Как распознать босса-микроменеджера и что ему противопоставить

Как распознать босса-микроменеджера и что ему противопоставить Начальство, Работа, Эффективный менеджер, Длиннопост

С этим текстом нам помог Сергей Вишневский из карьерного центра Эйч. У Сергея 18 лет опыта работы в разных коллективах и проектах, в том числе зарубежных — от нефтехимии до IT и телекома. И он повстречал достаточное количество боссов-микроменеджеров.

Что такое микроменеджмент

Стиль управления, при котором руководитель контролирует действия подчинённых, вмешивается в процессы и результаты работы, отслеживает поведение и даже влияет на мнения сотрудников.

Такой руководитель показывает «как надо» и говорит делать так, потому что «он так сказал», выдвигает неоспоримые в его глазах требования и правки. Он не доверяет сотрудникам, не верит, что они справятся, и не отпускает контроль.

Нанятые сотрудники — эксперты в своих сферах — не принимают решения, сомневаются в своих действиях и мыслях, вынуждены тратить время на отчёты и самодурство шефа, а не на работу.

«При микроменеджменте ты чувствуешь отсутствие доверия. К тебе относятся как к глупому, как к человеку не на своём месте и без высшего образования, которое в действительности у тебя есть», — Сергей Вишневский

Признаки босса-микроменеджера

Главный признак — контроль действий подчинённых до мелочей. Микроменеджер заходит в зону компетенций нанятого им же сотрудника и даёт советы, как и что надо сделать. Влезает в код, переделывает отчёты, выбирает шрифты презентаций, правит вкусовщину.

Ещё ничего, если это проявляется только в работе. Такой босс может поминутно считать перерывы, слушать разговоры с коллегами и отслеживать длительность обеда.

Вот ещё типичные черты босса-микроменеджера: 

  • Требует частые отчёты, спрашивает, как дела с порученным делом, задолго до дедлайна, корректирует промежуточные результаты.

  • Неадекватно реагирует на ошибки подчинённых и сам неадекватно реагирует на критику. Так проявляется отсутствие эмпатии.

  • Ставит нереалистичные сроки. Потому что ему кажется, что дело плёвое — если не тратить время на обеды и перекуры.

  • Неравномерно распределяет нагрузку. Выбирает наиболее работоспособную единицу в коллективе и даёт ей или ему задачи сверх нормы, а остальные незаслуженно записаны в лодыри и бездельники.

Эти черты присущи всем микроменеджерам. Их можно объединить в группы — по истокам микроменеджмента и перспективам исправления.

Три типа босса-микроменеджера

Вице-менеджер

Такой босс не доверяет сотрудникам, даже если те — спецы. Он приходит в команду извне, скорее всего, назначен кем-то сверху. И там, наверху, микроменеджер на позиции всех устраивает. Такой босс детально контролирует работу команды, потому что для него это способ выяснить, как она работает. Этот тип довольно легко исправляется:

«Самый беспроблемный тип микроменеджера. Со временем сокращает свой контроль, когда замечает, что команда работает без сбоев, и начинает понимать, кто и как работает и на что способен. Тогда такой босс начинает делегировать принятие решений и ответственность», — Сергей Вишневский

Незаменимый

Это осознанная стратегия, которая имеет под собой психологическую основу, — как правило, страх потерять работу. Из-за возраста, неуверенности в себе или боязни оказаться заменённым. Он собирает вокруг себя исполнителей и намеренно не растит преемников. Ему не нужно развитие команды, и решения он замыкает на себе.

«Заходишь в кабинет к такому человеку, а у него во-о-от такая корона на голове. С чем к нему не придёшь, о чём не скажешь — у того на всё своё мнение, невозможно ни в чём переубедить», — Сергей Вишневский

Не осознающий

Такой босс даже не знает, что микроменеджерит, — он просто работает. Первая причина — ему никто не даёт обратную связь, вот он и не знает. Да он и сам не спрашивает. Скорее всего, у него слабо развиты эмпатия и эмоциональный интеллект при сильных аналитических способностях. Босс не понимает чувств команды и не знает, как можно выстроить отношения иначе. Если прямо указать ему на неэмпатичность, он даже может прислушаться. Прочитает пяток книжек по работе с коллективом, применит знания на практике. Вполне возможно, что это лишь мимикрия, но проблема смягчится.

Чем плох микроменеджмент

На уровне коллектива микроменеджмент ведёт к инфантилизации коллектива.

Микроменеджмент подавляет в людях способность принимать решения, идти на риски, проявлять инициативу, нести ответственность. Да и зачем — босс ведь сам всё сделает, решит, примет удар и переделает. Что самое неприятное, многие сотрудники начинают со временем действительно верить, что они  глупые или нерешительные.

Вторая проблема — развивающаяся профнепригодность сотрудников и стагнация коллективного IQ. Получается не команда, а набор машин–исполнителей.

Третья — утечка кадров. Большинство людей, особенно молодых и амбициозных, уйдут от такого руководителя.

Качество реализуемых проектов тем временем пробивает дно — и компания никуда не движется.

Ведь пока микроменеджер занят тушением мелких пожарчиков, с которыми справились бы и сами сотрудники, полыхают крупные вещи — корпоративная культура и стратегическое развитие компании.

«Идеальная метрика, которая характеризует лидера, это сколько людей из его команды выросли на позиции выше него. И очевидно: если человек микроменеджер, эта цифра будет стремиться к нулю», — Сергей Вишневский

Что делать, если босс микроменеджер

Не вскипать в моменте. Этого точно не стоит делать, если от босса летит очередное странное требование или идея — театральный бросок отчётов в воздух  не поможет. Как только поддашься эмоциям, то займёшь слабую позицию.

Замедляйся. Вдох-выдох. Если общение происходит лично, попробуй спокойно уточнить требования и задать чудодейственный вопрос «Зачем?». Это вынудит босса тоже замедлиться. Он может задуматься, что задача поставлена неправильно или вовсе лишняя.

Помогает конструктивный разговор и конкретика. Босс требует сдавать отчёт 15-го числа каждого месяца, но отругал, что отчёт не готов 10-го? Напомни, что срок поставлен на 15-ое. Спроси, означает ли это изменение дедлайна. Босс задумается и в следующий раз сформулирует задачу детальнее. Следующую встречу по отчёту нужно начать с краткого подведения итогов по предыдущим поручениям — и тогда не придётся переделывать отчёт с нуля.

В перспективе — тоже не вскипать. Повторение ситуации кого хочешь доведёт, так что это сложно. Раздражением и потерей контроля делу не поможешь. Тут надо переходить к системному решению проблемы.

Поговорить о зонах ответственности. Можно напрямую обсудить задачи и направления, где ты имеешь автономность и самостоятельность. Если предложение не устроит, то попытаться выдвинуть встречное. Хотя не факт, что босс не продолжит микроменеджерить после определения границ.

Не прогибайся под вмешательством микроменеджера. До определённой степени — не принимай безоговорочно новые задачи, требования, не кидайся воплощать его идеи. Реализуй ход «с фактами не поспоришь» и попробуй собрать аналитику. Если продажи товара неумолимо падают на протяжении длительного времени, нет смысла строить новый завод — факт? Факт. Финк эбаут ит.

Записывай задачи и максимально уточняй правила игры.  Микроменеджеры порой забывают о задачах, которые сами же и поставили, и накидывают одни и те же. Это лечится записью задач. При постановке подробно спрашивай про требования и архивируй их. Потом, если босс заявит, что отчёт сделан не так, принеси составленный им же регламент.

Если ничего не помогает, не увольняйся на эмоциях. Особенно, если идти некуда, а подушки безопасности нет. В таком случае новое место работы лучше искать, находясь на старом: придумай план Б, а лучше — ещё и план С. Кризисное состояние считывается на собеседованиях. Лучше приходить на них спокойным и с позиции силы.

Попробуй найти другие варианты внутри текущей компании. Стоит изучить, какие навыки можно перенести в другую должность. Если ты продаёшь ромашки, попробуй продавать одуванчики. Мир вокруг может удивительным образом меняться от одной только смены отдела (и начальника).

👌 А иногда можно просто принять. Бывает, что всё устраивает: коллеги, работа, зарплата, расположение офиса, вкусный кофе на первом этаже. Тогда попытайся смириться с боссом-микроменеджером и сосредоточь свою энергию и внимание на других сферах жизни.

«Это здоровое принятие того, что у тебя босс — микроменеджер. Работа приносит деньги, обеспечивает безопасность и удовлетворение базовых потребностей. И если ты уже понимаешь, что расти тебе тут не особо-то хочется, можно развиваться в других сферах: хобби, семья, обучение, дополнительный заработок. Ты не будешь думать о работе вне стен офиса или рабочих часов. А дальше ваши пути просто разойдутся», — Сергей Вишневский

Красные флаги микроменеджмента на собеседовании

Ты можешь распознать будущего босса-микроменеджера ещё до устройства на работу, обратив внимание на следующие моменты:

  • 🚩 Докапывается до деталей многолетней давности. Просит конкретики по каждой строчке в резюме, допустим, «Достиг выручки в 20 миллионов для компании». А вы работали в этой компании 10 лет назад. Вы вспоминаете, рассказываете. А он не унимается, просит конкретных действий и решений, имена коллег. Это выдаёт человека, который закапывается в мелочи, а не пытается видеть картину целиком. Микроменеджер именно такой.

  • 🚩 Потребительское отношение. Типичная фраза:  «А чем вы можете быть мне полезны?». А если такое спросить в ответ, он возмутится! Что это за меркантильный работник перед ним? Интервью по работе — диалог двух сторон, здесь должно оговариваться не одностороннее использование, а взаимовыгодное сотрудничество. Именно так видит собеседование здравый наниматель, не стремящийся найти очередной винтик в свой механизм.

  • 🚩 Говорит, что в компании отслеживают активность сотрудников в сети специальными программами — которые анализируют движение мышки или делают скриншоты в течение рабочего дня.

Наниматель не смотрит на результат — только на исполнение. Это и есть проявление микроменеджера.

Напоследок — исповедь микроменеджера: что будет, если отпустить контроль

Соучредитель и генеральный директор boxed.com Че Хуанг рассказал в TedTalk про свой опыт с Boxed — упаковочной фирмой уровня стартапа. Ребята даже работали из гаража.

Основатели решили взять здоровенные коробки и оформить как мелкооптовые отправления. Чтобы поднимать настроение клиентам, они оставляли пасхалки на оборотной стороне счетов — приписывали там «Эй, улыбнись!», «Ты просто супер!» и другие приветствия получателям.

За три года Boxed продала на сотни миллионов долларов. С ростом компании начала меняться и роль основателя — теперь он управлял командой.

Он больше не мог писать классные записочки клиентам и решил научить этому сотрудников. Говорил, какой использовать маркер, цвет, шрифт. И скоро люди стали жаловаться в отдел кадров.

Тогда руководство решило: «Мы наняли этих классных ребят, так что определим их задание: "осчастливить клиента", дадим им способ это сделать — те же записки, — и пусть работают».

Сотрудники сами стали дополнять записки разными орнаментами и придумывать персональные подходы. К примеру, когда народ заказывал памперсы, на записке было: «Привет малышу!». А на упаковке с размером побольше писали: «Надо же, как быстро растёт». Люди по-настоящему прониклись этим.

Это мы к чему. Если отпустить контроль, довериться, дать сотрудникам быть профи и расти, результаты могут удивить.

Автор: Татьяна Уржумцева

Офисные будни

5.2K постов16.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

-не нарушайте вежливость. За нарушение вежливости -бан, ибо это отталкивает посетителей и авторов.

- не нарушайте правила Pikabu и чтите закон.

- добавляйте посты связанные с тематикой сообщества;
-делитесь опытом организации жизни  в офисе и проживания на работе;
-делитесь управленческим опытом;


Бан за неуместную настойчивость: если вы активно, по несколько раз в неделю, в течение длительного времени размещаете сообщения низкого качества, простецкие и незамысловатые, не ориентированные на интересы аудитории, вы отправляетесь в бан сообщества. Ради качества контента.