Как открыть кофейню, если зарабатываешь 15 тысяч. Часть 5.

Всем привет. Продолжаю серию статей, посвященных открытию кофейни. Финальный пост, в котором расскажу о самом важном в любом бизнес-проекте.


Часть 1.

Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.



Как вы считаете, что нужно для выживания бизнеса?
Продажи. Чем больше продаж, тем больше оборот и чистая прибыль.

Но вот проблема. Наиболее устойчивы те виды бизнеса, где есть повторные продажи. Когда клиент возвращается к вам вновь и вновь. Как этого добиться? Низкой ценой? Не факт. Высоким качеством? Возможно, но не всегда.


Представьте ситуацию.
Вы открыли бизнес, вложили большие деньги в привлечение клиентов. У вас хороший товар, адекватная цена. Казалось бы, все составляющие успешного проекта.


Но вот идет второй месяц работы, а продажи стабильно на уровне ниже среднего.
Вы вкладываете еще больше средств в рекламу, а ваша выручка не растет.
Вы снижаете цены на товар, но получаете еще меньше. В какой-то момент деньги закончатся и будет нечем закупить новую партию. Вы устроите грандиозную распродажу "со скидкой до 70%" в надежде сбыть товар со склада. Он быстро разойдется, но денег хватит лишь на то, чтобы отдать часть долгов и закрыться.

Печальная картина, если честно.


В чем проблема?

Ключевую роль в любом бизнесе играют люди. Только если вы не маньяк-одиночка.

Именно люди, ваша команда работает над развитием бизнеса, контактируют с клиентом, продают впервые и повторно. И в глазах клиента ваш бизнес всегда ассоциируется с тем человеком, с которым он контактировал во время оказания услуги или покупки.


Если у вас нет команды, а просто сборище разномастных людей, которых объединяет только место работы, то на выходе будут возникать очень маленькие, но неприятные ситуации.


Клиент столкнулся с проблемой, обратился к менеджеру вашей компании.

Менеджер подумал, что у него в должностной инструкции ничего по этому поводу не написано и "отфутболил" клиента в другой отдел. Там тоже про эту проблему ничего не знают, поэтому передали клиента дальше. Третий отдел, который занимается закупками вообще не понял, почему к ним передали этого клиента и отправил его на самый первый отдел. Клиент плюнул и больше не вернулся.


В чем проблема?
В людях? Неа. В руководителе бизнеса.


Если корпоративная культура предусматривает сотрудниками решение только узких четко регламентированных задач, то она подходит только для производства. В сфере клиентского обслуживания менеджер должен быть волшебной палочкой, способной услышать, понять клиента и решить его проблему.


Меня огорчает, когда люди, сталкиваясь с проявлениями адекватного сервиса удивляются и говорят "Как здорово". Это не должно быть чем-то из ряда вон выходящим. Качественный сервис должен быть нормой.

Но Россия только только подходит к этому этапу развития. Мы все еще на подсознательном уровне ждем безразличия, незаинтересованности в решении наших проблем с определенной компанией, ждем "отфутболивания" и даже откровенного хамства.

Порой мы даже не знаем, что бывает по другому.

И это грустно.


Именно формированием команды должен заниматься руководитель.

Я всегда ставил во главу угла именно команду, и только потому мой бизнес до сих пор жив.


Воровство, безразличие по отношению к клиентам, намеренные и ненамеренные ошибки в работе - все это топит бизнес. Со штормами за бортом можно справиться, а вот дыру в днище заделать сложно.


Для того, чтобы построить успешную команду, по-моему мнению, нужно придерживаться следующих правил.

1. Никогда не повышать голос и не давить на сотрудников.

Очень часто видел ситуацию, как молодой человек. получив некоторую власть над коллегами, начинал давить их силой своего положения. Всегда, во всех 100% случаев, это вызывало ответное давление и саботаж.
В коллективе нужно завоевывать авторитет грамотными решениями в трудных ситуациях. Тогда не потребуется давить, нужно будет лишь объяснить.

2. Объясняйте сотрудникам, какой результат вы ожидаете увидеть. Большинство ошибок возникают именно из-за того, что руководитель не дал инструкцию и инструменты для решения той или иной проблемы.

3. Не стесняйтесь просить своих сотрудников о помощи. Если они добровольно принимают решение сделать что-либо, будьте уверены, они добьются приемлемого результата и сделают это на совесть. А если бы вы приказали, то результат был бы "на отвяжись".

4. Хвалите своих сотрудников. Я стараюсь всегда подмечать то, что человек сделал для компании и объявлять это перед всеми. У человека сразу повышается самооценка, уверенность в своих силах и в следующий раз он сделает все еще более качественно. Но тут нужно быть осторожным. Чтобы не перехвалить за выполнение рядовых функций и чтобы не лукавить, хваля без повода.

5. Разговаривайте с сотрудниками. Старайтесь понять, чем они дышат, как у них дела дома, что в последнее время тревожит. Это не душеспасительные беседы, это способ мониторинга состояния всей команды. Проверено: один человек с проблемами во всем коллективе формирует негативное настроение. Почему - не знаю.

6. Осуждайте некачественно выполненную работу, а не человека. Вы же платите за работу, значит ее и оценивайте. "Ты дебил, б...ть нормально сделать не можешь?"  - это пример того, как не надо делать. Человек начнет обороняться, защищая себя и свой результат труда, даже если и понимает, что он сделан плохо. Ничем хорошим такой разговор не закончится.


Это те правила, что я вынес для себя в ходе организации работы разных коллективов.
Возможно, мне не хватает опыта в каких-то моментах, возможно авторитета, чтобы сотрудники беспрекословно подчинялись. Поэтому приходится договариваться и понимать сотрудников. Может быть. Но мне кажется, что если твой руководитель прислушивается к твоему мнению, то с ним приятно работать и развиваться. А если просто орет и требует пусть даже и правильные вещи, то долгосрочное сотрудничество с ним не построишь.

А как вы считаете, какой должна быть команда, нацеленная на результат?
Каким должен быть руководитель команды?
Что он должен, а что не должен делать?


В заключение.
Это последняя статья, посвященная открытию кофейни с нуля.

Я постарался рассказать об основных моментах, но понимаю, что рассказал лишь малую часть.
Спасибо всем пяти тысячам подписчиков за ваши комментарии, вопросы, советы и рекомендации.


За эти две недели вы помогли мне сделать качественный рывок в развитии.

Я надеюсь, что тоже смог быть чем-то вам полезным.


Дальше буду писать о разных ситуациях, которые возникают в бизнесе. Надеюсь, это будет вам интересно.
Также с удовольствием отвечу на ваши вопросы по теме любой из пяти частей.


Всем еще раз спасибо.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
23
Автор поста оценил этот комментарий

"Меня огорчает, когда люди, сталкиваясь с проявлениями адекватного сервиса удивляются и говорят "Как здорово". Это не должно быть чем-то из ряда вон выходящим. Качественный сервис должен быть нормой."


Напомнило мои отношения с бывшими.

Когда те офигевали от розы и придержанной двери.

раскрыть ветку (28)
21
Автор поста оценил этот комментарий

Зачем так далеко ходить. Напоминает каждый второй пост про полицию/скорую/мчс и тд., где людей делают героями за выполнение их же работы.

раскрыть ветку (26)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Они не просто выполняют свою работу, а рискуют своими жизнями ради других людей. Человек осознанно пошел в полицию/скорую/мчс и тд., да зачем ему это надо? Разве это не герои? Денег заработать можно любой профессией, тем более эта не самая прибыльная.

Только представь, спасатель вытащил тебя из горящего дома, сам пострадал, а ты ему:"Ну молодец,что сказать, это ж твоя работа".

раскрыть ветку (6)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Человек осознанно пошел в полицию/скорую/мчс и тд., да зачем ему это надо?

Вот в этом и суть, он пошел именно, чтобы делать то, о чём Вы пишете, его же не насильно туда отправили, он САМ сделал выбор. Точно также ,как Вася-фрезеровщик или Коля физик. Так чем Коля и Вася хуже, они не герои? Спасатели спасают голыми руками? Врачи лечат наложением рук и молитвой? Представьте, что завтра все пойдут в полицейских и пожарных, кто будет растить продукты, строить дома или учить других?

Каждый человек, добросовестно делающий свою работу, не меньший герой, чем врач/полицейский/пожарный, который также добросовестно делает свою.

А вот когда простой Коля или Вася делает работу спасателя/пожарного, которую не выбирал-вот это уже ближе к героизму.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

  В том и суть, что Коля и Вася ходят на работу ради себя, себе зарабатывать деньги, они ни чем не рискуют. А для спасателей любой день может быть последним. Они готовы отдать свою жизнь за другую.

Я не имею ввиду, что другие профессии не важны. Но эти заслуживают отдельного внимая, хотя бы такого как посты в интернете, пару строк в новостях. Заслуживают хотя бы такой благодарности.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Коля фрезеровщик, рискует тем, что его на станок намотает. Вася тракторист рискует полететь на тракторе в канаву/загореться и т.д. В жизни, мы всегда чем-то рискуем. Даже когда ты пьешь кофе, ты рискуешь подавиться и помереть. Разница в том, что мы к этим ежедневным рискам привыкли и не замечаем их. Если ты каждый день будешь лезть в огонь - ты забудешь о риске. По статистике: от пожаров в 2014 году погибло 10 тыс человек, а от аварий в 2015 - 23 тыс человек. Почему тогда таксистов, дальнобойщиков или гаишников не возводят в ранг героев?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Да потому что они рискуют не ради других

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

а ты думаешь пожарники ради других рискуют? Это только кажется. Вася тракторист тоже рискует ради того, чтобы у каждого был хлеб на столе. Таксист Рудик рискует, чтобы человек вовремя доехал до нужного места. На самом деле, все они (пожарники тоже) рискуют исключительно ради бабок. Убери из этой схемы бабки и хер кто пойдёт на свою работу. Ты еще скажи, что гаишникам действительно важны наши жизни, и они штрафуют только ради того, чтобы при аварии, все остались живы

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Я понимаю о чем ты, но все равно остаюсь при своем

8
Автор поста оценил этот комментарий

Ага. Особенно бесит, когда самолет сел и все хлопают. Пилот же красава, выполнил работу - надо похлопать.

раскрыть ветку (18)
22
Автор поста оценил этот комментарий

И пилот выход такой из кабины в темных очках и зубочисткой во рту:

-Дээээ, ска, я это сделал!

А тёлки такие:

-Мы хотим от тебя детей!!! АААА!!! и трусы, трусы летят

4
Автор поста оценил этот комментарий

Это уже стало доброй традицией, мне кажется. Почему бы и нет?)

2
Автор поста оценил этот комментарий
Слышал, что хлопать это международная практика. Думаю придумали ее те, кто боится летать.
раскрыть ветку (7)
18
Автор поста оценил этот комментарий
От лица Лиги ссыкунов: гигантская металлическая коробка, сука, несет тебя в воздухе в тысячах км над землей, трясется, тарахтит, проваливается в воздушные ямы. И ты выживаешь благодаря пилотам и команде! Мы не хлопаем, мы АПЛОДИРУЕМ!
раскрыть ветку (4)
8
Автор поста оценил этот комментарий
несет тебя в воздухе в тысячах км над землей

Это как? В космосе что ли? XD

раскрыть ветку (2)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Я ссу проверять.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Я вас сильно огорчу - в целях безопасности кабину пилотов отделяет от салона звуконепроницаемая перегородка.

Пилоты никогда не слышат, как им хлопают :(

Автор поста оценил этот комментарий
Немного не по смыслу, но по теме напомнило https://youtu.be/jN1fA6zupOM
Иллюстрация к комментарию
2
Автор поста оценил этот комментарий

Хз, международная ли, но на международных рейсах хлопают куда реже, чем на внутренних по РФ, по моим наблюдениям. На зарубежке иногда вообще никто не хлопает, у нас же всегда пара-тройка находится.

Автор поста оценил этот комментарий

Может и была когда-то. Но лично по моим наблюдениям аплодировали только на внутренних рейсах, да и то не на всех.

Автор поста оценил этот комментарий

То есть не стоит хвалить пилота за выполненную им работу?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
можно подойти потом к стюардессе и сказать, чтобы передала благодарность пилоту. Или написать пару слов в жалобной книге(или как там она называется), или сделать тоже самое на сайте авиакомпании.


Но нахера хлопать? Он не слышит этого, и ему еще нужно припарковать самолет.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Увидел ваш коммент ниже уже после того, как оставил свой.

Вашу позицию понял, но поверьте: аплодисменты (о которых пилотам обязательно расскажут после заруливания на перрон бортпроводники) не менее приятны, чем если вы лично подойдете к б/п и попросите поблагодарить пилотов.

3
Автор поста оценил этот комментарий
А как ещё поблагодарить пилота за хорошо выполненую работу? За то что он нормально перевез всех, а не сел за штурвал пьяный как свинья, не пустил своё дитя порулить, не решил на спор какой-нибудь финт выкинуть, да в конце концов просто за то, что он справился с этой железной громадиной в воздухе. Мы же благодарим врачей, когда нас хорошо лечат, мы благодарим обслуживающий персонал, когда они всё хорошо сделали. Чем пилот хуже? А я лично, являясь диким аэрофобом, вообще готова пилотам аплодировать вплоть до выхода из здания аэропорта.
Другой вопрос, что вроде как они эти аплодисменты все равно не слышат (точно не знаю, так говорят)
раскрыть ветку (4)
10
Автор поста оценил этот комментарий
а не сел за штурвал пьяный как свинья, не пустил своё дитя порулить, не решил на спор какой-нибудь финт выкинуть, да в конце концов просто за то, что он справился с этой железной громадиной в воздухе

Он при всем желании не сможет такое сделать, если речь идет не про кукурузник какой-нибудь, конечно. А так, чтобы стать пилотом международных полетов, нужно пройти тысячи проверок, включая предполетные проверки, дабы никаких "финтов" не было.


А как ещё поблагодарить пилота за хорошо выполненую работу?
давайте теперь хлопать официантам, когда они принесут нам еду. Такстистам, продавцам и т.д. Пилоты ровно также выполняют работу, как и все остальные люди.
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
"Он при всем желании не сможет такое сделать" - однако я не верю, что ни один пилот в мире ни разу не сел пьяным или не выпил в процессе полёта. Про проверки во избежание "финтов" я думаю было бы интересно прослушать, к примеру, пассажирам того рейса, где пилот поспорил со вторым пилотом и решил посадить самолёт с закрытыми шторками, и в итоге самолёт разбился
Я не предлагаю хлопать всем. Если бы вместо хлопков у меня была возможность подойти к пилоту и лично сказать ему спасибо, я бы подходила и говорила, потому что я реально боюсь летать и для меня очень важно, когда пилот делает все как надо. Но такой возможности нет, а поблагодарить людям хочется. И вообще ошибки тех же продавцов и таксистов не так страшны, как ошибки пилотов. Даже если тот же таксист разобьется на машине вместе с пассажиром, количество жертв будет все равно в разы меньше, чем при авиакатастрофе.
Вообще я сама пилотам практически не аплодирую. Но меня это ни капли не бесит, и я вполне понимаю тех, кто это делает
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
На самом деле у меня нет желания спорить. Я тоже не против поблагодарить пилота, поэтому подхожу при выходе к стюардессе и благодарю ее и прошу передать слова благодарности пилоту.
Автор поста оценил этот комментарий

Ну был же прецедент: "подросток за штурвалом", когда КВС посадил сына... Закончилось трагедией.

Автор поста оценил этот комментарий

Глядите, Д'Артаньян! Похвалим?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку