Как понять, что на самом деле хочется?
Люди, которые задают такой вопрос, часто попадают в петлю бесконечного поиска. Ходят по кругу.
Слово «понять» подразумевает аналитическую активность, которая к «хотению» имеет малое отношение.
На самом деле, когда люди задают такой вопрос, они спрашивают совершенно другое:
Как мне разобраться с тем, что внутри мне мешает делать, брать, покупать, выбирать то, ЧТО Я ХОЧУ?
Если у человека нет апа́то-абули́ческий синдро́ма, то есть, он умывается, чистит зуб, сам обслуживает себя, общается с людьми, работает и т.д., то он время от времени, что-то где-то от кого-то хочет!
В остальных случая: человек хочет, НО дальше активируется другой процесс, вносящий помехи. Часто это связано с воспитанием и тем, как родители реагировали на «хотелки» ребёнка.
Например, диалог мамы и ребёнка:
— Мам я хочу машинку.
— Нет, ты её не хочешь.
— МАМ, НУ Я ХОЧУ ЕЁ!
— НЕТ, Я ЛУЧШЕ ЗНАЮ, ЧТО ТЕБЕ НУЖНО, Я ТВОЯ МАТЬ! КУПИМ ТЕБЕ ВЕДЁРКО!
Определённое количество таких повторений и получаем «Мам, что я сегодня хочу?» или «Мам, я не знаю, что я хочу».
Второй сценарий:
— Мам я хочу машинку.
— Это дорого и рационально тратить столько.
— Мам, ну я её хочу.
— Тебе она не нужна, пойдём вон туда, я увидела красивую шапку себе на зиму.
Устанавливается правило: «всё, что дорого и не рационально хотеть нельзя».
Третий сценарий:
— Мам, папа мне купил машину, которую я хотел, смотри.
— Ах ты негодник, я тебе говорила, чтобы ты прекратил выпрашивать эту машину, говорила?
— Тебе должно быть стыдно, что папа повёлся на твои уговоры.
Цепочка: хочу →→→ чувство стыда.
Повторить несколько раз и во взрослом получим «беспричинное чувство стыда, когда что-то хочу себе купить».
Некоторые моменты упростил для наглядности, но общий механизм такой. К состоянию\чувству «хочу» присоединяется другое состояние\чувство, которое ведёт от реализации этого «хочу» в любую другую сторону.
Ребёнок становится взрослым, и замечает, что на импульс «хочу» внутри появляется какое-то неприятное ощущение, эмоция, или образ-воспоминание, или голос того родителя, который обучал с этим «хочу» справляться.
Обычно это всё настолько быстро происходит, что человек не замечает деталей (образов, голоса) и остается лишь ощущение, которое почему-то мешает сделать то, что хочется.
Для того, чтобы от «хочу» спокойно и радостно переходить к реализации, нужно разобраться с элементами (внутренний опыт), который этому препятствует.
Это можно сделать, зафиксировав конкретный контекст, в котором человек хочет свободно «хотеть» и действовать.
Выявить какой именно элемент опыта препятствует переходу от «хочу» к действию:
— Конкретное воспоминание или несколько (обычно связаны с детством, но не всегда).
— Отдельное ощущение в теле.
— Комплекс ощущений в форме конкретной эмоции.
— Воображаемое событие (часто это представления о последствиях выбора).
— Внутренний голос: свой или воспоминания чьих-то слов (тебе это не надо, зачем тебе это и т.д.)
В каждом отдельном случае, это будет отдельная техника работы. Такая детальность и последовательность ускоряет процесс обучения и повышает эффективность работы в целом.
После этого вместо вопроса «как понять, что я хочу» появляется другой вопрос «как успеть сделать, попробовать всё, что я хочу?». А это уже другая история.
———
Обсудить любые вопросы, связанные с мотивацией, страхами, ленью и другими психологическими трудностями можно в телеграм-чате: https://t-do.me/psy_chat
Психология | Psychology
20K поста59.4K подписчика
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.