, что не бывает корней из отрицательных чисел, а бесконечность не может быть больше или меньше другой бесконечности. Что любые два числа можно сравнить и сказать, какое из низ больше. И я влюбился в математику и пошёл по пути ее изучения. Но если бы мне в школе пихали сразу вышмат, было бы как на картинке. Но задача школы — не только привить интерес, но и дать базовые знания. Задача научпопа проще: заинтересовать. И ради этого простительны упрощения.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (26)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Причём тут упрощения? Одно дело, когда тебе более простые разделы математики преподают, где, действительно, что-то отличается от высших рпзделов (хотя с бесконечностями вы что-то исказили). А другое, когда тебе сходу накидывают ложную информацию, которая ложная в любой системе координат. Но популяризатору почему-то так можно, он же популяризирует. И не важно, что клюнувшего на удочку популяризации в дальнейшем придётся переучивать, или, того хуже, он так и останется с ложной информацией в мировоззрении. Нам главное же людей заинтересовать.

Это, господа, Провал Провалыч.

раскрыть ветку (24)
2
Автор поста оценил этот комментарий

хотя с бесконечностями вы что-то исказили

Бесконечные множества имеют мощность, которую можно сравнить. Например, множество целых чисел равномощно множеству натуральных, но меньше множества иррациональных.

И не важно, что клюнувшего на удочку популяризации в дальнейшем придётся переучивать, или, того хуже, он так и останется с ложной информацией в мировоззрении

Меня пришлось переучивать. А кто-то до сих пор считает, что корней из отрицательных чисел не существует. Про сравнение бесконечностей вот и вы не в теме, похоже.

Так в чем разница?

раскрыть ветку (23)
3
Автор поста оценил этот комментарий

"Больше" и "меньше" не применимы к бесконечностям. Если речь идет о мощности или плотности, то другой вопрос, но тогда это должно быть обозначено. Но "бесконечность А больше бесконечности Б" - высказывание некорректное.


По сути, ваше переучивание свелось к расширению границ знаний, предыдущие же границы вполне соответствовали положению вещей в своей сфере влияния. Пример, который мы обсуждаем, ложный в любой сфере применения.

раскрыть ветку (22)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вы наверно удивитесь, но с точки зрения программиста "больше" и "меньше" применимы даже к словам, не то что к бесконечностям. К словам, к файлам (в том числе, к файлам одинаковой длины в байтах), к древовидным массивам, к песням и к религиозным конфессиям, вообще к чему угодно. К чему какую-либо функцию сортировки определите - к тому они тут же и становятся применимы.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Не удивлюсь)

С точки зрения человека, незнакомого с концепцией сравнительных характеристик величины, "больше" и "меньше" неприменимы ни к чему

2
Автор поста оценил этот комментарий

Вы не совсем правы. Дело в том, что не существует в математике термина «бесконечность». Есть бесконечно большое число, бесконечно малое число, бесконечно удаленная точка и бесконечное множество. Бесконечность — это неформальное упрощение любого из этих терминов. И поэтому формально бесконечности не существует, но неформально бесконечности можно сравнить, но только если речь идет о множествах. Но в школе не вводится понятие бесконечно большого числа, говорится просто о бесконечности — отсюда и искажение.

Но "бесконечность А больше бесконечности Б" - высказывание некорректное

Корректное, если речь идет о множествах. Если же о числах...
inf > -inf

раскрыть ветку (19)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Мы же друг друга поняли, что речь идёт о множествах, с чего бы мне говорить о числах?


У двух бесконечных множеств будут равные количества элементов, на то они и бесконечные. У континуальной и у счётной бесконечности будут также равные количества элементов. Если мы их сравним по мощности, то счётное будет "меньше", но это контекст, и в отрыве от него "Бесконечность А больше бесконечности Б" некорректно.

раскрыть ветку (18)
Автор поста оценил этот комментарий

У континуальной и у счётной бесконечности будут также равные количества элементов

Почему?

раскрыть ветку (17)
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что они бесконечны. Для бесконечности в принципе  не применимы количественные характеристики.

раскрыть ветку (16)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Для бесконечности в принципе не применимы количественные характеристики.

Но тем не менее говоря что у них одинаковое "количество" элементов вы именно что натягиваете количественные характеристики

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Но мощность множеств — это обобщение понятия количества.
раскрыть ветку (13)
2
Автор поста оценил этот комментарий

а потом на первом курсе университета преподы с матюгами выбивают из студентов окончивших обычные общеобразовательные школы всю ту дичь, которую вы перечислили и еще чуть-чуть. Я с трудом себе представляю как можно полюбить математику в ее упрощенном виде

Автор поста оценил этот комментарий
Погодите-ка, популяризация науки нужна для победы над безграмотностью? А я думал для того, чтобы привлечь молодое мясо в науку
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Молодое мясо в науку популяризация не привлекает или привлекает очень мало. Посмотрите на среднего посетителя УПМ. Уже никакой молодостью там не пахнет

4
Автор поста оценил этот комментарий

По-другому скажи лучше.

Не умеешь - не берись писать своё, лучше просто копипасть чужое, если что, скажешь, что не ты автор, а автор ошибся, да.

Именно так ты и делаешь ведь.

Покажи авторский контент свой, а мы посмотрим, есть ли там ошибки.

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Спервадобейся, ага.


Популяризаторское бинго:

✅ Ты завидуешь

✅ Ошибки допустимы, потому что мы же науку популяризируем, благое дело

✅ Спервадобейся

✅ Задача популяризации популяризовать, а не знания доносить.


Что ещё?

1
Автор поста оценил этот комментарий

Селитры бывают разные, и аналогия с солями некорректна. Среди солей есть такая (NaCl), которую использует каждый человек, и поэтому эта соль может считаться "солью обыкновенной", "солью по умолчанию" и т.д.

Среди селитр во-первых, нет такой. Большинство народу никакую селитру даже не видало ни разу. А во-вторых, из тех, кто селитры использует, для одних по умолчанию калиевая (именно её они используют чаще), а для других - аммиачная. И попытка ввести термин "селитра обыкновенная" может дорого обойтись кому-то из тех, кто на этот термин поведётся.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Тем не менее, название "обыкновенная селитра" есть. Оно устаревшее, но еще в начале XX века так писали в справочниках, энциклопедиях, учебниках по химии, словарях и законах.


Например, в "Основах химии" Менделеева, в Энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона, в постановлении Совнаркома 1924 года о таможенных тарифах (причём рядом с "обыкновенной селитрой! перечислены многие другие селитры), толковом словаре Чудинова (1910 год, даже слова "обыкновенная" нет: просто "селитра" - а речь о калийной). Постепенно такое использование сошло на нет.


Это что касается термина "обыкновенная селитра". Но главное: в книге не написано "обыкновенная селитра" или просто "селитра". Там написано: "селитра KNO3" - что тут неправильного? Где тут неоднозначность?

Автор поста оценил этот комментарий
Большинство народу никакую селитру даже не видало

лолшто?

Я такой старый(30 лет) или что? я не знаю людей, которые не использовали или хотя бы не слышали или видели ничего об селитре.

Ни у кого никогда не было города или клумбы? Никто не делал дыумовушки?

Не пытался сделать порох?

Житель мегаполиса если что.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я ни разу не видел и не использовал селитру. 28 лет, не мегаполис.

Не знаю, из чего состоит и для чего нужна.

Лично у меня не было ни огорода, ни клумбы, даже домашние растения мне не принадлежат и я ими не занимаюсь (разве что полить могу иногда).

Дымовухи из селитры не делал, да и вообще дымовухи юзал меньше десятка раз (из шарика для пинг-понга (вроде) и бумаги, а также из смеси двух аптечных таблеток (влом гуглить)). И то это была всегда не моя инициатива, а друзей.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку