Как мы свой "ишачок" сбили. Мемуары деда

Как мы свой "ишачок" сбили. Мемуары деда Война, Дед, Мемуары, Военные мемуары, Самолет, Истребитель, Вторая мировая война

Продолжаю публиковать военные мемуары деда. Делюсь с вами парой фрагментов, связанных с авиацией. Почувствуйте разницу в настроениях...


Первые дни войны: "Когда рассвело, над нашими окопами появилось звено наших истребителей "И-16". До сих пор мы не видели ни одного своего боевого самолёта. Обрадовались, что наконец-то появились наши "соколы", выскочили из своих ячеек и давай приветствовать их, машем руками, пилотками. Но они нас "поприветствовали" как следует. Сделали два или три захода над окопами и поливали из пулемётов. Видимо, это были немецкие летчики на захваченных на аэродромах наших "ястребках". Были от этой встречи со своими самолётами потери убитыми и ранеными. После такой встречи с краснокрылыми мы перестали верить опознавательным знакам на самолетах. Какой бы самолёт не появлялся над нами, с советскими опознавательными знаками или немецкими, все равно открывали огонь из винтовок и пулемётов.


После этого был такой курьёзный случай. Это было уже где-то в районе подальше от линии фронта. Летел над нами одиночный самолёт с красными звёздами на крыльях. Но наши, не веря опознавательным знакам, открыли огонь кто из пулемёта, кто из автомата, кто из винтовки, а кто из пистолета. После обстрела самолёт пошёл на снижение не в сторону врага, а в наш тыл. Потом личному составу приказали по самолётам со своими опознавательными знаками огня не открывать. Оказывается, нашим обстрелом был ранен лётчик-инструктор, обучавший курсанта управлению самолётом. Самолёт совершил вынужденную посадку."


Московская битва: "Когда наши пошли в наступление, стояла пасмурная погода, пошел снег и метель. Тучи двигались низко. Несмотря на это, налетели в распоряжение штаба полка и стоянки кавалерийских коней вражеские самолёты. Они бомбили с небольшой высоты и причинили немало потерь кавалеристам. Погибло немало их коней от этой бомбёжки. Но расположение наших войск было хорошо прикрыто зенитными средствами. Когда налетели юнкерсы, был открыт такой огонь по самолётам, что сразу от прямого попадания снаряда в фюзеляж самолёт разлетелся на две части и упал. Вскоре сбили второй самолёт.


Видя это, все, кто был в этом районе, выскочили из своих щелей-нор и тоже давай палить по немецким самолётам: кто из ручного пулемёта, кто из ружья ПРР, а кто и из пистолета, хотя огонь из пистолета был бесполезным. Но все, кто имел оружие, стреляли. Стояла такая трескотня, что ничего не было слышно. В один момент в воздухе горело сразу три самолёта противника. За каких-то полчаса или минут 40 налёта сбили, кажется, 11 самолётов. Такого за все почти четыре года войны больше я не видел. Бывало, что зенитки собьют при налёте один или два самолёта, но никак не больше. А чаще всего налетят самолёты, насыпят на голову бомб и безнаказанно улетят. Но в этом раз радость превзошла и заставила на время забыть все перенесённые ранее обиды и унижения со стороны немецких самолётов и их лётчиков."


Курская дуга: "Перед наступлением передний край немецкой обороны всю ночь обрабатывали наши ночные бомбардировщики. Утром началась артиллерийская обработка, какую мы ещё до сих пор не видели. Она продолжалась 1,5-2 часа. Затем пошли бомбардировщики и штурмовики под прикрытием большого количества истребителей. Такого до сих пор мы не видели. Над нами в сторону противника полетели сотни самолетов. Полное превосходство наших самолетов в воздухе. Душа радовалась. Ведь те, кто воевал с первого же дня войны, думал ли, что доживём до таких дней, когда наши самолёты покрывают всё небо."


Источник: https://zen.yandex.ru/udikov


PS. Интересна ли вам тема? Стоит ли выкладывать продолжение?..

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
9
Автор поста оценил этот комментарий
Нда, так и вижу, как асы люфтваффе отказываются от своих Bf.109F, бросая их на захваченных аэродромах и пересаживаются на И-16... На самом деле всё гораздо проще - летчиков ВВС РККА отправили штурмовать позиции противника. Навигация по карте вообще штука не простая, а уж тем более, в условиях подвижного фронта 1941 года. Вот и проштурмовали, что попалось под руку.
Но вообще, конечно, эти мемуары, как и многие другие, показывают, что рядовой участник боевых действии видит многое совсем не так, как это было на самом деле. Мой покойный дед, бывший пулемётчиком во время взятия Берлина, тоже рассказывал много интересного и ценного. Тем важнее было замечать, как в его повествование вплетаются окопные легенды, послевоенные пропагандистские рассказы и причудливо изменившиеся со временем реальные события...

PS: для танкистов, дисклаймер. Этим комментарием я не пытаюсь принизить важность мемуаров любого участника Великой Отечественной или подвиги бойцов РККА или оскорбить память наших дедов и прадедов. Просто, надо понимать, что за прошедшие 70+ лет, память о войне исказилась непредсказуемым образом, и, как бы мы не верили нашему родному деду, всегда стоит проверять (для себя) его мемуары по другим источникам...

раскрыть ветку (11)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Могли и пересесть, для дезориентации и создания хаоса.

раскрыть ветку (8)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Могли, конечно. Но для "дезориентации и создания хаоса" в какой-то стрелковой части (не крупнее батальона, вероятно), которая почти неизбежно будет очень скоро выбита (в условиях 41-то года!) - это уж очень лютая конспирология. Не говоря уж о возможности на обратном пути попасть под зенитный огонь собственных частей. Дорогая организация хаоса может выйти...

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Но с другой стороны выходит, что это у них вышло: теперь часть молотит по всем самолётам без разбора. А была бы у них зенитка...
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Повторюсь. С 99% вероятностью, проштурмовали позиции этой воинской части свои собственные летчики, никакие немцы тут не причём. В обстановке хаоса первых дней, с воздуха определить свои это или противник, почти нереально. Вон, итальянцы умудрялись регулярно свой собственный флот бомбить, хотя корабль опознать теоретически гораздо проще.

6
Автор поста оценил этот комментарий

"Ишаки" требовали несколько другой техники пилотирования, чем "мессеры". То есть просто так пересесть и полететь, да еще и на "штурмовку" - сложновато. Учиться полетам на "ишаках" в момент наступления и только для того, чтобы "дезориентировать" - это и вправду лютая конспирология.


Просто летчики ошиблись. Таких случаев было множество за всю войну.


А для дезориентации противника немцы не хуйней с трофейными самолетами баловались, а нарушали управление войсками, уничтожая штабы и линии связи.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

У Покрышкина описывался случай, когда немец летал на трофейном Яке с советскими знаками - прикидывался отставшим, пристраивался и стрелял.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

такие случаи были очень редки

И вряд ли немецкий летчик мог вот так вот сесть и полететь на Ишаке. Уж больно машина была суровая.

Как говорится "Кто научился летать на И-16, то научится летать на любом самолете"

2
Автор поста оценил этот комментарий
Ещё в копилочку "ошибок летчиков" и "дружеского огня". Известно, что первым самолётом, сбитым советским асом Покрышкиным, был советский Су-2 - над своей территорией. Не опознал...
Автор поста оценил этот комментарий

Скажем так. Пытались пересесть ибо Ишачков захвачено было очень большое количество. Но "И-16" это самолет, который не терпит ошибок пилотирования. Если мессер более устойчив в небе и простым отпусканием штурвала он сам выравнивался, то ишак требовал постоянной собранности, а в реалиях боя это не совсем просто. Немцы сами признали, что на ишаках могут летать только сумасшедшие русские. А теперь еще добавьте отсутствие закрытой кабины да и в зимний период.  Не буду врать, просто не помню фамилию летчика, который долбил немцев, но знаю факты о его внешности. У него полностью было обморожение лица и выглядел он как франкенштейн, но именно на И-16 лупил мессеров как детей.

Автор поста оценил этот комментарий

Кстати тогда насколько помню были Bf.109E и ишачки с ними очень даже почти на равных ходили. Но немец в жизни бы за штурвал ишачка не сел ибо ссыкотно.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да, но был нюанс. После Эмиля был Фридрих, после Фридриха - Густав. У самолета был запас по модернизациям. Новые, более мощные двигатели, 13 мм. вместо 7.92, нагнетатель, и так далее. В то же время, из базовой конструкции И-16 уже выжали почти всё, что можно. Уже тип 24 был почти на грани, а уж последующие типы, особенно пушечные - требовали особого отношения к пилотированию. Отсюда и высокая аварийность, и строгость в управлении...
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку