Как не допустить психологическую травму у ребенка
От стрессов и потрясений невозможно убежать, они время от времени будут случаться. Но можно снизить их влияние и проживать так, чтобы не было ущерба для психики.
Детей особенно хочется оградить от любого негатива, при этом ребенка может напугать гораздо больший спектр событий, чем взрослого. Надо учитывать, что у ребенка
не завершилось развитие мозга (он созреет к 21 году);
не хватает жизненного опыта, готовых сценариев поведения в разных ситуациях;
нет целостной картины мира, мировоззрения, логически объясняющего все разнообразие событий;
в своих реакциях он ориентирован на значимых взрослых.
Исходя из этого строится стратегия помощи ребенку при стрессовой ситуации.
Во-первых, очевидное: нужно убедиться, что ни ребенку, ни вам ничего не угрожает.
Во-вторых, взрослый должен быть в целом в порядке. Прежде всего при коммуникации мы бессознательно считываем у окружающих невербальные средства общения: поза, жесты, мимика, тон голоса, а уже потом – смыслы речи. Взрослый в состоянии паники никогда не утешит ребенка, какие бы правильные слова ни говорил. Поэтому ответственность взрослого – разобраться со своими страхами и травмами, чтобы оставаться надежной опорой для самых дорогих людей.
Остальное – дело техники. Сначала помогаем ребенку выразить эмоции: проплакаться, покричать, побить что-то без ущерба для здоровья. Пусть выходит всё, дайте процессу время и место.
Потом ребенка нужно «вернуть в тело», особенно при испуге: выглаживать голову, грудь и спину, обнять – это поможет почувствовать тело, его границы, ощутить физическую безопасность.
Дальше, когда эмоции утихли – обсуждение события. Объясните ребенку на его уровне понимания, что произошло, почему, какие будут последствия. Как не допустить повторения. Задача: создать логическую цепочку, понимание причины и следствия. Ребёнок, если что, сделает это и сам, только выводы будут, скорее всего, неудачные – так появляются негативные установки. Дети склонны винить во всех бедах себя, поэтому обсуждения крайне важны.
Опять же ответственность взрослого – не передавать собственные негативные установки, а для этого их нужно осознать и что-то с ними сделать. («Доченька, папа так поступил, потому что все мужики козлы». Серьезно?)
В конце – проверка. Смотрим, как ведет себя ребенок, легко ли переключается на привычные темы. Если у него в целом ровный эмоциональный фон, то легко заметить, когда он подавлен, а когда уже в порядке.
Я использую этот алгоритм при любых поводах. Он же – основа терапевтического сеанса: взрослому тоже необходимо пройти эти этапы для освобождения психики от травмирующего опыта.
Психология | Psychology
26.9K постов61.3K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.