КБЖД в деталях ч.13: Дореволюционные железнодорожные тоннели и галереи участка Шумиха-Уланово
И снова мы продолжаем серию статей о знаменитой КругоБайкальской Железной Дороге.
В предыдущих частях мы неоднократно писали о том, что чтобы полностью охватить все самые интересные сооружения на протяжении более 85 километров КБЖД, мы разделили её на участки между станциями.
И в этот раз мы расскажем про участок этой железной дороги от остановочного пункта Шумиха до станции Уланово.
И сразу за остановочным пунктом Шумиха, где мы остановились в прошлой статье, нас встречает портал тоннеля №11 "Шумихинский", который был построен в 1904 г. на 100 километре КБЖД.
Длина этого тоннеля составляет 299 метров и изначально он был двухпутным, но впоследствии один путь был демонтирован.
По первоначальному проекту здесь должен был быть более короткий тоннель длиной всего 146 метров, а у порталов должны были быть прорублены выемки.
Но во время подготовительных работ выяснилось, что здесь изобилуют очень непрочные грунты с валунами и ледяными прослойками, в следствии чего пришлось изменить проект, а также уменьшать заряды динамита при проходке, чтобы не совершать непредвиденные обвалы.
Так выглядит его второй портал.
Спустя ещё несколько сотен метров мы выходим к ещё одному тоннелю №10 "Берёзовый-2", который был построен также в 1904 г.
Его длина составляет 77 метров.
Строительство этого тоннеля также сопровождалось сложными грунтами, а уже в процессе первого года его эксплуатации здесь часто происходили обвалы, в следствии чего пришлось усиливать некоторые кольца свода.
Второй портал.
И сразу за ним в сотне метров мы выходим к ещё одному тоннелю №9-бис "Берёзовый-1".
В отличии от предыдущих, этот двухпутный тоннель строился в период с 1912 по 1914 гг. взамен проходившего правее на тот момент уже аварийного обходного пути вокруг мыса с противообвальной галереей.
Длина его составляет 497 метров.Длина его составляет 497 метров.
В середине тоннеля во время строительства был пройден небольшой ходок к дополнительному забою, через который осуществлялся вывал породы в озеро.
И он сохранился по сей день.
Здесь хорошо видна толщина каменно-бетонной обделки тоннеля. Не путать с отделкой, обделка это горный термин, обозначающий тип крепи.
Давайте выглянем на склон скалы.
Откуда можно заметить неиспользуемую галерею старого пути первого этапа строительства, от которой когда-то над бухтой в обход скалы проходил металлический виадук, но впоследствии его разобрали.
Заброшенка
2.6K постов16.4K подписчиков
Правила сообщества
В сообществе действует система тегов. Добавляя посты вносите соответствующие теги:
*[урбанфакт] - Информативный пост с обильным количеством информации и фотографий
*[урбанфото] - Пост содержащий исключительно эффектные/интересные снимки
*[забугорныйурбан] - Пост содержащий информацию о иностранных объектах
*[урбанслучай] - Случаи, курьезы, происшествия из личного опыта урбан-туристов
*Также желательно добавлять тег с названием города/населенного пункта местонахождения объекта