Как наши предки защищались от нечисти

Как наши предки защищались от нечисти Мифология, Славянская мифология, Длиннопост

Много веков назад люди искренне верили, что на каждом шагу их подстерегают злые силы: русалки, вампиры, оборотни и прочая нечисть. Все они, конечно, только и ждали момента, чтобы навредить добрым людям. Но такое разнообразие страшных чудовищ порождало не менее разнообразные способы защиты от них. И в сознании наших предков одним из самых действенных были обереги.
Чаще всего в качестве оберегов использовали амулеты, ведь это предмет, который всегда при себе и защитит в любую минуту.

Например, у славян была распространена коньковая подвеска. Чаще всего её прикрепляли к поясу.  Кони воплощали солнце, считалось, что они везут светило по небу на своей колеснице. Поэтому защитная символика была у всего, что связано с конём. Окна и крыши жилищ украшали резьбой в форме головы животного, а в самих домах хранили перевёрнутую подкову для благополучия и достатка.

Как наши предки защищались от нечисти Мифология, Славянская мифология, Длиннопост

Маленьким детям надевали на шею или вешали в колыбель небольшие железные топорики, чтобы уберечь от сглаза. Считалось, что острые предметы способны отпугивать злые силы. По этому же принципу оберегами могли считаться ножи, косы и серпы. Их вешали в хлеву, чтобы нечисть не навредила скоту.

На браслетах, серёжках, кольцах, поясах, одежде и полотенцах изображались защитные знаки – колесо, круг или кони как символ солнца, света и счастья, вилы и рожаницы как символы плодородия.

При создании амулетов соблюдались специальные ритуалы. Обычно их могли делать только знахарки, ведьмы и колдуны, но иногда к этому допускались и кузнецы. Однако тоже не просто так. Южные славяне верили, что ковать оберег должен непременно голый кузнец и обязательно в полночь.

Особое место среди оберегов занимали растения. Например, берёза была очень важным деревом у славян. Она считалась символом благополучия и участвовала во многих обрядах. Её ветвями украшали дома, вешали их на рога коровы и оставляли в хлеву, чтобы отпугивать русалок. Кроме того, берёза защищала от болезней, несчастий и природных бедствий. До сих пор сохранились поверья, что, обняв берёзку, почувствуешь себя лучше.

Однако главенствующая роль в списке священных деревьев принадлежала дубу. Для большинства народов он был символом громовержца – бога среди богов. У славян дуб считался атрибутом Перуна и мог не просто защищать от вредоносных сил, но и исцелять от недугов. Для этого молодой дуб раскалывали надвое и через эту расщелину должен был пролезть человек. Считалось, что дуб «сдерёт» с него болезнь. Мощным оберегом от всех нечистых служили дубовые ветки и листья. Ими обычно украшали жилище.

Как наши предки защищались от нечисти Мифология, Славянская мифология, Длиннопост

Рядом с домом обычно сажали рябину – она должна была сберечь от лешего и ведьмы. При походе в лес охотники брали с собой обструганные ветви рябины и липы, чтобы леший их не тронул (считалось, что над деревьями без коры у него нет силы). А ещё рябина была частью погребального обряда – её ветками обвешивали жилище, вернувшись с погоста, чтобы дух умершего не пришёл домой и не забрал кого-нибудь.

Восточные и южные славяне в похоронных ритуалах часто использовали боярышник. По поверьям, чтобы покойный не превратился в вампира, его тело нужно пронзить шипом этого кустарника. Также боярышник сажали на могиле или обкладывали её листьями. Однако если это не помогало и умерший становился упырём, его тело выкапывали и вонзали в сердце кол из боярышника. Западные славяне для этого применяли осину.

Подобные функции были у ежевики. Чтобы уберечь от превращения в нечисть, рядом с захоронением клали ежевичные стебли или сажали куст. А беременные женщины носили в мешочке ягоды и семена как оберег от несчастий.

Магическими растениями считались также шиповник, можжевельник, терновник, репейник, крыжовник. В представлениях славян, именно их «колючесть» отпугивает злые силы.

Западные славяне очень боялись богинок – зловредных духов, которые преследовали беременных женщин и похищали новорождённых детей. В качестве оберега будущие матери носили зверобой. Не менее страшным существом для славян были босорки – так называли ведьм, имевших несколько душ. От них спасались чесноком и петрушкой, а также венком из колосьев, колючими растениями и вениками.

Сильным оберегом считалась полынь, вероятно, из-за сильного запаха. Как и берёза, она защищала от русалок. Эту траву всегда старались держать при себе, брали в поле, чтобы уберечься от полудницы и от полуночницы. Невеста перед венчанием клала веточку полыни за пазуху, чтобы злые силы ей не навредили. Дымом полыни окуривали дома и хозяйственные постройки, чтобы очистить их. Также магическими считались базилик, крапива, аир, шалфей.

Как наши предки защищались от нечисти Мифология, Славянская мифология, Длиннопост

Очень мощным оберегом для многих народов была соль. Её белый цвет, резко выраженный вкус и способность защищать пищу от порчи породили различные поверья. Соль ставили на стол в первую очередь, чтобы она прогнала нечистую силу. Рассыпанная соль считалась предвестником несчастья и ссор, её нужно было присыпать сахаром или посыпать свою голову, чтобы избежать беды. Соль нельзя было красть или не возвращать взятую взаймы, запрещалось одалживать её ночью – считалось, что это принесёт болезни.

Чтобы защититься от нечисти, вокруг дома, а иногда и целой деревни насыпали круг из соли. До сих пор мы видим, как подобный мотив используется в фильмах и книгах.

Соль была ценным и зачастую дорогим предметом. Она считалась символом богатства. Хозяева встречали гостей хлебом и солью, чтобы показать свои благие намерения и дружбу.

Как наши предки защищались от нечисти Мифология, Славянская мифология, Длиннопост

Конечно, это далеко не все обереги, которые были у наших предков. Практически каждый предмет или растение в сознании людей наделялись особыми свойствами и функциями, я перечислила скорее самые известные и распространённые.

Поверья о них возникли очень давно, однако даже сейчас люди активно используют различные амулеты и травы. И хотя я не верю в существование потусторонних сил, всё же мне кажется, что такие обереги – неплохой способ психологической защиты. Ведь всегда легче, когда искренне веришь, что тебя защищают высшие силы.

Источник:
1. Баркова А.Л.: Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы. М: Манн, Иванов и Фербер, 2022.
2. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. / Под общей ред. Н. И. Толстого. М.: "Международные отношения", 1995.

Наука | Научпоп

7.8K постов79K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.