Как я учусь петь. Сложный случай

В следующем посте (вероятно, на выходных) я расскажу, как выбирать учителя и оценивать процесс обучения.


А пока поделюсь своей историей и ощущениями, чтобы вы понимали, во-первых, что даже лютый здец лечится, а, во-вторых, насколько важен учитель — живой человек, а не книжка или видеокурс.


Начну немного издалека. У меня в роду у дедушки и дяди был абсолютный слух, а прабабушка пела так, что ее звали в театр выступать. Она не пошла, но до смерти пела восхитительно. Голос был сильный и ровный.


Что касается меня. Года в два у меня был отит, потом я налетела лицом на дверь (и это перекосило носовую перегородку, но узнала я об этом только в 14 на приеме остеопата после того, как он ее исправил), и всю школу я мучилась адовым насморком. Реально ходила с рулонами туалетной бумаги, т.к. платков мне не хватало. Это вообще не шутка. Голос у меня был тихий, хотя сама себя я изнутри слышала очень хорошо. Нормально петь не могла, разумеется. В ноты не попадала, от этого зажималась еще сильнее.


При всем этом, как бы парадоксально ни звучало, я чувствовала, что данные у меня очень хорошие. И голос есть, и слышу я такие вещи, которые людям и не снились (у меня акустическое восприятие людей и пространства, скажем так, поэтому считываю состояния очень хорошо, буквально сканирую людей, в том числе и по вибрациям).


Где-то после школы у меня настал момент, когда я явственно почувствовала: либо я учусь петь, либо мне кранты. Я не знаю, как это происходит у других людей, но у меня был очень жесткий выбор. Не из серии кого-то удивлю, пойду на конкурс... А очень четкое знание: или пою, или все.  Капец мне. Сейчас не буду сильно на этом останавливаться, дальше пройду пунктиром.


Эффект от вокала

У меня было много разных учителей, с кем-то хватило 1-2 уроков, чтобы понять, что не мое, с кем-то занималась с перерывами несколько лет. Эффект от вокала почувствовала сразу: во-первых, я отдыхала душой, во-вторых, стала в разы здоровее, в-третьих, получила обратную связь от педагога (мол, мелодический слух у тебя не але, а гармонический (по идее более сложный), на удивление прекрасный).


Занимались мы по одной схеме: разогрев, потом скороговорки (не на скорость, а на полетность произнесения), распевки и потом сами произведения. Педагог мне давала теорию, но все это было построено на образах типа «пьешь воздух» или «масочкой цап-цап». Самое удивительное, что голос и слух развивались, но вне класса петь я по-прежнему не могла. Только вместе с педагогом. Это стало тревожным звоночком. Я подумала: а смысл в таких занятиях, если выход за порог обнуляет результат?


И спустя какое-то время случился счастливый случай. Я уехала жить в Москву, нашла там другого педагога, которая мне вставила в рот пробку. В прямом смысле. Винную пробку, чтобы мой рот не закрывался во время пения. А потом надавила на живот. А потом еще дала какие-то физические упражнения, и у меня случился полный переворот в мозгах. Я, наконец, ощутила, что вокал — это не эфемерные образы и дар божий, а нормальная физическая работа. В прямом смысле, как орган. Нажимаешь на педальку — звук идет. Забит проход — звук застрял. Все!


Это значило, что как только я выучу (осознаю, сформирую, натренирую) правильную механику, я смогу петь везде и сама. Но тут случился в моей жизни еще один финт. На этот раз я переехала в Петербург и, как водится, стала искать педагога. Но в этот раз я очень точно знала, что ищу.


Мой настоящий педагог

После первого же занятия педагог спросила, не курю/пью ли я. И не было ли у меня каких-то проблем со связками. Когда я ответила на все, что нет, отправила к фониатру. Говорит, у вас сип и нужно убедиться, что нет никаких узелков на связках. Заметьте, это был первый педагог, который так сделал! К слову, я сама никакого сипа не слышала. У меня был нормальный (уже не тихий) разговорный голос, вроде бы, как у всех. И ни один человек до этого мне не говорил, что я звучу как-то не так.


Когда мы начали заниматься, чуть ли не половину урока мы разговаривали. Педагог показывала мне анатомические рисунки, видео носоглотки, рассказывала про механику звукоизвлечения. Конечно, я видела картинки и до этого, но тут был разбор конкретно моей ситуации. Почему у меня сип, что нужно сделать. Оказалось, что у меня очень зажата гортань и звук идет в щеки (кто помнит прошлый пост, мягкие ткани сжирают 80% громкости). Плюс я боюсь «упасть на связки» (грубо говоря, направить сильный поток воздуха туда, зацепить), поэтому челюсть спешит на помощь, опять-таки сжирая звук (буквально как пакман).


Я понимаю, что для кого-то это звучит недостаточно профессионально, а для кого-то недостаточно конкретно. Но чтобы не делать анатомические выкладки, подытожу. Когда мы поем, буквально идет сильный поток воздуха, который мы направляем мышцами. В идеале строится труба от диафрагмы до носовой полости примерно на уровне третьего глаза. И когда мышцы не в тонусе, они не могут сформировать и тем более удерживать правильную трубу. Когда мышцы пережаты (стресс, спазмы), тоже правильного звука не получается, т.к. он тормозится по дороге. Отсюда и дополнительные призвуки, сип, хрипы (и это не сексуальная хрипотца Уитни Хьюстон).


Более года мы снимали спазмы и расслабляли челюсть. Усугбляли ситуацию мое неправильное предыдущее обучение (у моих мышц очень хорошая память, поэтому при малейшей возможности они возвращались к привычному и любимому, пусть и неправильному) и конский энтузиазм (из-за которого я так старалась, что опять все пережимала).  Если у вас к этому моменту сложилось впечатление, что я выгляжу, как гоблин с перекошенным лицом, это не так. Речь идет о тонких настройках, которые не-специалисты зачастую даже не слышат/видят.


Отрицание, торг, принятие, или зачем нужен живой педагог

Должна сказать, что я прошла несколько стадий. Повторюсь, я свой голос не воспринимала как сиплый. Плюс мне сразу хотелось петь (я же пела когда-то, причем реально было неплохое раскрытие голоса), а оказалось, что нельзя.


Я могла только довериться педагогу, хотя внутренне согласна не была. Это очень важный момент! Все, что я знала, умела и любила, оказалось ложным. Поэтому я сжав волю в кулак просто делала то, что мне говорили. Мы делали физические упражнения для гортани. Никаких арий, никаких распевок. Тупо зарядка для горла, глотки, дыхательные упражнения. Мычание, всякие га-га-га, чтобы я вместо сплошной каши начала ощущать мышцы изолированно.


Постепенно педагог начала говорить, что голос меняется, что тембр становится более красивым (в том числе разговорный голос), и в эту сторону и надо двигаться. Поверите ли, но мне все равно не нравилось то, как я звучу! Я 100% доверяла педагогу, но аудиальная привычка была все еще очень сильной. Я делала записи, но никакого «женственного голоса» не слышала.


Слава богу, через год отпустило. У меня сформировалась новая норма.


Что-то совсем простыня, видимо, нужна вторая часть. Там будут самые ломки и ментальные глюки.


PS предваряя возможные вопросы. Да, есть совсем чистые голоса, есть от природы поставленные голоса, но их мало. Негативно повлиять могут стрессы, травмы, просто неправильно говорящее окружение (т.к. ребенок мышечно копирует). Но даже когда голос идеально чистый, важна грамотная работа, чтобы его не загубить. Опять-таки расскажу об этом в следующих постах.