Как понять, что на самом деле хочется?

Люди, которые задают такой вопрос, часто попадают в петлю бесконечного поиска. Ходят по кругу.


Слово «понять» подразумевает аналитическую активность, которая к «хотению» имеет малое отношение.


На самом деле, когда люди задают такой вопрос, они спрашивают совершенно другое:


Как мне разобраться с тем, что внутри мне мешает делать, брать, покупать, выбирать то, ЧТО Я ХОЧУ?


Если у человека нет апа́то-абули́ческий синдро́ма, то есть, он умывается, чистит зуб, сам обслуживает себя, общается с людьми, работает и т.д., то он время от времени, что-то где-то от кого-то хочет!


В остальных случая: человек хочет, НО дальше активируется другой процесс, вносящий помехи. Часто это связано с воспитанием и тем, как родители реагировали на «хотелки» ребёнка.


Например, диалог мамы и ребёнка:

— Мам я хочу машинку.

— Нет, ты её не хочешь.

— МАМ, НУ Я ХОЧУ ЕЁ!

— НЕТ, Я ЛУЧШЕ ЗНАЮ, ЧТО ТЕБЕ НУЖНО, Я ТВОЯ МАТЬ! КУПИМ ТЕБЕ ВЕДЁРКО!


Определённое количество таких повторений и получаем «Мам, что я сегодня хочу?» или «Мам, я не знаю, что я хочу».


Второй сценарий:

— Мам я хочу машинку.

— Это дорого и рационально тратить столько.

— Мам, ну я её хочу.

— Тебе она не нужна, пойдём вон туда, я увидела красивую шапку себе на зиму.


Устанавливается правило: «всё, что дорого и не рационально хотеть нельзя».


Третий сценарий:

— Мам, папа мне купил машину, которую я хотел, смотри.

— Ах ты негодник, я тебе говорила, чтобы ты прекратил выпрашивать эту машину, говорила?

— Тебе должно быть стыдно, что папа повёлся на твои уговоры.


Цепочка: хочу →→→ чувство стыда.


Повторить несколько раз и во взрослом получим «беспричинное чувство стыда, когда что-то хочу себе купить».


Некоторые моменты упростил для наглядности, но общий механизм такой. К состоянию\чувству «хочу» присоединяется другое состояние\чувство, которое ведёт от реализации этого «хочу» в любую другую сторону.


Ребёнок становится взрослым, и замечает, что на импульс «хочу» внутри появляется какое-то неприятное ощущение, эмоция, или образ-воспоминание, или голос того родителя, который обучал с этим «хочу» справляться.


Обычно это всё настолько быстро происходит, что человек не замечает деталей (образов, голоса) и остается лишь ощущение, которое почему-то мешает сделать то, что хочется.


Для того, чтобы от «хочу» спокойно и радостно переходить к реализации, нужно разобраться с элементами (внутренний опыт), который этому препятствует.


Это можно сделать, зафиксировав конкретный контекст, в котором человек хочет свободно «хотеть» и действовать.


Выявить какой именно элемент опыта препятствует переходу от «хочу» к действию:


— Конкретное воспоминание или несколько (обычно связаны с детством, но не всегда).

— Отдельное ощущение в теле.

— Комплекс ощущений в форме конкретной эмоции.

— Воображаемое событие (часто это представления о последствиях выбора).

— Внутренний голос: свой или воспоминания чьих-то слов (тебе это не надо, зачем тебе это и т.д.)


В каждом отдельном случае, это будет отдельная техника работы. Такая детальность и последовательность ускоряет процесс обучения и повышает эффективность работы в целом.


После этого вместо вопроса «как понять, что я хочу» появляется другой вопрос «как успеть сделать, попробовать всё, что я хочу?». А это уже другая история.

———

Обсудить любые вопросы, связанные с мотивацией, страхами, ленью и другими психологическими трудностями можно в телеграм-чате: https://t-do.me/psy_chat

Психология | Psychology

20K поста59.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.