Как выбрать учителя по вокалу

Ура, наконец-то дошли руки.


Все, изложенное ниже, — советы моего текущего педагога по вокалу, у которой 3 высших образования, 2 из которых музыкальные. И огромный преподавательский стаж. Она умеет вытаскивать самые сложные и проблемные голоса, исправила даже косноязычие у своей ученицы (на это ушло много лет, но там девочка практически совсем не говорила, ее привели в младших классах, а сейчас у нее прекрасный ровный голос без дефектов).


Это общие, но очень важные штрихи.


1. Вокал — дело интимное. И я не шучу. Педагог будет видеть вас в разные этапы становления голоса, с ним вы будете проходить различные ломки и сопротивления (психологическое и физическое, писала об этом Как я учусь петь. Сложный случай и Как я учусь петь-2. «Птичка пролетела»). Поэтому вам с этим человеком должно быть элементарно комфортно. Доверьтесь своей интуиции и ощущениям.


Если что-то не так, не уговаривайте себя «от головы». Тело знает лучше.

В свое время мой педагог сменила чуть не 10 учителей, пока не нашла своего.


2. Все разъяснения педагога вам должны быть понятны. Вы должны четко знать, что от вас хотят. Телепатия тут не годится. Опять же моя педагог стояла под дверьми в консерватории и слушала, как проходят уроки. Как учитель доносит информацию, как строит диалог с учеником. И да, даже в консерватории мало хороших педагогов. У многих есть амбиции и позерство, а знаний нет. Вернусь к этому вопросу позже.

В целом вам ничто не мешает договориться с потенциальным учителем и тихо посидеть в углу посмотреть на сам урок с другим учеником. По возможности тоже новичком (или аналогично вашему уровню), потому что когда уже продвинутый ученик, там процесс и объяснения будут отличаться. И потом уже позаниматься самому. Главное, помните, что вы не обязаны годами ходить к педагогу, если он вам не подходит. Не думайте, что неудобно быстро бросать, или вы обидите человека, или получите результат через полгода, а пока надо потерпеть... Нет.


3. Очень важно, как вы чувствуете себя на уроке. Педагог не должен повышать голос, ругаться, выкатывать претензии. Я об этом говорю, потому что реально знаю такие истории. Обоснование может быть разным: мол, ты только начинал, я тебя поддерживала и не ругала, а теперь ты вырос, поэтому я имею право указывать на ошибки и ждать от тебя большего. Я могу пародировать твои ошибки, предъявлять повышенные требования.

Мое мнение и мнение моего педагога: никто никогда не имеет права на вас орать и вести себя недостойно. Вы просто в итоге закроетесь или будете вздрагивать при каждом взгляде. А так каши не сваришь.

Адекватное состояние — когда вы с радостью идете и на урок, и с урока, потому что каждый раз будет что-то хорошее. Сложное, непривычное, но хорошее.


4. Теперь более конкретно про сам процесс))

Вам должно быть удобно во время урока и после. Не должно быть боли и дискомфорта в горле, глотке и пр. Иногда могут быть незнакомые новые ощущения (как вы в зале растягиваете мышцы, например), но ни в коем случае не боль на постоянной основе!

Прислушивайтесь к себе всегда. Это ваш организм, и никто со стороны за вас ощущения не поймет. Еще раз: может быть эпизодически что-то тянущее или непонятное, но ни в коем случае не резкая боль и не регулярная боль. Если несколько уроков подряд вам плохо — идите к фониатру. Обязательно!

Если есть сип или садится голос к концу или после урока — к фониатру!


5. Когда вы только начинаете учиться петь, в первую очередь идет работа над дыханием. Много дыхания, еще больше разъяснений. Нельзя петь с первых дней арии, песни, даже детсадовские колыбельные. Это все задачи следующего этапа.

Сначала дыхание, освобождение глотки, гортани и тела от зажимов, специальные упражнения на наработку вокальной позиции. Через мышечные ощущения. И только потом все остальное.


6. Педагог обслуживает ученика. Это значит, что должно быть больше объяснения, чем показа. Вы должны понять суть упражнения, механику выполнения, а не слушать, как поет сам педагог.

Еще есть «болезнь», когда педагог постоянно поет вместе с учеником. К сожалению, это ничего не дает. Потому что тогда педагог ученика тупо не слышит. И сам ученик себя не слышит и теряется в ощущениях. Педагог должен вести вас, а не заниматься самолюбованием.

Моя педагог никогда со мной не поет. Она мне показывает упражнение один раз — и все. Дальше я сама тренируюсь, а она дает обратную связь. И это верно.


7. Часто педагоги гадают по аватарке определяют тембр голоса чуть не на первом занятии и строят под это программу обучения. Ошибка в том, что сам по себе тембр может очень сильно поменяться, когда освобождается глотка. И опытный педагог примерно может уловить голос (в том числе по темпераменту ученика, телосложению), но просто подспудно иметь это в виду на перспективу. Но строится обучение всегда одинаково: сначала делается крепкая хорошая середина, и только потом потихоньку расширяется диапазон. Иногда при первой встрече педагог может попросить пропеть гамму, чтобы послушать диапазон, но разово. Ненормально, когда с первых уроков вас сильно ведут вверх или вниз.

Даже если у вас природный высокий голос, это может привести к разрыву. На верхах вы будете вытягивать за счет природы голоса, а середина будет жестко хромать из-за нехватки навыков, и голос получится рваным.



В общем, это все.

К сожалению, невозможно дать больше конкретики типа: если вы делаете это упражнение, то педагог крутой, если не делаете, то все плохо. Потому что реально есть много хороших рабочих методик, плюс все случаи уникальны. Строение головы, мышечный тонус, весь жизненный бэкграунд и ученика, и учителя.


Еще раз скажу, что идите от себя и своих ощущений. Педагог может быть великолепным, но не подходить именно вам. И наоборот. К моему педагогу стоит очередь на год вперед, но она берет не всех. Иногда к ней кто-то приходит, а она понимает, что ничего не получится, потому что девочка, условно, ждет похвалы и песен, а на самом деле ей нужно снимать зажимы и работать над дыханием, а это труд, к которому девочка не готова. И в итоге будет недовольство и отсутствие результата. А это никому не надо.


Из хороших методик и книг есть, во-первых, великолепная дыхательная зарядка Стрельниковой, во-вторых, малоизвестная книжка «Ларец вокалиста». Книжка 100% грамотная.

Как выбрать учителя по вокалу Вокал, Музыка, Голос, Обучение, Учитель, Пение, Опера и оперные театры, Длиннопост